2-167/2012 Решение по иску прокурора к МКОУ «Никольская ООШ», Адм. Усть-Ишимского МР о возложении обязанности по принятию мер к осуществлению подвоза обучающихся в МКОУ «Никольская ООШ» ТС, соответствующим требованиям Технического регламента



Дело № 2 - 167/2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Ишим                                          «28» апреля 2012 года

Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе

председательствующего - судьи Скидан Е.В.

с участием:

старшего помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области - Белоусова В.Н.

представителя ответчика МКОУ «Никольская основная образовательная школа» - Графкиной С.Н.

представителя ответчика администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области - Бакшеева А.В.

представителя третьего лица Комитета образования администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области - Анисимовой Н.В.

при секретаре судебного заседания - Рахимовой Д.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора Усть-Ишимского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан

к

Муниципальному казенному образовательному учреждению «Никольская основная образовательная школа»,

Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области

о

возложении на МКОУ «Никольская основная образовательная школа», Администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области обязанности по принятию мер к осуществлению подвоза обучающихся МКОУ «Никольская ООШ» транспортным средством, соответствующим требованиям Технического регламента и обеспечивающим безопасность перевозок пассажиров, о взыскании государственной пошлины,

Установил:

Прокурор Усть-Ишимского района Омской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе в интересах несовершеннолетних граждан, обратился в Усть-Ишимский районный суд Омской области с исковым заявлением к МКОУ «Никольская основная образовательная школа», Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области о возложении на МКОУ «Никольская основная образовательная школа», Администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области обязанности по принятию мер к осуществлению подвоза обучающихся МКОУ Никольская ООШ» транспортным средством, соответствующим требованиям Технического регламента и обеспечивающим безопасность перевозок пассажиров, о взыскании государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что прокуратурой района в марте 2012 года проведена проверка исполнения законодательства об образовании, а также законодательства в области обеспечения безопасности перевозок пассажиров автобусами в деятельности МКОУ «Никольская ООШ», в результате которой выявлены нарушения в указанной сфере.

В ходе проверки установлено, что в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в МКОУ «Никольская ООШ» передан автобус ---, для осуществления регулярной перевозки детей, обучающихся в данном образовательном учреждении. Указанное транспортное средство не соответствует требованиям технического регламента к транспортным средствам для перевозки детей, а именно: в нарушение п.1.16.12 раздела 1.16 Технического регламента данный автобус, имеющий максимальную конструктивную скорость более 60 км./ч не оборудован устройством ограничения скорости; в нарушение п. 1.16.2.8 раздела 1,16 Технического регламента в автобусе не имеется мест для размещения ручной клади и ( или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 кв.м. и не менее 20 куб. дм. на каждое место пассажира; в нарушение п.1.16.15 раздела 1,16 Технического регламента кузов транспортного средства образовательного учреждения не окрашен в желтый цвет. Таким образом, отсутствие в данном образовательном учреждении транспортного средства, отвечающего требованиям безопасности создает угрозу жизни и здоровью обучающихся в МКОУ «Никольская ООШ».

Финансирование МКОУ «Никольская ООШ» осуществляется из средств бюджета муниципального района, в силу чего, Администрация Усть-Ишимского района Омской области несет обязанность по обеспечению безопасных условий для подвоза детей транспортом, отвечающим требованиям действующего законодательства.

Кроме того, п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Таким образом, обязанности по устранению имеющихся на сегодняшний день нарушений законодательства об образовании, а также законодательства в области обеспечения безопасности перевозок пассажиров автобусами в равной степени возложены на Администрацию Усть-Ишимского района Омской области и непосредственно на МКОУ «Никольская ООШ».

В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Ишимского района Омской области Белоусов В.Н. исковые требования поддержал, просил обязать МКОУ «Никольская ООШ», Администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области принять меры к осуществлению подвоза обучающихся транспортным средством, соответствующим требованиям Технического регламента и обеспечивающим безопасность перевозок пассажиров,

Представитель ответчика - МКОУ «Никольская ООШ» Графкина С.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объеме, просила снизить размер государственной пошлины до 200 рублей.

Представитель ответчика - администрации Усть-Ишимского района Омской области Бакшеев А.В. в судебном заседании признал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель третьего лица Комитета образования Администрации Усть-Ишимского района Омской области Анисимова Н.В. полагала, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Суду пояснила, что Комитет образования администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области неоднократно поднимал вопрос о необходимости приведения транспортного средства МКОУ «Никольская ООШ» в соответствие с требованиями технического регламента. Однако достаточных средств для этих целей не выделялось.

Заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п. 3 и 4 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон от 10.07.1992 № 3266-1) образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 51 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно абз. 5 ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В соответствии п. 1.16.1.2. Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 (далее Технический регламент) автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован устройством ограничения скорости, отвечающим требованиям Правил ЕЭК ООН N 89.

Согласно п. 1.16.2.8. Технического регламента в автобусе должны быть предусмотрены отсек в задней части и (или) полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 кв. м и не менее 20 куб. дм на каждое место пассажира.

Согласно п. 1.16.1.5. Технического регламента кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета.

В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 51 указанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Судом установлено, что в МКОУ «Никольская ООШ» имеется специальное пассажирское транспортное средство ---, используемое для регулярной перевозки детей, обучающихся в данном образовательном учреждении (л.д. 38,39).

Согласно Акту проверки от 23.12.2011года автобус не соответствует требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (отсутствует устройство для ограничения скорости, кузов не окрашен в желтый цвет, отсутствуют места для размещения ручной клади) (л.д.34-37).

Учредителем МКОУ «Никольская ООШ» является Усть-Ишимский муниципальный район Омской области, финансовое обеспечение МКОУ Никольская ООШ» осуществляется за счет средств районного бюджета на основании бюджетной сметы (л.д.41).

Рассматривая требования о взыскании госпошлины судом установлено, что прокурор при подаче искового заявления в соответствии с НК РФ освобождён от уплаты госпошлины, но исковое заявления прокурора удовлетворено в полном объеме, поэтому госпошлина в доход государства должна быть, взыскана с ответчиков в размере, установленном законом для предъявления иска юридическим лицом, то есть в размере 4 000 рублей.

Согласно ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, что свидетельствует о том, что обязанность по оплате государственной пошлины должна быть возложена на не освобожденного от уплаты государственной пошлины ответчика - МКОУ «Никольская ООШ»

Учитывая ходатайство ответчика о снижении размера подлежащей взысканию госпошлины, в связи с тяжелым финансовым положением, а также требования статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины с ответчика до 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Усть-Ишимского района Омской области исковые требования удовлетворить.

Обязать МКОУ «Никольская ООШ», администрацию Усть-Ишимского Муниципального района Омской области принять меры к осуществлению подвоза обучающихся транспортным средством, соответствующим требованиям Технического регламента и обеспечивающим безопасность перевозок пассажиров.

Взыскать с МКОУ «Никольская ООШ», государственную госпошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Ишимский районный суд Омской области.

Судья                                                                                                             Е.В. Скидан

Решение вступило в законную силу 29.05.2012 года