Дело № 2 – 89/2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Усть-Ишим «22» марта 2012 года Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Фельда З.А. с участием помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области КОРОЛЕВА В. В. представителя ответчика – администрация Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области ХАКИМОВОЙ О.И. представителя ответчика – ООО «Теплосервис» КАТАЕВА А.А. при секретаре судебного заседания Лабода Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Ишимского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, к ООО «Теплосервис» о признании незаконным бездействия Усть-Ишимского сельского поселения и ООО «Теплосервис» в части не принятия мер по разработке и утверждению паспортов безопасности котельных, указанных в перечне специализированных реестров муниципальной собственности Усть-Ишимского сельского поселения, обязать администрацию Усть-Ишимского сельского поселения и ООО «Теплосервис» разработать паспорта безопасности согласно приложения к ФЗ № 256, Установил: Прокурор Усть-Ишимского района Омской области обратился в Усть-Ишимский районный суд Омской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, к ООО «Теплосервис» о признании незаконным бездействия Усть-Ишимского сельского поселения и ООО «Теплосервис» в части не принятия мер по разработке и утверждению паспортов безопасности котельных, указанных в перечне специализированных реестров муниципальной собственности Усть-Ишимского сельского поселения, обязать администрацию Усть-Ишимского сельского поселения и ООО «Теплосервис» разработать паспорта безопасности согласно приложения к ФЗ № 256 ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка требований законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса на территории Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории России признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции РФ). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация в границах поселения теплоснабжения населения относится к компетенции сельского поселения, а так же участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон) противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующем устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Согласно п. 7 ст. 2 указанного Федерального закона противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма. В соответствии с п.п. 1, 5, 7, 9 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; системности и комплексности использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон) опасными производственными объектами являются предприятия или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 к настоящему Федеральному закону, а именно объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры. Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее по тексту – ФЗ № 256) паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. В силу п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ № 256 основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. На основании ч. 2 ст. 6 ФЗ № 256 в качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации. Частями 1, 3, 5 ст. 8 ФЗ № 256 предусмотрено, что субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону. В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона. На территории Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области ООО «Теплосервис» обеспечивает подачу тепловой энергии. Согласно концессионному соглашению № 1 от 06.06.2011 в ООО «Теплосервис» переданы котельные с. Усть-Ишим Усть-Ишимского района Омской области. Однако собственником данных котельных не разработан паспорт безопасности паспортов безопасности топливно-энергетического комплекса (далее по тексту – паспорт безопасности ТЭК) в соответствии с требованиями ФЗ № 256. По состоянию на 22.02.2012, указанные котельные входят в реестр недвижимого имущества, находящегося в собственности Усть-Ишимского сельского поселения. Отсутствие паспортов безопасности ТЭК является нарушением требований законодательства, кроме того, собственником и организацией пользующейся данными котельными не выполняются задачи по обеспечению безопасного использования объекта ТЭК, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц в случае наступления чрезвычайной ситуации. Кроме того, несоблюдение требований законодательства о гражданской обороне влияет на антитеррористическую защищенность, противоречит принципу приоритета мер предупреждения терроризма, повышает риск совершения террористических актов в пределах территории учреждения, угрожает жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Несмотря на вышеуказанные требования, ответчиком не принимаются меры к устранению нарушений. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав. Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ является присуждения к исполнению обязанности в натуре. В судебном заседании помощник прокурора Усть-Ишимского района Омской области Королев В.В. исковые требования поддержал, просит признать незаконным бездействия Усть-Ишимского сельского поселения и ООО «Теплосервис» в части не принятия мер по разработке и утверждению паспортов безопасности котельных, указанных в перечне специализированных реестров муниципальной собственности Усть-Ишимского сельского поселения, обязать администрацию Усть-Ишимского сельского поселения и ООО «Теплосервис» разработать паспорта безопасности согласно приложения к ФЗ № 256. Участвующая в судебном заседании представить ответчика – ХАКИМОВА О. И. в судебном заседании пояснила, что исковые требования поддерживает, Федеральный Закон вступил в силу с 01 января 2012 года, поэтому из-за отсутствия времени паспорта безопасности котельных не были разработаны, до настоящего времени не разработаны методические рекомендации. Представитель ответчика ООО «Теплосервис» КАТАЕВ А.А. в судебном заседании иск признал в полном объеме и пояснил, что в связи с финансовым положением просит снизить размер госпошлины до 400 рублей. Выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории России признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции РФ). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация в границах поселения теплоснабжения населения относится к компетенции сельского поселения, а так же участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон) противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующем устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Согласно п. 7 ст. 2 указанного Федерального закона противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма. В соответствии с п.п. 1, 5, 7, 9 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; системности и комплексности использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон) опасными производственными объектами являются предприятия или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 к настоящему Федеральному закону, а именно объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры. Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее по тексту – ФЗ № 256) паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. В силу п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ № 256 основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. На основании ч. 2 ст. 6 ФЗ № 256 в качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации. Частями 1, 3, 5 ст. 8 ФЗ № 256 предусмотрено, что субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону. В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона. На территории Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области ООО «Теплосервис» обеспечивает подачу тепловой энергии. Согласно концессионному соглашению № 1 от 06.06.2011 в ООО «Теплосервис» переданы котельные с. Усть-Ишим Усть-Ишимского района Омской области. Однако собственником данных котельных не разработан паспорт безопасности паспортов безопасности топливно-энергетического комплекса (далее по тексту – паспорт безопасности ТЭК) в соответствии с требованиями ФЗ № 256. По состоянию на 22.02.2012, указанные котельные входят в реестр недвижимого имущества, находящегося в собственности Усть-Ишимского сельского поселения. Отсутствие паспортов безопасности ТЭК является нарушением требований законодательства, кроме того, собственником и организацией пользующейся данными котельными не выполняются задачи по обеспечению безопасного использования объекта ТЭК, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц в случае наступления чрезвычайной ситуации. Кроме того, несоблюдение требований законодательства о гражданской обороне влияет на антитеррористическую защищенность, противоречит принципу приоритета мер предупреждения терроризма, повышает риск совершения террористических актов в пределах территории учреждения, угрожает жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Несмотря на вышеуказанные требования, ответчиком не принимаются меры к устранению нарушений. Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ является присуждения к исполнению обязанности в натуре. Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Рассматривая требования о взыскании госпошлины судом установлено, что прокурор при подаче искового заявления в соответствии с НК РФ освобождён от уплаты госпошлины, но исковое заявления прокурора удовлетворено в полном объеме, поэтому госпошлина в доход государства должна быть взыскана с ответчика в размере, установленном законом для предъявления иска юридическим лицом, то есть в размере 4000 рублей. Вместе с тем суд, учитывая ходатайство ответчика о снижении размера подлежащей взысканию госпошлины, в связи с тяжелым финансовым положением, а также требования статьи 333.20 НК РФ, полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины с ответчика до 400 рублей. Оценивая изложенное и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Заявленные прокурором Усть-Ишимского района Омской области исковые требования удовлетворить. Признать незаконным бездействия Усть-Ишимского сельского поселения и ООО «Теплосервис» в части не принятия мер по разработке и утверждению паспортов безопасности котельных, указанных в перечне специализированных реестров муниципальной собственности Усть-Ишимского сельского поселения. Обязать администрацию Усть-Ишимского сельского поселения и ООО «Теплосервис» разработать паспорта безопасности согласно приложения к ФЗ № 256 до 01 сентября 2012 года. Взыскать с ООО «Теплосервис», адрес места нахождения: Омская область, Усть-Ишимский район, с. У. ул. Г., дом № --- государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца с момента его вынесения, посредством направления апелляционной в Усть-Ишимский районный суд Омской области. Судья З.А. Фельда Решение вступило в законную силу 24.04.2012 года