Дело № 2-61/2012 г. 27 февраля 2012 года с. Усть-Ишим Судья Усть-Ишимского районного суда Омской области Фельда З.А. при секретаре Лабода Е.В. с участием истицы ДУРНОВОЙ С.И., представителя государственного учреждения управления пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ишимском районе Омской области БАРКАЛОВА Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ДУРНОВОЙ С.И. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области о зачете в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью периоды работы с 16 октября 1980 года по 19 сентября 1986 года, с 20 сентября 1986 года по 25 июля 1987 года, с 26 июля 1987 года по 21 декабря 1987 года, с 01 января 1988 года по 25 июня 1988 года, с 25 августа 1988 года по 10 ноября 1991 года, с 11 ноября 1991 года по 01 марта 1993 года, март, апрель, май 1993 года, январь, февраль 1995 года в должности воспитателя детского комбината М. леспромхоза, со 02 февраля 2010 года по 11 февраля 2010 года нахождение на курсах повышения квалификации, у с т а н о в и л: Дурнова С.И. обратилась в Усть-Ишимский районный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области о зачете в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью периоды работы с 16 октября 1980 года по 19 сентября 1986 года, с 20 сентября 1986 года по 25 июля 1987 года, с 26 июля 1987 года по 21 декабря 1987 года, с 01 января 1988 года по 25 июня 1988 года, с 25 августа 1988 года по 10 ноября 1991 года, с 11 ноября 1991 года по 01 марта 1993 года, март, апрель, май 1993 года, январь, февраль 1995 года в должности воспитателя детского комбината М. леспромхоза, со 02 февраля 2010 года по 11 февраля 2010 года нахождение на курсах повышения квалификации, взыскать с ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области возврат государственной пошлины в сумме 200 рублей ссылаясь на то, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30.12.2011г. (Протокол №20) ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ». На основании указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. На момент её обращения комиссией был установлен страховой стаж - 27 лет 5 месяцев 24 дня, специальный стаж - 11 лет 1 месяц 10 дней. В специальный стаж не включен период с 02.02.2010г. по 11.02.2010г. (10 дней) - курсы повышения квалификации. С решением комиссии она не согласна по следующим основаниям: В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости (утверждены Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002г.) в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд. Курсы повышения квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностью работника, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. При нахождении на курсах повышения квалификации она получала заработную плату, а работодатель должен был производить отчисление в Пенсионный Фонд РФ. Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации (10 дней) должен быть включен в специальный стаж. Решением комиссии в специальный стаж не были включены периоды её работы в должности воспитателя детского комбината М. леспромхоза с 16.10.1980г. по 24.06.1988г. и с 25.08.1988г. по 31.10.1994г., т.к. в списке должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991г., отсутствует наименование учреждения - детский комбинат. С 16.10.1980г. на основании Приказа директора М. леспромхоза она была назначена воспитателем ясельной группы детского комбината М. леспромхоза. Детский комбинат был ведомственным и служил в основном для воспитания и обучения детей работников леспромхоза. Руководство леспромхоза было занято вопросами подготовки и переработки древесины и о том, что наименование учреждения - детский комбинат в списках отсутствует, и в дальнейшем это будет являться препятствием для назначения пенсии работникам детского комбината, руководители леспромхоза не задумывались. Считалось, что детский комбинат и детский сад одно и то же. Это подтверждается выписками из приказов о предоставлении ей очередных отпусков. В некоторых выписках указано: «...предоставить отпуск воспитателю деткомбината». В приказах №90/к от 06.07.1982г., №89/к от 26.06.1990г. ей предоставляется отпуск как воспитателю детского сада. Она действительно работала воспитателем ясельной группы, старшей группы детского комбината. Считает, что различия в деятельности детского комбината и детского сада нет. В её обязанности входило воспитание и обучение детей дошкольного возраста. В 1994г., когда детский комбинат передали в муниципальную собственность, он стал наименоваться детский сад, затем МДОУ «М. детский сад», она и её коллеги продолжали заниматься воспитанием и обучением детей дошкольного возраста. Об этом могут подтвердить свидетели: Я.а Н.П., К. Л.Н. ---г. она родила сына И. С 20.09.1986г. по 25.07.1987г. (10 мес. 5 дн.) ей был предоставлен отпуск по уходу за грудным ребенком. Указанный отпуск был продлен с 26.07.1987г. по 21.12.1987г. (4 мес. 25 дн.). В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей в то время: дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Пленум Верховного суда в п. 15 своего Постановления №25 от 20.12.2005г. дает разъяснение судам, что период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. С 01.01.1988г. по 10.11.1991г. она работала воспитателем, находилась в отпусках по беременности и родам, а ---г. родила сына А. С 11.11.1991г. по 01.03.1993г. (1 год 3 мес. 20 дн.) ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет. Считает, что данный период так же должен быть включен в специальный трудовой стаж. Хотя Законом РФ №3543-1 были внесены изменения в КЗоТ РФ, но Закон или нормативный акт, содержащий нормы трудового права, обратной силы не имеет и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Правоотношения (предоставление ей отпуска по уходу за ребенком) возникли до принятия Закона и продолжали действовать после его принятия. В судебном заседании истица ДУРНОВА С.И. в полном объеме поддержала заявленные исковые требования, и пояснила, что в спорные периоды она работала воспитателем детского комбината М. леспромхоза. Наименование «детский комбинат» является ненормативным, бытовым наименованием образовательного учреждения. Ее вины в названии учреждения нет. В течение всего рабочего времени в детском дошкольном учреждении она занималась воспитательной работой, статус дошкольного учреждения не менялся, она просит засчитать в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью периоды её работы с 16 октября 1980 года по 19 сентября 1986 года, с 20 сентября 1986 года по 25 июля 1987 года, с 26 июля 1987 года по 21 декабря 1987 года, с 01 января 1988 года по 25 июня 1988 года, с 25 августа 1988 года по 10 ноября 1991 года, с 11 ноября 1991 года по 01 марта 1993 года, март, апрель, май 1993 года, январь, февраль 1995 года в должности воспитателя детского комбината М. леспромхоза, со 02 февраля 2010 года по 11 февраля 2010 года нахождение на курсах повышения квалификации, поскольку работник не должен страдать от того, что он работал не в государственном, а в ведомственном педагогическом учреждении, неправильное указание места работы работодателем как деткомбинат, а не детский сад, не правильное указание работодателем должности не могут ущемлять ее гражданские права. Она обратилась за назначением пенсии в ГУ Пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области 23 декабря 2011 года, но решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 30 декабря 2011 года ей было отказано в назначении пенсии. Государственную пошлину в сумме 200 рублей просит не взыскивать. Заведующая детским комбинатом п. М. К. Л.Н. в судебном заседании показала, что с заявлением Дурновой С.И. согласна. Вины заявительницы в том, что М. детский сад именовался «детский комбинат М. леспромхоза» - нет. В детском комбинате педагоги занимались педагогической деятельностью. В её трудовой книжке указано, что она принята на работу в М. детский сад. Считает, что в трудовых книжках её коллег ошибку допустила работник отдела кадров М. леспромхоза, указав наименование детский комбинат. Учреждение занималось воспитательными функциями. Представитель ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области БАРКАЛОВ Е.В. иск не признал и пояснил, что 23.12.2011г. Дурновой С.И. подано заявление о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ). В дополнение к заявлению приложены: копия паспорта, копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, копия трудовой книжки, уточняющая справка от 28.11.2011г. № 1, выданная МДОУ «М. детский сад», копия свидетельства о рождении ребёнка, копия свидетельства о заключении брака, архивные справки (выписки из приказов, о зарплате за 1981-1986г.г.) от 12.12.2011г. № 1230/03-15 - 1237/03-15, от 09.12.2011г. № 1225/03-15, выданные муниципальным архивом администрации Усть-Ишимского MP Омской области, копия удостоверения о краткосрочном повышении квалификации № 0666, выданное БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». Других документов не предоставлено. Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Законом № 173-ФЗ. В силу указания в статье 7 Закона № 173-ФЗ общий возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма - пункт 1 статьи 27, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения трудовой пенсии по старости. На основании п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (далее - Правила). Основным документом, подтверждающим занятость работников на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, является трудовая книжка. Однако в трудовую книжку вносятся записи только о наименовании профессии или должности, на которую принят работник, и не отражаются дополнительные условия, занятость в которых дает право на трудовую пенсию досрочно. В связи с чем, Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденным постановлением Минтруда России и ПФ РФ от 27.02.2002г. № 16/19па, предусмотрено представление дополнительных документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ. К таким документам относится уточняющая справка, сведения в которой должны соответствовать первичным документам, имеющимся в учреждении и иные документы. В соответствии со статьей 13 Закона № 173-ФЗ периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается, (п. 3 ст. 13 Закона № 173-ФЗ). Согласно части 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Следует отметить, что решение вопроса о праве граждан на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с названной выше нормой осуществляется органами ПФР с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан». Согласно правовой позиции, изложенной в упомянутом Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П, расчетный размер трудовой пенсии, а также продолжительность стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01.01.2002г., могут быть исчислены либо по условиям и нормам пенсионного законодательства, действовавшего до 01.01.2002г, либо исходя из положений, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указания на возможность одновременного применения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения до и после введения в действие Закона № 173-ФЗ, упомянутый выше акт Конституционного Суда Российской Федерации не содержит. Исчисление сроков выслуги лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, по состоянию на 01.012002г. осуществлялось с применением Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 (далее - Постановление № 463), а также Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067 (далее - Постановление № 1067), действующими соответственно до 1 ноября 1999 года и до 12 ноября 2002 года. С 12 ноября 2002г. вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781 (далее -Постановление № 781) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.ст. 27-28 Закона № 173-ФЗ, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27-28 Закона № 173-ФЗ». При исчислении стажа с учетом Постановлений № 463. 1067 и 781 у Дурновой СИ. имеется страхового стажа 27 лет 5 месяцев 24 дня, специального стажа 11 лет 1 месяц 10 дней по состоянию на 23.12.2011г. Не включены в специальный стаж следующие периоды: с 25.06.1988г. по 24.08.1988г. (отпуск без сохранения заработной платы), так как в соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. № 5, утвержденного постановлением Минтруда России от 22.05.1996г. № 29 в стаж включаются периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. с 02.02.2010г. по 11.02.2010г. (курсы повышения квалификации с отрывом от производства), так как в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. с 16.10.1980г. по 24.06.1988г., с 25.08.1988г. по 31.10.1994г. (период работы в должности воспитателя детского комбината М. леспромхоза), так как в Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 отсутствует наименование учреждения «детский комбинат». При исчислении стажа с учетом Постановления № 781 у Дурновой С.И. имеется страхового стажа 27 лет 5 месяцев 24 дня, специального стажа 11 лет 1 месяц 10 дней по состоянию на 23.12.2011г. Не включены в специальный стаж следующие периоды: с 02.02.2010г. по 11.02.2010г. (курсы повышения квалификации с отрывом от работы), с 25.06.1988г. по 24.08.1988г. (отпуск без сохранения заработной платы), так как в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. с 16.10.1980г. по 24.06.1988г., с 25.08.1988г. но 31.10.1994г. (период работы в должности воспитателя детского комбината М. леспромхоза), так как в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 отсутствует наименование учреждения «детский комбинат». Согласно пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. В данных нормах Правил предусмотрено соблюдение двух обязательных условий, необходимых для зачисления определенных периодов работы в специальный стаж: выполнение работников постоянной работы в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов. Дурнова С.И. же в период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы, непосредственно педагогической деятельностью не занималась, а повышала свою квалификацию, следовательно, предусмотренные п. 4 Правил, обязательные условия не соблюдены, поэтому независимо от уплаты работодателем страховых взносов за этот период основании для зачета курсов повышения квалификации с отрывом от работы в специальный стаж не имеется. Учитывая данные обстоятельства, ответчиком принято решение об отказе Дурновой С.И. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, поскольку при применении допустимых вариантов подсчета специального стажа его продолжительность ни в одном из случаев не соответствует установленной пенсионным законодательством не менее 25 лет. Таким образом, решая вопрос о праве истицы на досрочное пенсионное обеспечение комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области действовала исключительно в пределах полномочий, предоставленных пенсионным законодательством. Кроме этого, в рассматриваемом случае необходимо учитывать, что в силу прямого указания в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исключительное право на установление тождества профессий, должностей и учреждений, предусмотренных пенсионным законодательством, тем же должностям, профессиям и учреждениям, имеющим иные наименования, установленные работодателями либо иначе именовавшимся ранее, но, по сути, соответствующим им принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. На основании изложенного просит суд отказать Дурновой С.И. в удовлетворении искового заявления. Заслушав объяснения Дурновой С.И., свидетеля К. Л.Н., представителя ответчика Баркалова Е.В., изучив материалы дела, суд считает, что требования Дурновой С.И. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 10. п. 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Согласно статье 77 ранее действовавшего Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 16 апреля 2001 г.) пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. В соответствии со статьями 80 и 83 того же Закона пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В силу ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В силу пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Из этого следует, что по постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) работники негосударственных образовательных учреждений имели право на получение пенсии за выслугу лет наравне с работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений. Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в редакции от 1 февраля 2001 г.) вновь утвержденные Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 3 того же Постановления, Правила, утвержденные этим постановлением, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении выслуги лет за период работы до 1 ноября 1999 г. П. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (с изменениями от 20 марта 2000 г., 1 февраля 2001 г.) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления. Этим же Постановлением установлено, что работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, засчитывается в выслугу за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. Периоды работы в этих должностях и учреждениях, начиная с 1 января 2001 г. засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и (или) пунктами 1-14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "Наименование должностей" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления. Между тем Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", его статьи 80 и 83, во исполнение которых было принято Постановление, не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности учреждений для детей. Данный вывод подтверждается положением статьи 55 Федерального закона "Об образовании" (в редакции от 7 августа 2000 г.) о том, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы. В силу статей 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации). Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся. Согласно статьям 8 и 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; право частной собственности охраняется законом. Из этих конституционных положений следует, что все субъекты права собственности должны иметь одинаковые возможности защиты данного права и связанных с ним законных интересов без каких-либо ограничений, которые в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут устанавливаться законом только для достижения конституционно значимых целей и должны быть соразмерны им. По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими его положениями право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно, статья 80 предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет, притом, что закон не содержит каких-либо условий, согласно которым для назначения государственной пенсии за выслугу лет педагогическая деятельность должна протекать только в государственных или муниципальных учреждениях. Статья 236 КЗоТ РСФСР устанавливала, что обязательному государственному социальному страхованию подлежат все работники. Согласно действовавшим до 2001 года федеральным законам о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которым введен единый социальный налог, налогоплательщиками признавались и признаются работодатели (независимо от их организационно-правовой формы), которые производят оплату труда наемных работников. Отсюда следует, что финансовая база, выступающая материальной государственной гарантией права каждого на социальное обеспечение в случаях и на условиях, установленных законом, создается и работодателями-налогоплательщиками, у которых трудятся педагогические работники любых, в том числе частных, школ и других учреждений для детей. Таким образом, пенсии за выслугу лет в настоящее время предоставляются за счет средств государственного пенсионного страхования. При этом ни ТК РФ, ни Законы Российской Федерации "О трудовых пенсиях в РФ» не делают каких-либо изъятий по государственному пенсионному обеспечению в отношении работников негосударственных организаций. Это означает, что работники негосударственных организаций, в том числе педагогические работники школ и других учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, а в частности дошкольное учреждение детский комбинат М. леспромхоза имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений и, следовательно, периоды работы Дурновой С.И. с 16 октября 1980 года по 19 сентября 1986 года, с 20 сентября 1986 года по 25 июля 1987 года, с 26 июля 1987 года по 21 декабря 1987 года, с 01 января 1988 года по 25 июня 1988 года, с 25 августа 1988 года по 10 ноября 1991 года, с 11 ноября 1991 года по 01 марта 1993 года, март в должности воспитателя детского комбината М. леспромхоза должен быть зачтен в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично, поскольку периоды работы январь, февраль 1995 года включены в специальный стаж истицы при исчислении стажа ответчиком. Это подтверждается пояснениями представителя ответчика, справками о страховом стаже истицы (л.д.л.д.44-45). Наименование детский комбинат является ненормативным, бытовым наименованием образовательного учреждения, что подтверждается постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года № 558 « О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», а также Временным положением о дошкольном детском учреждении – яслей-саде, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 8 марта 1960 года, из которых следует, что наименование «детский комбинат» использовалось в нарушении действующего в тот момент законодательства. В дальнейшем наименование «ясли-сад» как обозначение одного из видов детских дошкольных учреждений сохранилось вплоть до утверждения постановлением Правительства РФ от 1.07.1995 года № 677 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в котором предусмотрены иные наименования дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Судом установлено, что в спорные периоды Дурнова С.И. работала воспитателем детского комбината М. леспромхоза. Это подтверждается материалами дела: из копии трудовой книжки записи № 1, № 3 истицы следует, что с 23 сентября 1980 года она принята на работу воспитателем в ясельную группу детского комбината М. ЛПХ и работала до 31 октября 1994 года, с 01 ноября 1994 года по 30 июня 1997 года принята на работу в М. детский сад воспитателем. (л.д.9), согласно копии приказа № 172/к от 18.09.1980 года Д.С.И.с 16 октября 1980 года с окладом согласно штатного расписания перевести воспитателем ясельной группы М. леспромхоза (л.д.16), из копий приказов, имеющихся в материалах дела видно, что истице в 1981, 1982, 1983, 1985, 1988,1989, 1990, 1991 годах предоставлялся очередной отпуск (л.д.17-21), из копий справок о заработной плате следует, что истице начиная с сентября 1980 года по июль 1991 года начислялась заработная плата воспитателя. (л.д.л.д.24-26). Из данных справок видно, что заработная плата была начислена Дурновой С.И. за март, апрель, май 1993 года. Таким образом, суд считает, что материалами дела подтверждается работа истицы в должности воспитателя детского комбината М. ЛПХ и эти периоды следует зачесть в стаж работы по специальности. Также суд считает, что Дурнова С.И. фактически работала в детском саде М. леспромхоза, запись в трудовой книжке вместо детский сад записано детский комбинат по вине работников отдела кадров М. леспромхоза, это видно также из некоторых приказов № 90/к от 06 июля 1982 года, № 89/к от 26 июня 1990 года, в которых указано предоставить отпуск воспитателю детского сада. ( л.д.л.д.17,20). Нет документального подтверждения о том, что детское учреждение носило название «детский комбинат», что подтверждается справкой. (л.д.36). Из копии свидетельства о заключении брака следует, что 21.08.1986 года Д.С.И. вступила в зарегистрированный брак и приняла фамилию Дурнова С.И. (л.д.30). Также судом установлено, что в период работы в должности воспитателя детского комбината Дурнова С.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 20 сентября 1986 года по 25 июля 1987 года, что подтверждается копией приказа № 182/к от 01 сентября 1986 года, с 26.07.1987 года по 21.12.1987 года отпуск по уходу за ребенком до полутора лет. ( л.д.28), с 11 ноября 1991 года по 01 марта 1993 года истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет согласно приказа № 175/к от 18 сентября 1991 года. (л.д.27). О том, что у Дурновой С.И. родились дети: сын И. --- года и сын А. --- года свидетельствуют копии свидетельств о рождении детей. (л.д.31). Суд считает, что данные периоды также следует зачесть в выслугу лет исходя из следующего. Поскольку суд включает истице период работы в должности воспитателя М. детского комбината, то и включаются периоды отпусков по уходу за ребёнком в возрасте полутора лет, так как в соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет "(утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11) время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Данное положение действовало до 06.10.1992 года, когда Законом РФ № 3543-1 от 25.09.1992 года «О внесений изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» были внесены изменения в ст. 167 КЗоТ РСФСР, предусматривающей что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 при разрешении споров, возникших в связи с не включением в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей в то время: дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Пленум Верховного суда РФ в п. 15 своего Постановления №25 от 20.12.2005 г. дает разъяснение судам, что период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Суд считает, что данный период так же должен быть включен в специальный трудовой стаж. Хотя Законом РФ №3543-1 были внесены изменения в КЗоТ РФ, но Закон или нормативный акт, содержащий нормы трудового права, обратной силы не имеет и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Правоотношения (предоставление отпуска по уходу за ребенком) возникли до принятия Закона и продолжали действовать после его принятия. Рассматривая требования истицы о включении в специальный стаж нахождения на курсах повышения квалификации со 02.02.2010 года по 11.02.2010 года суд приходит к следующему. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В вышеуказанный спорный период истица была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с отрывом от работы. При этом за ней было сохранено место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому, периоды её нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Вышеуказанная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.). О том, что Дурнова С.И. находилась на курсах повышения квалификации свидетельствует выписка из приказа № 2 от 01.02.2010 года. (л.д.12), копии справок о заработной плате (л.д.13-14), из которых следует, что истице за время нахождения на курсах повышения квалификации начислялась заработная плата, копией удостоверения о повышении квалификации. (л.д.15). Согласно ст. 19 Закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Из материалов дела следует, что истица обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии 23 декабря 2011 года. (л.д.46-47). На момент подачи заявления по подсчётам ответчика стаж работы истицы составлял 11 лет 1 месяц 10 дней. Включая спорные периоды, которые составляют 12 лет 5 месяцев 17 дней, стаж работы у Дурновой С.И. на момент обращения составлял 12 лет 5 месяцев 17 дней + 11 лет 1 месяц 10 дней = 23 года 06 месяцев 27 дней. Таким образом, на день обращения необходимого стажа у истицы не имелось. И комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав законно отказано ей в назначении пенсии. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Заявление ДУРНОВОЙ С.И. удовлетворить частично. Засчитать ДУРНОВОЙ СВЕТЛАНЕ ИВАНОВНЕ в выслугу лет, дающие ей право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью периоды её работы: с 16 октября 1980 года по 19 сентября 1986 года, с 20 сентября 1986 года по 25 июля 1987 года, с 26 июля 1987 года по 21 декабря 1987 года, с 01 января 1988 года по 24 июня 1988 года, с 25 августа 1988 года по 10 ноября 1991 года, с 11 ноября 1991 года по 01 марта 1993 года, март, апрель, май 1993 года в должности воспитателя детского комбината М. леспромхоза, со 02 февраля 2010 года по 11 февраля 2010 года курсы повышения квалификации. Определить размер специального стажа Дурновой С.И., дающего право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на 23 декабря 2011 года - 23 года 6 месяцев 27 дней. В остальной части удовлетворения исковых требований Дурновой С.И. отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Усть-Ишимский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Усть-Ишимского районного суда З.А. Фельда Решение вступило в законную силу 28.03.2012 года