Решение по иску прокурора к МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» об оборудовании входа в здание ЦРБ пандусом с поручнями



Дело №2-335/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Усть-Ишим «30» сентября 2011г.

Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи - Скидан Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области - Белоусова В.Н.

представителя ответчика МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» - Сергиенко А.В.

представителя третьего лица Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области – Сухатской Л.М.

при секретаре - Рахимовой Д.З.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Ишимского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан к МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области о признании незаконным бездействия МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных малообеспеченных групп населения в здание МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ», Усть-Ишимского района Омской области, расположенное по ул. Б. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области, обязать МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области, расположенное по ул. Б. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области, оборудовав вход в здание МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001,

у с т а н о в и л:

Прокурор Усть-Ишимского района Омской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан обратился в Усть-Ишимский районный суд к МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области с исковым заявлением о признании незаконным бездействия МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных малообеспеченных групп населения в здание МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области, расположенное по ул. Б. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области, обязать МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области, расположенное по ул. Б. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области, оборудовав вход в здание МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, по тем основаниям, что прокуратурой района в сентябре 2011 года проведена проверка исполнения законодатель­ства о социальной защите инвалидов в деятельности МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области, в результате которой выявлены нару­шения в указанной сфере.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обя­заны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон), правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправ­ления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвали­дам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепят­ственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и произ­водственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуника­ции).

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуще­ствляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечиваю­щие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ч. 1 ст. 32 Закона, граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации.

В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон), настоящий Федеральный за­кон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том чис­ле к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утили­зации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и дру­гих групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

На основании ч. 3 ст. 30 Закона, для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть преду­смотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснаще­ния общественных зданий.

Согласно п. 1.2. Строительных норм и правил РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), требования настоящего докумен­та распространяются только на функционально планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пу­ти эвакуации, помещения.

На основании п. 3.29 СНиП 35-01-2001, максимальная высота одного подъема (пандуса) не должна не превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движе­ния 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %.

В соответствии с п. 3.31 СНиП 35-01-2001, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Согласно п. 3.32 СНиП 35-01-2001, вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поруч­ни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а у дошкольных учреждений и на высоте 0,5 м. "

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручней должны быть длиннее марша или наклонной части пан­дуса на 0,3 м.

Согласно информации УМТСР по Усть-Ишимскому району Омской области от 21.09.2011 № 01/74 на территории Усть-Ишимского района Омской области проживают 33 инвалида-колясочника, из которых 7 несовершеннолетних детей.

В ходе проведенной прокуратурой района 21.09.2011 проверки установлено, что по ул. Б. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области расположено здание МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ»Усть-Ишимского района Омской облас­ти.

Вместе с тем, в нарушение указанных выше требований законодательства и строительных норм в здании МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно вход в здание не оборудован пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, заявление в защиту прав, свобод и законных инте­ресов гражданина может быть подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц.

Обращение и.о. прокурора района с настоящим исковым заявлением обусловлено тем, что в результате выявленных нарушений законодательства не обеспечиваются права инвалидов и иных маломобильных групп населения, в том числе детей-инвалидов для беспрепятственного доступа в здание МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского рай­она Омской области, которые проживают на территории Усть-Ишимского района Омской об­ласти или могут прибыть на территорию Усть-Ишимского района из других районов Омской области.

Старший помощник прокурора Усть-Ишимского района Омской области Белоусов В.Н. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям. Уточнил исковые требования указав, таковые относятся к центральному входу в здание МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» в котором расположены помещение скорой помощи, стационарных детского и терапевтического отделений.

Представитель ответчика Сергиенко А.В. исковые требования признал в полном объеме. Просил суд исполнение решения суда отложить до конца года в связи с необходимостью решения вопроса о финансировании, заявил ходатайство о снижении размера подлежащей взысканию государственной пошлины.

Представитель третьего лица Сухатская Л.М. с исковые требованиями согласна, ходатайство представителя ответчика поддержала.

Заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела суд полагает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. К данному выводу суд пришел исходя из следующего:

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обя­заны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон), правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправ­ления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвали­дам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепят­ственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и произ­водственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуника­ции).

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуще­ствляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечиваю­щие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.,

Согласно ч. 1 ст. 32 Закона, граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации.

В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон), настоящий Федеральный за­кон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том чис­ле к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утили­зации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и дру­гих групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

На основании ч. 3 ст. 30 Закона, для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть преду­смотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснаще­ния общественных зданий.

Согласно п. 1.2. Строительных норм и правил РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), требования настоящего докумен­та распространяются только на функционально планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пу­ти эвакуации, помещения.

На основании п. 3.29 СНиП 35-01-2001, максимальная высота одного подъема (пандуса) не должна не превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движе­ния 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %.

В соответствии с п. 3.31 СНиП 35-01-2001, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Согласно п. 3.32 СНиП 35-01-2001, вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поруч­ни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а у дошкольных учреждений и на высоте 0,5 м. "

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручней должны быть длиннее марша или наклонной части пан­дуса на 0,3 м.

В ходе проведенной прокуратурой района 21.09.2011 проверки установлено, что по ул. Б. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области расположено здание МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ»Усть-Ишимского района Омской облас­ти, в котором, в нарушение указанных выше требований законодательства и строительных норм, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно вход в здание не оборудован пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

Согласно же информации УМТСР по Усть-Ишимскому району Омской области от 21.09.2011 № 01/74 на территории Усть-Ишимского района Омской области проживают 33 инвалида-колясочника, из которых 7 несовершеннолетних детей.

Таким образом, суд полагает, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При рассмотрении вопроса о сроках, в течение которых нарушения подлежат устранению, судом принимается во внимание характер имеющихся нарушений и наличие реальной возможности по их устранению в разумный срок.

Рассматривая требования о взыскании госпошлины судом установлено, что прокурор при подаче искового заявления в соответствии с НК РФ освобождён от уплаты госпошлины, но исковое заявления прокурора удовлетворено в полном объеме, поэтому госпошлина в доход государства должна быть взыскана с ответчика в размере, установленном законом для предъявления иска юридическим лицом, то есть в размере 4000 рублей.

Вместе с тем суд, учитывая ходатайство ответчика о снижении размера подлежащей взысканию госпошлины, в связи с тяжелым финансовым положением, а также требования статьи 333.20 НК РФ, полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины с ответчика до 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Усть-Ишимского района Омской области исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных малообеспеченных групп населения в здание МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области, расположенное по ул. Б. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области.

Обязать МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области, расположенное по ул. Б. - с. У. Усть-Ишимского района Омской области, оборудовав центральный вход в здание МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» Усть-Ишимского района Омской области, в котором расположены помещение скорой помощи, стационарные детское и терапевтическое отделение пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 не позднее 1 января 2012г.

Взыскать с МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» государственную госпошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Усть-Ишимский районный суд Омской области.

Судья Е.В. Скидан

Решение вступило в законную силу 11.10.2011 года