Дело 2-153 /2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Усть-Ишим «11» апреля 2012г. Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе: председательствующего -судьи Скидан Е.В., при секретаре судебного заседания - Рахимовой Д.З., с участием: истца - Нурматова У.Ю., представителя истца - Суренкова Г.А., представителя ответчика - Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Усть-Ишимскому муниципальному району Омской области» - Яричук Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нурматова У.Ю. к Казенному учреждению Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Усть-Ишимскому муниципальному району Омской области» - о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за отопление и освещение занимаемого жилого помещения; - о признании за ним права на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за отопление и освещение занимаемого жилого помещения, - об обязании Казенного Учреждения Омской области « Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Усть-Ишимскому району Омской области» предоставить Нурматову У.Ю., как работнику, осуществляющему свою деятельность в соответствии с трудовым договором ( за исключением внешнего совместительства), с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенном в сельской местности государственном учреждении Омской области здравоохранения право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за отопление и освещение занимаемого жилого помещения, в соответствии со статьей 36 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», начиная с 01 января 2012г.. установил: Нурматов У.Ю. обратился в Усть-Ишимский районный суд Омской области с исковыми требованиями к Казенному учреждению Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Усть-Ишимскому муниципальному району Омской области» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за отопление и освещение занимаемого жилого помещения; о признании за ним права на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за отопление и освещение занимаемого жилого помещения; об обязании Казенного Учреждения Омской области « Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Усть-Ишимскому району Омской области» предоставить Нурматову У.Ю., как работнику, осуществляющему свою деятельность в соответствии с трудовым договором ( за исключением внешнего совместительства), с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенном в сельской местности государственном учреждении Омской области здравоохранения право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за отопление и освещение занимаемого жилого помещения, в соответствии со статьей 36 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», начиная с 01 января 2012г.. В обоснование заявленных исковых требований Нурматов У.Ю. в исковом заявлении указал, что он, являясь гражданином Республики Узбекистан, имеет вид на жительство в Российской Федерации на период до 2016 года. Работает с 10 марта 2010г. врачом анестезиологом-реаниматологом МУЗ «У. ЦРБ», реорганизованного на Основании Распоряжения правительства Омской области от 02.11.2011г. № 152-РП «О безвозмездной передаче в собственность Омской области муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных образований Омской области» в Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «У. ЦРБ». С 08 апреля 2010г. по настоящее время он проживает один в благоустроенной квартире №- дома № -- расположенного по ул. Г. в с. У. Общая площадь занимаемой квартиры составляет --- кв.м., в ней имеется центральное отопление и электроснабжение. Плату за отопление и освещение занимаемого жилого помещения он оплачивает самостоятельно в полном объеме. Полагая, что как работник государственного медицинского учреждения, расположенного в сельской местности, он с 01.01.2012г. имеет право на возмещение расходов связанных с оплатой за отопление и освещение занимаемого жилого помещения за счет бюджета Омской области, истец, собрав необходимые документы подтверждающие право на получение соответствующих льгот, в конце 2011г. обратился к ответчику за предоставлением таковых. 13 января 2012г. руководителем ответчика, истцу был отправлен ответ со ссылкой на п.3 ст.5 Кодекса Омской области, которым в предоставлении мер социальной поддержки ему было отказано. Полагает, что данный отказ является незаконным. В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель истца - Суренков Г.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Из его пояснений данных суду следует, что Нурматов У.Ю., являясь гражданином Республики Узбекистан имеет вид на жительство, что свидетельствует об его постоянном проживании на территории Российской Федерации на законных основаниях. Работает в медицинском государственном учреждении в соответствии с заключенным с ним трудовым договором. Его право на получение мер социальной поддержки, как медицинского работника, в период с 08 апреля 2010г. по 07 июля 2011г., подтверждено вступившим в законную силу Решением Усть-Ишимского районного суда Омской области. Согласно Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Аналогичным образом права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Полагает, что установление субъектом Российской Федерации ограничений прав иностранных граждан является недопустимым. Представитель ответчика - Яричук Н.Н. возражала против удовлетворения заявленных истцом исковых требований. Из ее пояснений, данных суду, следует, что отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе порядок определения таких категорий регулируется Законом Омской области от 04 июля 2008г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Согласно ст.5 данного Кодекса право на социальную защиту, предусмотренную Кодексом Омской области и иными принятыми в соответствии с ним нормативными актами, имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Омской области, а так же иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками долгосрочных целевых программ Омской области по содействию добровольному переселению в Омскую область соотечественников. Так как Нурматов У.Ю. не является гражданином Российской Федерации, а также не имеет статуса участника долгосрочных целевых программ Омской области по содействию добровольному переселению в Омскую область соотечественников, он не входит в круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки на оплату расходов на отопление и освещение жилого помещения. Полагает, что отказ в предоставлении мер социальной поддержки основан на нормах действующего законодательства и не влечет нарушений прав и свобод Нурматова У.Ю. Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, суд полагает, что заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению. К данному выводу суд пришел исходя из следующего: Согласно ч.3 ст.62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в ст.4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Согласно ч.2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии с ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления», ( утратившим в настоящее время законную силу), решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Закон Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", которым, в числе прочего, были установлены меры социальной поддержки медицинских работников, был принят, в том числе, и в целях реализации требований Федерального Закона РФ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, в преамбуле которого было указано: при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Согласно ст.5 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" 1. Право на социальную защиту, предусмотренную настоящим Кодексом и иными принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Омской области, имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Омской области. 2. В случаях, указанных в федеральном законодательстве, настоящем Кодексе и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах Омской области, право на социальную защиту имеют иные категории лиц. 3. Право на социальную защиту, предусмотренную настоящим Кодексом и иными принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Омской области, имеют иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками долгосрочных целевых программ Омской области по содействию добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом, а также члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Омскую область. Согласно ст. 36. Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" 1. Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, имеют постоянно проживающие в сельской местности следующие категории граждан: 1) работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры, а также в муниципальных учреждениях культуры Омской области в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых соответственно органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения, органом исполнительной власти Омской области в сфере культуры по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области (далее - работники); 2) неработающие пенсионеры, уволенные в связи с выходом на пенсию из государственных учреждений Омской области здравоохранения, культуры или муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющие общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшиеся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - неработающие пенсионеры). 2. Работникам и неработающим пенсионерам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) денежный эквивалент расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); 2) денежный эквивалент расходов на оплату отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления): - при наличии приборов учета - фактически понесенных расходов, но не более стоимости коммунальной услуги, рассчитанной в пределах нормативов потребления коммунальной услуги, утвержденных в установленном законодательством порядке; - при отсутствии приборов учета - в размере стоимости коммунальной услуги, рассчитанной исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, утвержденных в установленном законодательством порядке. Установленная настоящим подпунктом мера социальной поддержки по оплате отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); 3) денежный эквивалент расходов на оплату освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), рассчитываемый исходя из расхода электрической энергии на одного потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, в пределах норматива потребления электроснабжения, утвержденного в установленном законодательством порядке. 3. Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Согласно пп. «ж» п.1 ст.72 Конституции РФ, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, №8 от 31 октября 1995г., «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. Нурматов У.Ю., являясь гражданином Республики Узбекистан, с 2010г. проживает на территории с. У. Усть-Ишимского района Омской области в благоустроенной квартире № - дома № -- расположенного по ул. Г. на основании Договора найма служебного жилого помещения от 06 апреля 2010г., работает в должности врача анестезиолога-реаниматолога в БУЗОО ( до реорганизации МУЗ) «У. ЦРБ». Расходы по оплате за отопление и освещение занимаемого им жилого помещения, общей площадью 39, 1 кв.м. с 01.01. 2012г. несет самостоятельно в полном объеме. Решением УФМС России по Омской области № --- от 25.04.2011г. Нурматову У.Ю. 08 июня 2011г. был выдан Вид на жительство иностранного гражданина ---, срок действия данного документа до 25 апреля 2016г. Вступившим в законную силу Решением Усть-Ишимского районного суда Омской области от 07 июля 2011г. за Нурматовым У.Ю. было признано право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 08 апреля 2010г. по 07.07.2011г. в размере не ниже предусмотренного статьей 36 Закона Омской области от 04.06.2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Учитывая данные о месте постоянного проживания ( сельская местность), месте работы (в расположенном в сельской местности бюджетном учреждении Омской области здравоохранения), суд считает, что в силу положений пп..1 п.1 ст. 36 Закона Омской области от 04.06.2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», Нурматов У.Ю. подпадает под категорию лиц обладающих право на получение соответствующих мер социальной поддержки. Отказ в предоставлении истцу таковых по основанию отсутствия у него гражданства Российской Федерации, а так же его не участия в долгосрочной целевой программе Омской области по содействию добровольному переселению в Омскую область соотечественников, признается судом незаконным, так как в соответствии с действующим законодательством ( ст. 4 ФЗ от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 62 Конституции Российской Федерации) следует, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации". Таким образом, Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам. Ограничения в правах и обязанностях иностранного гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ могут налагаться только федеральным законом или международным договором. Закон Омской области от 04.07.2008г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категория граждан», ограничивающий право иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Омской области), не являющихся участниками долгосрочной целевой программы Омской области по содействию добровольному переселению в Омскую область соотечественников в получении мер социальной поддержки, является законом субъекта Российской Федерации. Иных законодательных актов ( федеральный закон, международный договор), содержащих сведения об ограничении права иностранных граждан в получении мер социальной поддержки, действующее законодательство Российской Федерации не содержит. Исходя из изложенного, суд полагает, что в данном случае, в связи с отсутствием Федерального закона регулирующего спорные правоотношения, надлежит руководствоваться нормами изложенными в Конституции Российской Федерации, регламентирующей равенство прав иностранного и российского гражданина. Согласно ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся.. расходы на оплату услуг представителей…. Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев предусмотренных ч.2 ст. 96 ГПК РФ. Согласно ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом в исковом заявлении заявлены требования на возмещение понесенных им судебных расходов. Данные требования поддержаны им в ходе судебного заседания. Настоящим решением исковые требования Нурматова У.Ю. удовлетворены в полном объеме. В связи с рассмотрением данного гражданского дела им были понесены расходы в виде оплаты государственной пошлины в размере 200руб. и оплаты услуг представителя - 4000руб. Признавая размер понесенных расходов на оплату услуг представителя разумным и учитывая требования закона, суд полагает, что заявленные истцом требования о возмещении ему судебных расходов являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Нурматова У.Ю. удовлетворить. Признать отказ Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат материально-технического обеспечения по Усть-Ишимскому муниципальному району Омской области» в предоставлении Нурматову У.Ю. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате за отопление и освещение занимаемого жилого помещения, предусмотренных в соответствии со статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категория граждан»- незаконным. Признать за Нурматовым У.Ю., как работником, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором ( за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени, в расположенном в сельской местности государственном учреждении Омской области здравоохранения, право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение занимаемого жилого помещения, в соответствии со статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категория граждан». Обязать Казенное Учреждение Омской области « Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Усть-Ишимскому району Омской области» предоставить Нурматову У.Ю., как работнику, осуществляющему свою деятельность в соответствии с трудовым договором ( за исключением внешнего совместительства), с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенном в сельской местности государственном учреждении Омской области здравоохранения право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за отопление и освещение занимаемого жилого помещения, в соответствии со статьей 36 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», начиная с 01 января 2012г.. Взыскать с Казенного Учреждения Омской области « Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Усть-Ишимскому району Омской области» в пользу Нурматова У.Ю в счет возмещения понесенных судебных расходов 4200 ( четыре тысячи двести) рублей. Решение может быть обжаловано ( опротестовано) в Омский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы (протеста) через Усть-Ишимский районный суд Омской области. Судья - Е.В. Скидан. Решение вступило в законную силу 12.05.2012 года