Дело № 2-137/2011года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Усть-Ишим «26» мая 2011года Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Фельды З.А. при секретаре Лабода Е.В. с участием истца ПЕРМИНОВОЙ Е.Н., истца ПЕРМИНОВА Д.А. представителя ответчика администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области – СУХАТСКОЙ Л.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПЕРМИНОВОЙ Е.Н., ПЕРМИНОВА Д.А. к администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании бездействия администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязании администрации Усть-Ишимского муниципального района установить и предоставить меры социальной поддержки, о взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 200 рублей и расходов, связанных с оказанием им юридической помощи в размере 1000 рублей, Установил: Перминова Е.Н., Перминов Д.А. обратились в Усть-Ишимский районный суд с исковыми требованиями о признании бездействия администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязании администрации Усть-Ишимского муниципального района установить и предоставить меры социальной поддержки, о взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 200 рублей и расходов, связанных с оказанием им юридической помощи в размере 1000 рублей. В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что в период с 06 августа 2007г. по настоящее время Перминова Е.Н. работает --- врачом МУЗ «У. ЦРБ» с нагрузкой на 1 ставку. Перминов Дмитрий Анатольевич работал в МУЗ «У. ЦРБ» фельдшером --- с 26.03.2009г. по 31.07.2010г. с нагрузкой на 1 ставку. С 31 июля 2008г. по настоящее время они проживают в благоустроенной квартире в ---. С 08.07.2009г. в указанной квартире проживает их дочь П. А.Д. --- года рождения. Общая площадь квартиры -- кв.м., в ней имеется центральное отопление и электроснабжение. До 31.03.2009г. им предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг по месту работы Перминова Д.А. в МОУ «У. детский сад №-». Плату за отопление и освещение занимаемого жилого помещения с 01 апреля 2010 года оплачивают самостоятельно в полном объеме. В 2009 г. Перминовой Е.Н. были представлены субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в общей сумме 2154 руб. 72 коп. Порядок возмещения расходов на отопление и освещение медицинским работникам на 2009 г., 2010г. и 2011г. в Усть-Ишимском районе не определен, необходимые денежные средства на эти цели в бюджете муниципального района не заложены. В апреле 2010 г. председатель профсоюзного комитета МУЗ «У. ЦРБ» Л. Е.В. в интересах всех медицинских работников МУЗ обращалась к Главе муниципального района С. А.С. по вопросу предоставления указанных льгот. До настоящего времени вопрос не решен. В ответе Главы от 13.04.2010 указано, что муниципальному району для решения вопроса обеспечения льгот по отоплению и освещению медицинским работникам, из вышестоящих бюджетов денежные средства не передавались. Таким образом, администрация муниципального района фактически устранилась от решения указанного вопроса. Считают, что им, как медицинским работникам МУЗ «У. ЦРБ» незаконно не предоставлены социальные гарантии, предусмотренные Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» в период с 01 апреля 2009г. по настоящее время. Непредставление Администрацией Усть-Ишимского муниципального района мер социальной поддержки нарушает их права. МУЗ (муниципальное учреждение здравоохранения) «У. центральная районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области. В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1 действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ. Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая). Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая). Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. (часть шестая). Частью 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности. Статьей 36 закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской облаете о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона). Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 статьи (п. 3 ст. 36). Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года Законом Омской области от 29.12.2009 г. № 1219-03 (ред. 03.02.2010). Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки. Действие статьи 37 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года законом Омской области от 24.11.2008 года № 1093-03. Согласно п.п. 3,4 ст.37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твёрдого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников, расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности. В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, считают правомерно определить объем таких мер исходя из объема таких мер, установленных Законом Омской области. Тот факт, что лечебную деятельность в муниципальном учреждении здравоохранения, расположенном в сельской местности они начали осуществлять после 31 декабря 2004 года не должен иметь решающего значения, так как законоположения, устанавливающие льготы сельским медикам, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой приема на работ) различия в формах обеспечения мерами социальной поддержки, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2). согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В силу приведенной правовой позиции признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за отопление и освещение занимаемого жилого помещения только за теми работниками учреждений здравоохранения, которые его получали по состоянию на 31 декабря 2004г., при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, начавших свою лечебную деятельность в сельской местности после 1 января 2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Кроме того, как указано выше, пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ установлено сохранение социальных гарантий не конкретным гражданам, а, именно, категориям граждан. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 года № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Получение Перминовой Е.Н. в 2009 году субсидий в размере 2154 руб. 72 коп. на оплату коммунальных платежей не должны лишать ее права на получение мер социальной поддержки, считают, что указанная сумма должна быть принята к зачету при определении размера причитающей компенсации расходов на отопление и освещение. Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. То обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком оказался муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов. В судебном заседании истица Перминова Е.Н. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не предоставлению ей мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения расположенного по адресу: Усть-Ишимский район, ---, обязать администрацию Усть-Ишимского муниципального района установить и предоставить ей, как, медицинскому работнику меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение жилого помещения расположенного по адресу: Усть-Ишимский район, --- за период с 01 апреля 2009г. по 01 мая 2011 года, в размере не ниже предусмотренного статьей 36 закона Омской области oт 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан". В МУЗ «У. ЦРБ» она работает с 06 августа 2007 года, льготу получала до 01 апреля 2009 года. С 08 июля 2009 года у них проживает дочь П. А.Д. Истец Перминов Д.А. поддержал заявленные требования по основаниям указанным в исковом заявлении, просит суд признать незаконным бездействие администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения расположенного по адресу: Усть-Ишимский район, ---, обязать администрацию Усть-Ишимского муниципального района установить и предоставить ему, как, медицинскому работнику меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение жилого помещения, расположенного по адресу: Усть-Ишимский район, --- за период с 01 апреля 2009г. по 31 июля 2010 года в размере не ниже предусмотренного статьей 36 закона Омской области oт 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", взыскать с ответчика в их пользу также возмещения всех понесенных судебных расходов, в том числе по оплате государственной пошлине в размере 200 руб. и оплате юридических услуг в размере 1000 руб. Представитель ответчика - Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области Сухатская Л.М. суду пояснила, что ответчик заявленные истцами исковые требования не признает по следующим основаниям: Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением в настоящее время не гарантированы федеральным законодательством в связи с тем, что часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», согласно которой врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством с 1 января 2005 года утратила силу - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР также утратила силу с 01.03.2005 года - Федеральный закон от 29.12.2004 года N 189-ФЗ. Согласно части 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления, но ни виды мер социальной поддержки, ни размер, ни порядок их предоставления не определен. Органами местного самоуправления Усть-Ишимского муниципального района, исходя из возможностей местного бюджета, нормативный правовой акт, регулирующий порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан муниципальных учреждений здравоохранения в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением также не принимался. В Омской области 04.07.2008г. принят Закон Омской области №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Статьей 36 Кодекса предусмотрены меры социальной поддержки работников отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений. Статьей 37 определен порядок и условия предоставления мер социальной поддержки работников отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров уволенных из таких учреждений. Статьей 16 Закона Омской области от 24.11.2008 года N 1093-03 действие статей 36 и 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года. Законом Омской области от 29.12.2009 года N 1219-03 действие статей 36 и 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года. Статьей 15 Закона Омской области от 09.12.2010 года N 1313-03 действие статей 36 и 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области приостановлено с 1 января по 31 декабря 2011 года. За период 2007-2008 годы из областного бюджета (субвенция) на предоставление мер социальной поддержки работникам здравоохранения поступило 1705,2 тыс.рублей, за период 2009-2010 годы средства в районный бюджет на эти цели не поступали. У Администрации Усть-Ишимского муниципального района отсутствуют правовые основания для выплаты за счет средств бюджета муниципального района компенсации расходов на отопление и освещение медицинским работникам, так как основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления и устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации является Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 закона является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию. Представитель третьего лица - комитета финансов и контроля администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области в судебном заседании не присутствовал. О времени и месте проведения судебного заседания третье лицо было извещено своевременно, надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, суд находит, что требования истцов подлежат удовлетворению. К данному выводу суд пришел исходя из следующего: В соответствии с ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» ( в редакции, действовавшей до 22 августа 2004г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Данные льготы были обеспечены на федеральном уровне. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - и рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. 22 августа 2004г. принят Федеральный Закон № 122-ФЗ, пунктом 50 ст. 35 которого решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной п. 50 ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ. Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации ( ч.4). Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации – органами государственной власти субъектов Российской Федерации ( ч.5). Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения – органами местного самоуправления ( ч.6). Таким образом, частью 6 статьи 63 Основ законодательств Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ по существу устанавливает обязанность органов местного самоуправления устанавливать меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности. Согласно ст. 36 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» 1. Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей имеют постоянно проживающие в сельской местности следующие категории граждан: 1) работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры, а также в муниципальных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых соответственно органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения, органом исполнительной власти Омской области в сфере культуры по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области (далее - работники). 2. Работникам и неработающим пенсионерам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); 1.1) компенсация расходов на оплату отопления: - при наличии приборов учета - фактически понесенных расходов, но не более расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг; - при отсутствии приборов учета - расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); 2) компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчета 0,065 т угля и 0,087 куб.м дров на 1 кв.м общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; 3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчета 5,52 куб.м газа на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; 4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). 3. Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г. Законом Омской области от 29 декабря 2009 г. № 1219-ОЗ ( ред. 03.02.2010г.) Статьей 37 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» регулируется порядок и условия предоставления мер социальной поддержки. Согласно п.п. 3,4 ст. 37 Закона Омской области от 4 июля 2008г. № 1061 -03 « Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твёрдого топлива, природного газа, электроэнергии работникам осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки ( в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Действие статьей 36, 37 было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009г. п.п.2 п.1 ст. 17 Законом Омской области от 24 ноября 2008г. № 1093 – ОЗ. Определением Верховного суда РФ от 28 октября 2009г. отдельные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008г. № 1093-ОЗ « Об областном бюджете на 2009год».) были признаны противоречащими действующему законодательству. На основании определения Конституционного суда Российской Федерации от 03.02.2010 года N136-О-П в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление вышеуказанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопление и освещение) с учетом требований федерального законодательства и правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что установление законом Омской области мер социальной поддержки работников, расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности. Пунктом 2 ст. 153 Федерального Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004г. установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий ( в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004г. При изменении после 31декабря 2004года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Перминова Е.Н. является медицинским работником – --- врачом -- МУЗ «У. ЦРБ», о чем свидетельствует копия трудовой книжки, (л.д.12),копия приказа о приёме на работу (л.д.50), копия трудового договора (л.д.53-55). Согласно копии свидетельства о заключении брака --- 03 ноября 2007 года Р.Е.Н. вступила в зарегистрированный брак с Перминовым Д.А. и приняла фамилию Перминова. (л.д.39). О том, что Перминов Д.А. в период с 26 марта 2009 года по 31 июля 2010 года являлся медицинским работником – фельдшером отделения -- МУЗ «У. ЦРБ», подтверждается копией трудовой книжки (л.д.9,10), копией приказа о приёме на работу (л.д.51), копией трудового договора (л.д.56-58),копией приказа о расторжении трудового договора (л.д.52), справкой о том, что истец действительно работал в МУЗ «У. ЦРБ». (л.д.15). Проживают истцы, согласно справки, выданной Администрацией Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, по --- Усть-Ишимского района Омской области, с 08.07.2009 года совместно с ними проживает дочь – П.А.Д. --- года рождения (л.д.14,30,31). Ответчики на учете в БУ Омской области «--» как получатели льгот Федерального и Регионального уровней, получателями денежного эквивалента скидки по коммунальным услугам и твердому топливу в 2009 – 2010гг. не являлись. Перминовой Е.Н. в 2009 году были предоставлены субсидии на жилое помещение и коммунальные услуги в размере 2154 руб. 72 коп.(л.д.32). О том, что истцам, а так же члену их семьи меры социальной поддержки, как медицинским работникам не предоставлялись, подтверждается ответом Главы Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области от 13 апреля 2010г. №441,(л.д.34), справками, выданными Бюджетным учреждением Омской области «---» (л.д.13,32). МУЗ «У. ЦРБ» является муниципальным учреждением здравоохранения. Учредителем данного учреждения является – Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области, что подтверждается копией Устава МУЗ «У. ЦРБ» (л.д.л.д.59-68). Согласно справок, выданных МУЗ «У. ЦРБ», Перминовой Е.Н. и Перминову Д. А. компенсация расходов на отопление жилого помещения и расходов на оплату электроэнергии с 01 января 2009 года не выплачивалась. (л.д.л.д.48,49). Из предоставленных копий квитанций следует, что истцы вносили плату за отопление и электроэнергию в полном объёме, начиная с августа 2007 года и по настоящее время. (л.д.л.д.17-27). Таким образом, суд полагает, что совокупность данных доказательств свидетельствует о наличии у истцов, как медицинских работников муниципального учреждения здравоохранения, права на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки и о не предоставление ей таковых в период их работы в качестве медицинских работников муниципального учреждения здравоохранения в виду бездействия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области. В период с 2008г. по настоящее время вид и объем мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим в муниципальных учреждениях здравоохранения в Омской области определен Законом Омской области. В связи с чем, учитывая, что в Усть-Ишимском муниципальном районе Омской области отсутствует правовой акт, устанавливающий меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд находит необходимым руководствоваться тем объемом мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области, который установлен ст. 36 Закона Омской области №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Ссылки ответчика на отсутствие финансовых средств в районе и не поступление необходимого финансирования на данные нужды из областного бюджета не могут служить основанием для нарушения прав указанной категории граждан. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством финансирования помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Тот факт, что лечебную деятельность в муниципальном учреждении здравоохранения, расположенном в сельской местности Перминова Е.Н. и Перминов Д.А. начали осуществлять после 31 декабря 2004 года не должен иметь решающего значения, так как законоположения, устанавливающие льготы сельским медикам, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой приема на работу различия в формах обеспечения мерами социальной поддержки нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В силу приведенной правовой позиции признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за отопление и освещение занимаемого жилого помещения только за теми работниками учреждений здравоохранения, которые его получали по состоянию на 31 декабря 2004г., при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, начавших свою лечебную деятельность в сельской местности после 1 января 2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Кроме того, как указано выше, пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, установлено сохранение социальных гарантий не конкретным гражданам, а, именно, категориям граждан. Истцами заявлены требования о возмещении им ответчиком судебных расходов связанных с оплатой государственной пошлины в размере 200 руб. и с оплатой юридических услуг по составлению искового заявления и представительству в суде в размере 1000 руб. Учитывая, что в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ ответчик, являющийся органом местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины, суд находит, что требования о возмещении ответчиком судебных расходов связанных с оплатой истицей государственной пошлины, удовлетворению не подлежит. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы и, принимая во внимание, что истцами предоставлено в суд доказательство, свидетельствующее о понесенных ими в связи с обращением в суд расходов связанных с оплатой услуг представителя в судебном заседании и оплатой услуг по составлению искового заявления ( квитанция серия ГС № 000028 от 03 мая, а так же то, что данные расходы являются соразмерными и обоснованными, суд полагает, что подлежат возмещению истцам ответчиком понесённые ими вышеуказанные расходы в полном объёме. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд р е ш и л : Исковые требования ПЕРМИНОВОЙ Е.Н., ПЕРМИНОВА Д.А. удовлетворить. Признать незаконными бездействия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки ПЕРМИНОВОЙ Е. Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 01 апреля 2009 года по 01 мая 2011 года. Признать незаконными бездействия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки ПЕРМИНОВУ Д. А. виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 01 апреля 2009 года по 31 июля 2010 года. Обязать администрацию Усть-Ишимского муниципального района установить и предоставить ПЕРМИНОВОЙ Е.Н. как, медицинскому работнику меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение за период с 01 апреля 2009г. по 01 мая 2011г. в размере не ниже предусмотренного статьей 36 закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" с зачетом в счет причитающейся компенсации 2 154 руб. 72 коп. Обязать администрацию Усть-Ишимского муниципального района установить и предоставить Перминову Д. А. как, медицинскому работнику меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение за период с 01 апреля 2009г. по 31 июля 2010г. в размере не ниже предусмотренного статьей 36 закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан". Взыскать с Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области в пользу ПЕРМИНОВОЙ Е.Н., проживающей в в счет возмещения судебных расходов - расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере 500 рублей, в пользу ПЕРМИНОВА Д.А. – расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере 500 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омской областной суд в 10-дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Ишимский районный суд Омской области. Судья Усть-Ишимского районного суда З.А. Фельда Кассационная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Усть-Ишимского районного суда Омской области от 26 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения Председательствующий: Подпись Судьи: Подписи Решение вступило в законную силу 29.06.2011 года