2-80/2012 Решение по иску прокурора к Адм. Ореховского СП об установлении средств звуковой сигнализации для оповещения людей по случаю пожара в населенных пунктах Ореховского СП, разработке плана основных мероприятий в области гражданской обороны на 2012



Дело № 2 – 80/2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Ишим                                «20» марта 2012 года

Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Фельда З.А.

с участием старшего помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области БЕЛОУСОВА В.Н.

представителя третьего лица – отделения НД МЧС России в Усть-Ишимском районе Омской области САМОСВАТОВА А.И.

при секретаре судебного заседания Лабода Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Ишимского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ореховского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании бездействия администрации Ореховского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области по невыполнению своих полномочий, предусмотренных ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» по непринятию мер по устранению вышеуказанных требований действующего законодательства незаконным, обязать администрацию Ореховского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей по случаю пожара в населенных пунктах Ореховского сельского поселения, разработать план основных мероприятий муниципального образования на 2012 год в области гражданской обороны,

Установил:

Прокурор Усть-Ишимского района Омской области обратился в Усть-Ишимский районный суд Омской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ореховского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании бездействия администрации Ореховского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области по невыполнению своих полномочий, предусмотренных ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» по непринятию мер по устранению вышеуказанных требований действующего законодательства незаконным, обязать администрацию Ореховского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей по случаю пожара в населенных пунктах Ореховского сельского поселения, разработать план основных мероприятий муниципального образования на 2012 год в области гражданской обороны ссылаясь на то, чтопрокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Ореховского сельского поселения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера. В ходе которой установлено следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу п. 8, п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

Согласно ч. 2. ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

Согласно п. 114 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (вместе с "ППБ 01-03...") на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В нарушении вышеизложенных норм на момент проверки 07.02.2012 администрации Ореховского сельского поселения установлено, что на территории поселения средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара отсутствуют, что подтверждается информацией ОНД Усть-Ишимского района.

В соответствии с п. 2. Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

г) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (далее именуются - формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно подп. «в» п. 5 Положения органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:

разрабатывают с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерные программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований;

организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществляют обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований;

проводят учения и тренировки по гражданской обороне;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность или обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию.

В силу ч. 3. ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

В силу п. 4. Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" план основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации - главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, в нарушении вышеизложенных норм на момент проверки администрацией Ореховского сельского поселения план основных мероприятий муниципального образования на 2012 год в области гражданской обороны не разработан, соответственно с органом МЧС не согласован.

Неисполнение администрацией поселения возложенных на нее обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, непосредственным образом влияет на состояние антитеррористической защищенности сельского поселения, поскольку в такой ситуации не только снижается качество профилактической работы в данной сфере, но и не будет обеспечено своевременное и оперативное реагирование муниципальной власти в случае совершения террористического акта.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение прокурора района в суд с заявлением обусловлено интересами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, постоянно или временно проживающих в Ореховском сельском поселении Усть-Ишимского муниципального района.

В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Ишимского района Омской области Белоусов В.Н. исковые требования поддержал, просит признать бездействия администрации Ореховского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области по невыполнению своих полномочий, предусмотренных ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» по непринятию мер по устранению вышеуказанных требований действующего законодательства, обязать администрацию Ореховского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей по случаю пожара в населенных пунктах Ореховского сельского поселения, разработать план основных мероприятий муниципального образования на 2012 год в области гражданской обороны. От взыскания государственной пошлины отказывается.

Представить ответчика – глава Ореховского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица – отделения НД МЧС России в Усть-Ишимском районе Омской области САМОСВАТОВ А.И. в судебном заседании исковые требования поддерживает.

Заслушав старшего помощника прокурора, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу п. 8, п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

Согласно ч. 2. ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

Согласно п. 114 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (вместе с "ППБ 01-03...") на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В нарушении вышеизложенных норм на момент проверки в администрации Ореховского сельского поселения установлено, что на территории поселения средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара отсутствуют, что подтверждается информацией ОНД Усть-Ишимского района. (л.д.8).

В соответствии с п. 2. Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

г) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (далее именуются - формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно подп. «в» п. 5 Положения органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:

разрабатывают с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерные программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований;

организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществляют обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований;

проводят учения и тренировки по гражданской обороне;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность или обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию.

В силу ч. 3. ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

В силу п. 4. Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" план основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации - главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, в нарушении вышеизложенных норм на момент проверки администрацией Ореховского сельского поселения план основных мероприятий муниципального образования на 2012 год в области гражданской обороны не разработан, соответственно с органом МЧС не согласован.

Неисполнение администрацией поселения возложенных на нее обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, непосредственным образом влияет на состояние антитеррористической защищенности сельского поселения, поскольку в такой ситуации не только снижается качество профилактической работы в данной сфере, но и не будет обеспечено своевременное и оперативное реагирование муниципальной власти в случае совершения террористического акта.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

От уплаты госпошлины администрация освобождена.

Оценивая изложенное и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявленные прокурором Усть-Ишимского района Омской области исковые требования удовлетворить.

Признать бездействия администрации Ореховского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области по невыполнению своих полномочий, предусмотренных ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» по непринятию мер по устранению вышеуказанных требований действующего законодательства незаконном.

Обязать администрацию Ореховского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей по случаю пожара в населенных пунктах Ореховского сельского поселения до 01 августа 2012 года, разработать план основных мероприятий муниципального образования на 2012 год в области гражданской обороны до 01 мая 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца с момента его вынесения, посредством направления апелляционной жалобы в Усть-Ишимский районный суд Омской области.

Судья З.А. Фельда

Решение вступило в законную силу 21.04.2012 года