2-66/2012 Решение по иску Петровой Л.П. к Адм. Усть-Ишимского МР об установлении и предоставлении Петровой Л.П., как медицинскому работнику, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение



Дело № 2-66/2012года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Усть-Ишим «29» февраля 2012года

Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе

Председательствующего судьи Фельды З.А.

При секретаре Лабода Е.В.

С участием истицы ПЕТРОВОЙ Л.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПЕТРОВОЙ Л.П. к Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсационных расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года, обязать администрацию Усть-Ишимского муниципального района установить и предоставить ПЕТРОВОЙ Л.П., как медицинскому работнику, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение за период с 01 января 2009 года по 30 апреля 2011 года в размере не ниже предусмотренного статьей 36 Закона Омской области от 04 июля 2008 года «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», взыскать с администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей, расходы, связанные с оказанием ей юридической помощи в сумме 1000 рублей,

Установил:

Петрова Л.П. обратилась в Усть-Ишимский районный суд с исковыми требованиями о признании бездействия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсационных расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года незаконными, обязании администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области установить и предоставить ей, как медицинскому работнику меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года в размере не ниже предусмотренного статьей 36 закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», взыскании с администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей, расходы, связанные с оказанием ей юридической помощи в сумме 1000 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований истица указала, что в период с 05 сентября 1969 года по 27 сентября 1972 года и с 07 февраля 1989 года по 25 октября 2005 года она работала медицинской сестрой МУЗ «У. ЦРБ».

25 октября 2009 года ей назначена пенсия с 02 августа 2001 года.

Проживает в благоустроенной квартире № -- дома № -- по ул. Н. в селе У. Общая площадь квартиры --- кв. м., в ней имеется центральное отопление и электроснабжение. С 01.01.2009 года по 31.12.2011 года по указанному адресу проживало четыре человека.

Плату за отопление и освещение занимаемого жилого помещений в указанный период осуществляла сама в полном объеме без какого-либо возмещения.

Порядок возмещения расходов на отопление и освещение медицинским работникам в районе на 2009 г., 2010г. и 2011г. в Усть-Ишимском районе не определен.

В апреле 2010 г. председатель профсоюзного комитета МУЗ «У. ЦРБ» Л. Е.В. в интересах всех медицинских работников МУЗ обращалась к Главе муниципального района С.А.С. по вопросу предоставления указанных льгот.

До настоящего времени вопрос не решен. В ответе Главы от 13.04.2010 указано, что муниципальному району для решения вопроса обеспечения льгот по отоплению и освещению медицинским работникам, из вышестоящих бюджетов денежные средства не передавались.

Таким образом, администрация муниципального района фактически устранилась от решения указанного вопроса.

Считает, что ей, как медицинскому работнику МУЗ «У.ЦРБ» незаконно не предоставлены социальные гарантии, предусмотренные Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в период с 01 января 2009г. по настоящее время. Не предоставление Администрацией Усть-Ишимского муниципального района мер социальной поддержки как медицинскому работнику нарушает мои права.

МУЗ (муниципальное учреждение здравоохранения) «У. центральная районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области.

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ.

Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации. -органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления" (часть шестая).

Частью 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ. по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

Статьей 36 закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).

Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 статьи (п. 3 ст. 36).

Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года Законом Омской области от 29.12.2009 г. № 1219-03 (ред. 03.02.2010).

Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.

Действие статьи 37 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года законом Омской области от 24.11.2008 № 1093-03.

Согласно п.п. 3,4 ст.37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, считаю правомерно определить объем таких мер исходя из объема таких мер, установленных Законом Омской области.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. То обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком оказался муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.

В судебном заседании истица Петрова Л.П. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, письменно сообщил о рассмотрении дела в их отсутствие. (л.д.52).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Из отзыва на исковое заявление следует, что Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области с исковым заявлением не согласна по следующим основаниям:

Истцом предъявляются требования определенные частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», согласно которой врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Данная норма с 1 января 2005 года утратила силу - Федеральный закон от 22.08.2004 М122-Ф3.

В оспариваемый период с 2009 г. по 2011 г. следует руководствоваться CT.63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» «Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), согласно которой:

«Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1)                 обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

2)                 работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3)                 защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4)                 получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5)                 совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятии, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;

9) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления».

Согласно статье 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением в настоящее время не гарантированы федеральным законодательством.

Органами местного самоуправления Усть-Ишимского муниципального района, исходя из возможностей местного бюджета, нормативный правовой акт, регулирующий порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан муниципальных учреждений здравоохранения в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, также не принимался.

Прокуратура Усть-Ишимского муниципального района Омской области, зная о том, что меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением на территории Усть-Ишимского муниципального района не оказываются, не принесла протеста, что также подтверждает законность действий Администрации Усть-Ишимского муниципального района.

В Омской области 04.07.2008 г. принят Закон Омской области №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Статьей 36 Кодекса предусмотрены меры социальной поддержки работников отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений. Статьей 37 определен порядок и условия предоставления мер социальной поддержки работников отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений.

Статьей 16 Закона Омской области от 24.11.2008 N 1093-03 действие статей 36 и 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года.

Законом Омской области от 29.12.2009 N 1219-03 действие статей 36 и 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года.

Статьей 15 Закона Омской области от 09.12.2010 N 1313-03 действие статей 36 и 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области приостановлено с 1 января по 31 декабря 2011 года.

За период 2007-2008 год из областного бюджета (субвенция) на предоставление мер социальной поддержки работникам здравоохранения поступило 1705,2 тыс. рублей, за период 2009-2011 год средства в районный бюджет на эти цели не поступали.

У Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области отсутствуют правовые основания для выплаты за счет средств бюджета муниципального района компенсации расходов на отопление и освещение медицинским работникам, так как основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления и устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 закона является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.

На основании изложенного просят суд в иске Петровой Л.П. отказать.(л.д.53-54).

Представитель третьего лица - комитета финансов и контроля администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области в судебном заседании не присутствовал. О времени и месте проведения судебного заседания третье лицо было извещено своевременно, надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Исследовав материалы дела, заслушав мнение истицы, суд находит, что требования истицы подлежат удовлетворению.

К данному выводу суд пришел исходя из следующего:

В соответствии с ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» ( в редакции, действовавшей до 22 августа 2004г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Данные льготы были обеспечены на федеральном уровне.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - и рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

22 августа 2004г. принят Федеральный Закон № 122-ФЗ, пунктом 50 ст. 35 которого решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной п. 50 ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ. Согласно указанной норме, « меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации ( ч.4).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации – органами государственной власти субъектов Российской Федерации ( ч.5).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения – органами местного самоуправления ( ч.6).»

Таким образом, частью 6 статьи 63 Основ законодательств Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ, по существу устанавливает обязанность органов местного самоуправления устанавливать меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

Согласно ст. 36 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»

1. Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, имеют постоянно проживающие в сельской местности следующие категории граждан:

1) работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры, а также в муниципальных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых соответственно органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения, органом исполнительной власти Омской области в сфере культуры по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области (далее - работники).

2. Работникам и неработающим пенсионерам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);

1.1) компенсация расходов на оплату отопления:

- при наличии приборов учета - фактически понесенных расходов, но не более расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг;

- при отсутствии приборов учета - расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг.

Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);

2) компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчета 0,065 т угля и 0,087 куб.м дров на 1 кв.м общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;

3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчета 5,52 куб.м газа на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;

4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера).

3. Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010г. Законом Омской области от 29 декабря 2009г. № 1219-ОЗ ( ред. 03.02.2010г.)

Статьей 37 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» регулируется порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.

Согласно п.п. 3,4 ст. 37 Закона Омской области от 4 июля 2008г. № 1061 -03 « Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором ( за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки ( в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Действие статьей 36, 37 было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009г. п.п.2 п.1 ст. 17 Законом Омской области от 24 ноября 2008г. № 1093 – ОЗ. Определением Верховного суда РФ от 28 октября 2009г. отдельные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008г. № 1093-ОЗ « Об областном бюджете на 2009г.) были признаны противоречащими действующему законодательству.

На основании определения Конституционного суда Российской Федерации от 03.02.2010 N136-О-П в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление вышеуказанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопление и освещение) с учетом требований федерального законодательства и правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что установление законом Омской области мер социальной поддержки работников, расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004г. установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в связи с принятием настоящего федерального закона, нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий ( в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда ( включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий ( в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004г. При изменении после 31декабря 2004года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Петрова Л.П. являлась медицинским работником – медицинской сестрой МУЗ «У. ЦРБ», о чем свидетельствует копия трудовой книжки, (л.д.13-21), копия приказа о приеме на работу, (л.д.45), копия трудового договора (л.д.29), справка, выданная МУЗ «У. ЦРБ». (л.д.11).

Проживает Петрова Л.П. согласно справки, выданной Администрацией Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, по ул. Н. дом № -- кв. -- в с. У. Усть-Ишимского района Омской области и имеет состав семьи: П. М.Д., --- года рождения – муж, П.М.М., --- года рождения – дочь, П.В.Е., --- года рождения – внучка.(л.д.23).

В период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года мерами социальной поддержки, как медицинский работник, Петрова Л.П., а так же члены её семьи по каким-либо иным основаниям, не пользуются в виду не предоставления таковых. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение показаниями истицы, ответом Главы Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области от 13 апреля 2010г. № 441,(л.д.30), справкой выданной Бюджетным учреждением Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Усть-Ишимскому району Омской области». (л.д. 31).

МУЗ « У.ЦРБ» является муниципальным учреждением здравоохранения. Учредителем данного учреждения является – Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области, что подтверждается копией Устава МУЗ «У. ЦРБ» (л.д.л.д.39-50).

Таким образом, суд полагает, что совокупность данных доказательств свидетельствует о наличии у Петровой Л.П., как медицинского работника муниципального учреждения здравоохранения, права на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки и о не предоставление ей таковых в период ее работы в качестве медицинского работника муниципального учреждения здравоохранения в 2009, 2010, 2011 годах в виду бездействия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области.

В период с 2008г. по настоящее время вид и объем мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим в муниципальных учреждениях здравоохранения в Омской области, определен Законом Омской области. В связи с чем, учитывая, что в Усть-Ишимском муниципальном районе Омской области отсутствует правовой акт, устанавливающий меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд находит необходимым руководствоваться тем объемом мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области, который установлен ст. 36 Закона Омской области №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

Ссылки ответчика на отсутствие финансовых средств в районе и не поступление необходимого финансирования на данные нужды из областного бюджета, не могут служить основанием для нарушения прав указанной категории граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, обеспечивается посредством финансирования помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, как указано выше, пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, установлено сохранение социальных гарантий не конкретным гражданам, а, именно, категориям граждан.

Истицей заявлены требования о возмещении ей ответчиком судебных расходов связанных с оплатой государственной пошлины в размере 200 руб. и с оплатой юридических услуг по составлению искового заявления и представительству в суде в размере 1 000руб.

Учитывая, что в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ ответчик, являющийся органом местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины, суд находит, что требования о возмещении ответчиком судебных расходов связанных с оплатой истицей государственной пошлины, удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы и, принимая во внимание, что истицей предоставлено в суд доказательство, свидетельствующее о понесенных ею в связи с обращением в суд расходов связанных с оплатой услуг своего представителя в судебном заседании и оплатой услуг по составлению искового заявления ( квитанция серия ГС № 000178 от 07 февраля, (л.д.46) а так же то, что данные расходы являются соразмерными и обоснованными, суд полагает, что подлежат возмещению истице ответчиком понесённые ею вышеуказанные расходы в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р е ш и л :

Исковые требования ПЕТРОВОЙ Л.П. удовлетворить.

Признать незаконными бездействия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки ПЕТРОВОЙ Л.П. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года.

Обязать Администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «У. центральная районная больница» ПЕТРОВОЙ Л.П. в виде компенсации расходов на отопление и освещение за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года в размере не ниже предусмотренного статьей 36 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

Взыскать с Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области в пользу ПЕТРОВОЙ Л.П. возврат государственной пошлины в сумме 200 рублей и в счет возмещения судебных расходов - расходы связанные с оплатой юридических услуг в размере 1000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Усть-Ишимский районный суд Омской области.

Судья

Усть-Ишимского районного суда З.А. Фельда

Решение в окончательной форме изготовлено 29 февраля 2012 года.

Судья: З.А. Фельда

Решение вступило в законную силу 30.03.2012 года