Дело №2-336/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Усть-Ишим «30» сентября 2011г. Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи - Скидан Е.В., с участием старшего помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области - Белоусова В.Н. представителя ответчика Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области – Сухатской Л.М. при секретаре - Рахимовой Д.З., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Ишимского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан к администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных малообеспеченных групп населения в здание администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, расположенное по ул. С. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области, обязать администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, расположенное по ул. С. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области, оборудовав вход в здание администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, у с т а н о в и л: Прокурор Усть-Ишимского района Омской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан обратился в Усть-Ишимский районный суд к администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных малообеспеченных групп населения в здание администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, расположенное по ул. С. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области, обязать администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, расположенное по ул.С. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области, оборудовав вход в здание администрации Усть-Ишимского муниципального Усть-Ишимского района Омской области пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, по тем основаниям, что прокуратурой района в сентябре 2011 года проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МУЗ администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, в результате которой выявлены нарушения в указанной сфере. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон), правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ч. 1 ст. 32 Закона, граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон), настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. На основании ч. 3 ст. 30 Закона, для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий. Согласно п. 1.2. Строительных норм и правил РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), требования настоящего документа распространяются только на функционально планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения. На основании п. 3.29 СНиП 35-01-2001, максимальная высота одного подъема (пандуса) не должна не превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В соответствии с п. 3.31 СНиП 35-01-2001, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Согласно п. 3.32 СНиП 35-01-2001, вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а у дошкольных учреждений и на высоте 0,5 м. " Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручней должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. Согласно информации УМТСР по Усть-Ишимскому району Омской области от 21.09.2011 № 01/74 на территории Усть-Ишимского района Омской области проживают 33 инвалида-колясочника, из которых 7 несовершеннолетних детей. В ходе проведенной прокуратурой района 21.09.2011 проверки установлено, что по ул. Советская 33, с. Усть-Ишим Усть-Ишимского района Омской области расположено здание администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области. Вместе с тем, в нарушение указанных выше требований законодательства и строительных норм в здании администрации Усть-Ишимского муниципального района не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно вход в здание не оборудован пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц. Обращение и.о. прокурора района с настоящим исковым заявлением обусловлено тем, что в результате выявленных нарушений законодательства не обеспечиваются права инвалидов и иных маломобильных групп населения, в том числе детей-инвалидов для беспрепятственного доступа в здание администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, которые проживают на территории Усть-Ишимского района Омской области или могут прибыть на территорию Усть-Ишимского района из других районов Омской области. Старший помощник прокурора Усть-Ишимского района Омской области Белоусов В.Н. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям. Представитель ответчика Сухатская Л.М. с исковыми требованиями согласна, просила исполнение решения отложить до января 2012г. Заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела суд полагает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. К данному выводу суд пришел исходя из следующего: В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон), правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ч. 1 ст. 32 Закона, граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон), настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. На основании ч. 3 ст. 30 Закона, для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий. Согласно п. 1.2. Строительных норм и правил РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), требования настоящего документа распространяются только на функционально планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения. На основании п. 3.29 СНиП 35-01-2001, максимальная высота одного подъема (пандуса) не должна не превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В соответствии с п. 3.31 СНиП 35-01-2001, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Согласно п. 3.32 СНиП 35-01-2001, вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а у дошкольных учреждений и на высоте 0,5 м. " Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручней должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. В ходе проведенной прокуратурой района 21.09.2011 проверки установлено, что по ул. Советская 33, с. Усть-Ишим Усть-Ишимского района Омской области расположено здание администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, в котором, в нарушение указанных выше требований законодательства и строительных норм, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно вход в здание не оборудован пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001. Согласно же информации УМТСР по Усть-Ишимскому району Омской области от 21.09.2011 № 01/74 на территории Усть-Ишимского района Омской области проживают 33 инвалида-колясочника, из которых 7 несовершеннолетних детей. Таким образом, суд полагает, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При рассмотрении вопроса о сроках, в течение которых нарушения подлежат устранению, судом принимается во внимание характер имеющихся нарушений и наличие реальной возможности по их устранению в разумный срок. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные прокурором Усть-Ишимского района Омской области исковые требования удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных малообеспеченных групп населения в здание администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, расположенное по ул. С. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области. Обязать администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, расположенное по ул. С. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области, оборудовав вход в здание администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 не позднее 1 января 2012г. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Усть-Ишимский районный суд Омской области. Судья Е.В. Скидан Решение вступило в законную силу 11.10.2011 года