2-134/2011 Решение по иску Левицкой М.Е. о признании незаконным бездействия адм. Усть-Ишимского МР по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления, электроэнергии



Дело № 2-134/2011года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2011 года с. Усть-Ишим

Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Фельды З.А.

при секретаре Лабода Е.В.

с участием представителя истицы СУРЕНКОВА Г.А.,

представителя ответчика администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области – СУХАТСКОЙ Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ЛЕВИЦКОЙ М.Е. к администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании бездействия администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязании администрации Усть-Ишимского муниципального района установить и предоставить меры социальной поддержки, о взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 200 рублей и расходов, связанных с оказанием ей юридической помощи в размере 1000 рублей, расходов, связанных с оплатой услуг нотариуса в размере 800 рублей,

установил:

Левицкая М.Е. обратилась в Усть-Ишимский районный суд с исковыми требованиями к администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании бездействия администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязании администрации Усть-Ишимского муниципального района установить и предоставить меры социальной поддержки, о взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 200 рублей и расходов, связанных с оказанием ей юридической помощи в размере 1000 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований истица указала, что в период с 21 июля 2008 г. по настоящее время она работает зубным врачом МУЗ «У. ЦРБ». С 01.01.2009г. по 23.03.2009г. она проживала одна по адресу с. --- в благоустроенной квартире общей площадью -- кв.м. с центральным отоплением и электрическим освещением. С 24 марта 2009г. по 27 января 2010г. истца проживала вдвоем с мужем - Л.А.В. по адресу --- в благоустроенной квартире общей площадью --- кв. м. с центральным отоплением и электрическим освещением, а с 28.01.2010г. по 06.08.2010 г. проживали втроем совместно с мужем - Л.А.В. и дочерью – Л.П.А. --- г.р. в вышеуказанной квартире по адресу с. ---.

Плату за отопление и освещение занимаемых жилых помещений в указанный период осуществляла сама в полном объеме без какого-либо возмещения.

Порядок возмещения расходов на отопление и освещение медицинским работникам на 2009 г., 2010г. и 2011г. в Усть-Ишимском районе не определен.

В апреле 2010 г. председатель профсоюзного комитета МУЗ «У. ЦРБ» Л.Е.В. в интересах всех медицинских работников МУЗ «У. ЦРБ» обращалась к Главе муниципального района С. А.С. по вопросу предоставления указанных льгот.

До настоящего времени вопрос не решен. В ответе Главы от 13.04.2010 года указано, что муниципальному району для решения вопроса обеспечения льгот по отоплению и освещению медицинским работникам из вышестоящих бюджетов денежные средства не передавались.

Таким образом, администрация муниципального района фактически устранилась от решения указанного вопроса.

Считает, что ей как медицинскому работнику МУЗ «У. ЦРБ» незаконно не предоставлены социальные гарантии, предусмотренные Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» в период с 01 января 2009г. по настоящее время. Непредставление Администрацией Усть-Ишимского муниципального района мер социальной поддержки как медицинскому работнику нарушает ее права.

МУЗ (муниципальное учреждение здравоохранения) «У. центральная районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области.

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ.

Согласно указанной норме меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации. -органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. (часть шестая).

Частью 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

Статьей 36 закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих

свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).

Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 статьи (п. 3 ст. 36).

Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года Законом Омской области от 29.12.2009 года №1219-03 (ред. 03.02.2010).

Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.

Действие статьи 37 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года законом Омской области от 24.11.2008 № 1093-03.

Согласно п.п. 3,4 ст.37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников, расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, считает правомерно определить объем таких мер исходя из объема таких мер, установленных Законом Омской области.

Тот факт, что лечебную деятельность в муниципальном учреждении здравоохранения, расположенном в сельской местности она начала осуществлять после 31 декабря 2004 года, не должен иметь решающего значения, так как законоположения, устанавливающие льготы сельским медикам, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой приема на работу различия в формах обеспечения мерами социальной поддержки, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В силу приведенной правовой позиции признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за отопление и освещение занимаемого жилого помещения только за теми работниками учреждений здравоохранения, которые его получали по состоянию на 31 декабря 2004г., при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, начавших свою лечебную деятельность в сельской местности после 1 января 2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Кроме того, как указано выше, пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, установлено сохранение социальных гарантий не конкретным гражданам, а. именно, категориям граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. То обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком оказался муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.

В судебное заседание истица Левицкая М.Е. не явилась, хотя своевременно была извещена о дне, месте и времени рассмотрения дела. Свои интересы доверяет представлять Суренкову Г.А.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.

Представитель истца – Суренков Г.А. поддержал заявленные требования по основаниям указанным в исковом заявлении и пояснил, что Левицкая М.Е. является медицинским работником в МУЗ «У. ЦРБ». В 2009 году выплата льгот указанным работникам прекратилась в связи с принятием Закона Омской области. Прекращение выплаты компенсации является незаконным. Выплата компенсации предусматривалась ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». Закон №122 –ФЗ внёс изменения в ст. 63 Основ, определил порядок предоставления льгот, и условия их определения возлагались на органы местного самоуправления. Вновь установленные льготы не должны быть хуже, чем те, которые имелись на момент вступления в силу закона. Данная норма закона не действует. Бездействие администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области повлекло затраты истицы, которые должны быть возмещены за счёт ответчика. А то, что истица начала работать в МУЗ «У. ЦРБ» с 21 июля 2008 года не имеет значения по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, по не предоставлению Левицкой М.Е. мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения расположенного по адресу: Усть-Ишимский район, с. --- за период с 01 января 2009г. по 23 марта 2009г. и жилого помещения расположенного по адресу: Усть-Ишимский район, с. --- за период с 24 марта 2009г. по 06 августа 2010 г., обязать администрацию Усть-Ишимского муниципального района установить и предоставить истице как медицинскому работнику меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение жилого помещения расположенного по адресу: Усть-Ишимский район, --- за период с 01 января 2009г. по 23 марта 2009г. и жилого помещения расположенного по адресу: Усть-Ишимский район, --- за период с 24 марта 2009г. по 06 августа 2010 г., в размере не ниже предусмотренного статьей 36 закона Омской области oт 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан".

Настаивал на взыскании с ответчика в пользу истицы также возмещения всех понесенных судебных расходов, в том числе по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. и оплате юридических услуг в размере 1000 рублей, а также судебные расходы на оформление доверенности в сумме 800 рублей.

Представитель ответчика - Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области Сухатская Л.М. суду пояснила, что ответчик заявленные истицей исковые требования не признает по следующим основаниям:

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением в настоящее время не гарантированы федеральным законодательством в связи с тем, что часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», согласно которой врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством с 1 января 2005 года утратила силу - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР также утратила силу с 01.03.2005 года - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Согласно части 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления, но ни виды мер социальной поддержки, ни размер, ни порядок их предоставления не определен.

Органами местного самоуправления Усть-Ишимского муниципального района, исходя из возможностей местного бюджета, нормативный правовой акт, регулирующий порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан муниципальных учреждений здравоохранения в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, также не принимался.

В Омской области 04.07.2008г. принят Закон Омской области №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Статьей 36 Кодекса предусмотрены меры социальной поддержки работников отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений. Статьей 37 определен порядок и условия предоставления мер социальной поддержки работников отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений.

Статьей 16 Закона Омской области от 24.11.2008 N 1093-03 действие статей 36 и 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года.

Законом Омской области от 29.12.2009 N 1219-03 действие статей 36 и 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года.

Статьей 15 Закона Омской области от 09.12.2010 года N 1313-03 действие статей 36 и 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области приостановлено с 1 января по 31 декабря 2011 года.

За период 2007-2008 год из областного бюджета (субвенция) на предоставление мер социальной поддержки работникам здравоохранения поступило 1705,2 тыс.рублей, за период 2009-2010 год средства в районный бюджет на эти цели не поступали.

У Администрации Усть-Ишимского муниципального района отсутствуют правовые основания для выплаты за счет средств бюджета муниципального района компенсации расходов на отопление и освещение медицинским работникам, так как основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления и устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 закона является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.

Представитель третьего лица - комитета финансов и контроля администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области в судебном заседании не присутствовал. О времени и месте проведения судебного заседания третье лицо было извещено своевременно, надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, суд находит, что требования истицы подлежат удовлетворению. К данному выводу суд пришел исходя из следующего:

В соответствии с ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (в редакции, действовавшей до 22 августа 2004г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Данные льготы были обеспечены на федеральном уровне.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - и рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

22 августа 2004г. принят Федеральный Закон № 122-ФЗ, пунктом 50 ст. 35 которого решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной п. 50 ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ. Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации ( ч.4).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации – органами государственной власти субъектов Российской Федерации ( ч.5).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения – органами местного самоуправления ( ч.6).

Таким образом, частью 6 статьи 63 Основ законодательств Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ по существу устанавливает обязанность органов местного самоуправления устанавливать меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

Согласно ст. 36 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»

1. Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, имеют постоянно проживающие в сельской местности следующие категории граждан:

1) работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры, а также в муниципальных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых соответственно органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения, органом исполнительной власти Омской области в сфере культуры по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области (далее - работники).

2. Работникам и неработающим пенсионерам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);

1.1) компенсация расходов на оплату отопления:

- при наличии приборов учета - фактически понесенных расходов, но не более расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг;

- при отсутствии приборов учета - расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг.

Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);

2) компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчета 0,065 т угля и 0,087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;

3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчета 5,52 куб.м газа на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;

4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера).

3. Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010г. Законом Омской области от 29 декабря 2009г. № 1219-ОЗ ( ред. 03.02.2010г.)

Статьей 37 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» регулируется порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.

Согласно п.п. 3,4 ст. 37 Закона Омской области от 4 июля 2008г. № 1061 -03 « Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором ( за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Действие статьей 36, 37 было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009г. п.п.2 п.1 ст. 17 Законом Омской области от 24 ноября 2008г. № 1093 – ОЗ. Определением Верховного суда РФ от 28 октября 2009г. отдельные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008г. № 1093-ОЗ « Об областном бюджете на 2009г. были признаны противоречащими действующему законодательству.

На основании определения Конституционного суда Российской Федерации от 03.02.2010 N136-О-П в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление вышеуказанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопление и освещение) с учетом требований федерального законодательства и правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что установление законом Омской области мер социальной поддержки работников, расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004г. установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в связи с принятием настоящего федерального закона, нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004г. При изменении после 31декабря 2004года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Левицкая М.Е. является медицинским работником – --- врачом МУЗ «У. ЦРБ», о чем свидетельствует копия трудовой книжки, (л.д.10), копия приказа о приеме на работу, (л.д.31, копия трудового договора (л.д.32-33), справка, выданная МУЗ «У. ЦРБ» (л.д.30).

Согласно справкам, выданным Администрацией Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, Левицкая М.Е. с 01.01.2009 года по 23.03.2009 года проживала одна по --- Усть-Ишимского района Омской области (л.д. 11), с 24.03.2009 года по 06.08.2010 года проживала по --- Усть-Ишимского района Омской области, совместно с ней проживали: Л.А.В. – муж, Л.П.А. --- г.р. – дочь (л.д.12,13).

В период с 01 января 2009 года по 06 августа 2010 года мерами социальной поддержки, как медицинский работник, Левицкая М.Е., а так же члены ее семьи по каким-либо иным основаниям не пользовались в виду не предоставления таковых. (л.д.30).

Данные обстоятельства нашли свое подтверждение пояснениями представителя истицы Суренкова Г.А., представителя ответчика Сухатской Л.М., ответом Главы Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области от 13 апреля 2010г. №441 (л.д.22), справкой выданной Бюджетным учреждением Омской области «---» (л.д.14).

МУЗ «У. ЦРБ» является муниципальным учреждением здравоохранения. Учредителем данного учреждения является – Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области, что подтверждается копией Устава МУЗ «У. ЦРБ» (л.д.л.д.34-43).

Таким образом, суд полагает, что совокупность данных доказательств свидетельствует о наличии у Левицкой М.Е., как медицинского работника муниципального учреждения здравоохранения, права на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки и о не предоставлении ей таковых в период ее работы в качестве медицинского работника муниципального учреждения здравоохранения в 2009, 2010 годах в виду бездействия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области.

В период с 01 января 2009г. по 06 августа 2010 года вид и объем мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим в муниципальных учреждениях здравоохранения в Омской области определен Законом Омской области. В связи с чем, учитывая, что в Усть-Ишимском муниципальном районе Омской области отсутствует правовой акт, устанавливающий меры социальной поддержки указанной категории граждан суд находит необходимым руководствоваться тем объемом мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области, который установлен ст. 36 Закона Омской области №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

Ссылки ответчика на отсутствие финансовых средств в районе и не поступление необходимого финансирования на данные нужды из областного бюджета не могут служить основанием для нарушения прав указанной категории граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, обеспечивается посредством финансирования помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Тот факт, что лечебную деятельность в муниципальном учреждении здравоохранения, расположенном в сельской местности Левицкая М.Е. начала осуществлять после 31 декабря 2004 года не должен иметь решающего значения, так как законоположения, устанавливающие льготы сельским медикам, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой приема на работу различия в формах обеспечения мерами социальной поддержки, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В силу приведенной правовой позиции признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за отопление и освещение занимаемого жилого помещения только за теми работниками учреждений здравоохранения, которые его получали по состоянию на 31 декабря 2004г., при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, начавших свою лечебную деятельность в сельской местности после 1 января 2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Кроме того, как указано выше, пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ установлено сохранение социальных гарантий не конкретным гражданам, а, именно, категориям граждан.

Согласно копии свидетельства о заключении брака --- от 19.12.2008 года К.М. Е. вступила в зарегистрированный брак и приняла фамилию Левицкая. (л.д.44).

Истицей заявлены требования о возмещении ей ответчиком судебных расходов связанных с оплатой государственной пошлины в размере 200 руб. и с оплатой юридических услуг по составлению искового заявления и представительству в суде в размере 1000 руб., с оплатой расходов по составлению доверенности в сумме 800 рублей.

Учитывая, что в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ ответчик, являющийся органом местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины, суд находит, что требования о возмещении ответчиком судебных расходов связанных с оплатой истицей государственной пошлины, удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы и, принимая во внимание, что истицей предоставлены в суд доказательства, свидетельствующее о понесенных ею в связи с обращением в суд расходов связанных с оплатой услуг своего представителя в судебном заседании, оплатой услуг по составлению искового заявления (квитанция серия --- от 03 мая 2011 года), с оплатой услуг по составлению доверенности (л.д.53), а так же то, что данные расходы являются соразмерными и обоснованными, суд полагает, что подлежат возмещению истице ответчиком понесённые ею вышеуказанные расходы в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

р е ш и л :

Исковые требования ЛЕВИЦКОЙ М.Е. удовлетворить.

Признать незаконными бездействия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки ЛЕВИЦКОЙ М.Е. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 01 января 2009 года по 06 августа 2010 года.

Обязать Администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «У. центральная районная больница» ЛЕВИЦКОЙ М.Е. в виде компенсации расходов на отопление и освещение за период с период с 01 января 2009 года по 06 августа 2010 года в размере не ниже предусмотренного статьей 36 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

Взыскать с Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области в пользу ЛЕВИЦКОЙ М.Е. в счет возмещения судебных расходов - расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере 1000 рублей и расходы, связанные с оплатой услуг по составлению доверенности в сумме 800 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омской областной суд в 10-дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Усть-Ишимский районный суд Омской области.

Судья

Усть-Ишимского районного суда З.А. Фельда

Решение изготовлено в окончательной форме 23 мая 2011 года.

Судья: З.А. Фельда

Кассационная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Усть-Ишимского районного суда Омской области от 23 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения

Председательствующий: Подпись

Судьи: Подписи

Решение вступило в законную силу 29.06.2011 года