Дело № 2 – 324/2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Усть-Ишим «29» сентября 2011 года Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Скидан Е.В. с участием старшего помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области Белоусова В.Н. представителя ответчика – администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области Сухатской Л.М. при секретаре судебного заседания Рахимовой Д.З. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Ишимского района Омской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц в том числе интересов несовершеннолетних граждан к МОУ «КС. ООШ», к администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области об обязании МОУ «КС. ООШ» Усть-Ишимского района Омской области, администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области устранить нарушения требований пожарной безопасности путём оборудования здания МОУ «КС. ООШ» Усть-Ишимского района Омской области каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть, о взыскании государственной пошлины в установленном законом порядке, Установил: Прокурор Усть-Ишимского района Омской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе в интересах несовершеннолетних граждан, обратился в Усть-Ишимский районный суд Омской области с исковым заявлением об обязании МОУ «КС. ООШ» Усть-Ишимского района Омской области, администрации Усть-Ишимского района Омской области устранить нарушения требований пожарной безопасности путём оборудования здания МОУ «КС. ООШ» Усть-Ишимского района Омской области каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть, о взыскании государственной пошлины в установленном законом порядке ссылаясь на то, что Прокуратурой района в сентябре 2011 года проведена проверка исполнения законодательства об образовании, пожарной безопасности и противодействии терроризму в деятельности МОУ «КС. ООШ» Усть-Ишимского района Омской области, в результате которой выявлены нарушения в указанной сфере. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с п. 3 и 4 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон от 10.07.1992 № 3266-1) образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 51 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно требованиям, закрепленным в ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие террористической деятельности осуществляется по следующим основным принципам: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма. Концепцией противодействия терроризма в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009, в п. 10 определено, что основными задачами противодействия терроризму являются выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон о пожарной безопасности) под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. В силу ст. 34 Федерального закона о пожарной безопасности граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно абз. 8 ст. 37 Федерального закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии с п. 9 таблицы 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 здания общественно и административно-бытового назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р «О перечне национальных стандартов и сводов правил» в соответствии с ч. 3 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», к которым также относятся Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.13, 3.15 - 3.20, абзац первый пункта 3.21, пункты 3.22 - 3.25), 4, 5 (пункты 5.1 - 5.19, 5.30 - 5.32, 5.34 - 5.40), 7 – 9 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». В соответствии с абз. 4 п. 3.16 «СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения», утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 № 390, здания дошкольных образовательных учреждений, школ, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов должны быть оборудованы каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть. Кроме того, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение. Согласно информации ОНД Усть-Ишимского района УНД ГУ МЧС России по Омской области от 14.09.2011 № 188 здание МОУ «КС. ООШ» Усть-Ишимского района Омской области не оборудовано каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть. В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного Закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Финансирование МОУ «КС. ООШ» Усть-Ишимского района Омской области осуществляется из средств бюджета муниципального района, в силу чего, Администрация Усть-Ишимского района Омской области несет обязанность по обеспечению условий, отвечающих требованиям пожарной и антитеррористической защищенности данного образовательного учреждения. Таким образом, обязанности по устранению имеющихся на сегодняшний день нарушений законодательства о пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму в равной степени возложены на Администрацию Усть-Ишимского района Омской области и непосредственно на МОУ «КС. ООШ» Усть-Ишимского района Омской области Кроме того, п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Таким образом, отсутствие в данном образовательном учреждении канала передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть не позволит своевременно ликвидировать возможное возгорание в здании образовательного учреждения, своевременно сообщить о нем в пожарную часть, противоречит принципу приоритета мер предупреждения терроризма, повышает риск совершения террористических актов в пределах территории учреждения, угрожает жизни и здоровью воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Ишимского района Омской области Белоусов В.Н. исковые требования поддержал, просит обязать МОУ «КС. ООШ» Усть-Ишимского района Омской области, администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области устранить нарушения требований пожарной безопасности путём оборудования здания МОУ «КС. ООШ» Усть-Ишимского района Омской области каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть, о взыскании государственной пошлины в установленном законом порядке. Представитель ответчика – МОУ «КС. ООШ» в судебном заседании не присутствовал. Ответчик просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, заявленные исковые требования признал, просил снизить размер государственной пошлины до 200 рублей. Представитель ответчика – администрации Усть-Ишимского района Омской области Сухатская Л.М. в судебном заседании с исковыми требованиями согласна. Заявила ходатайство об отсрочке исполнения решения до сентября 2012г. Заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с п. 3 и 4 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон от 10.07.1992 № 3266-1) образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 51 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно требованиям, закрепленным в ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие террористической деятельности осуществляется по следующим основным принципам: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма. Концепцией противодействия терроризма в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009, в п. 10 определено, что основными задачами противодействия терроризму являются выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон о пожарной безопасности) под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. В силу ст. 34 Федерального закона о пожарной безопасности граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно абз. 8 ст. 37 Федерального закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии с п. 9 таблицы 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 здания общественно и административно-бытового назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р «О перечне национальных стандартов и сводов правил» в соответствии с ч. 3 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», к которым также относятся Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.13, 3.15 - 3.20, абзац первый пункта 3.21, пункты 3.22 - 3.25), 4, 5 (пункты 5.1 - 5.19, 5.30 - 5.32, 5.34 - 5.40), 7 – 9 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». В соответствии с абз. 4 п. 3.16 «СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения», утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 № 390, здания дошкольных образовательных учреждений, школ, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов должны быть оборудованы каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть. Кроме того, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение. Судом установлено, что в сентябре 2011 года проведена проверка исполнения законодательства об образовании, пожарной безопасности и противодействии терроризму в деятельности МОУ «КС. ООШ» Усть-Ишимского района Омской области, в результате которой выявлены нарушения в указанной сфере (л.д. 18,19). В ходе проверки выявлены нарушения связанные с отсутствием в школе канала передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть. Данные нарушения правил пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, находящихся в данном учреждении. Кроме того, непринятие мер по их устранению препятствует доступу находящихся лиц к инновационной деятельности в рамках национального проекта «Образование», поскольку участниками конкурса могут быть лишь учреждения, в деятельности которых не зафиксированы нарушения образовательного и трудового законодательства. При рассмотрении вопроса о сроках, в течение которых нарушения подлежат устранению, судом принимается во внимание характер имеющихся нарушений и наличие реальной возможности по их устранению в разумный срок. Рассматривая требования о взыскании госпошлины судом установлено, что прокурор при подаче искового заявления в соответствии с НК РФ освобождён от уплаты госпошлины, но исковое заявления прокурора удовлетворено в полном объеме, поэтому госпошлина в доход государства должна быть взыскана с ответчика в размере, установленном законом для предъявления иска юридическим лицом, то есть в размере 4000 рублей. Вместе с тем суд, учитывая ходатайство ответчика о снижении размера подлежащей взысканию госпошлины, в связи с тяжелым финансовым положением, а также требования статьи 333.20 НК РФ, полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины с ответчика до 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные прокурором Усть-Ишимского района Омской области исковые требования удовлетворить. Обязать МОУ «КС. ООШ» Усть-Ишимского района Омской области, администрацию Усть-Ишимского Муниципального района Омской области устранить нарушения требований пожарной безопасности путём оборудования здания МОУ «КС. ООШ» Усть-Ишимского района Омской области каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть не позднее 01 сентября 2012 года. Взыскать с МОУ «КС. ООШ» государственную госпошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Усть-Ишимский районный суд Омской области. Судья Е.В. Скидан Решение вступило в законную силу 11.10.2011 года