П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Усть-Илимск 09 апреля 2010 года
Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Кузьмин А.В., с участием государственного обвинителя, помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Мироновой Т.Г., представителя потерпевшего Л.ЛП., подсудимого Адамяна М.М., защитника, адвоката Пелиховой Р.Р., при секретаре судебного заседания Ореховой Е.Л.,
-рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело № 1-112/2010 в отношении:
Адамяна М.М., ** *** не судимого,
-с мерой пресечения, заключение под стражу с 21 октября 2009 года.
-обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Подсудимый Адамян М.М. совершил преступление, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего при следующих обстоятельствах.
20 октября 2009 года в ночное время Адамян М.М. находился в доме №, расположенного в городе Усть-Илимске Иркутской области, улица ** ***, где употреблял алкогольные напитки. В данном месте между ним и М. на почве неприязненных отношений произошла ссора, в ходе которой Адамян М.М. стал избивать М. кулаками и ногами по голове, груди и животу, умышленно причинив тупую сочетанную травму данных областей тела, относящуюся к категории тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни. А именно закрытую черепно-мозговую травму в виде кровоизлияний под мягкие мозговые оболочки и в желудочки мозга, кровоизлияний в кожно-мышечный лоскут головы, ушиблено-рваной раны губы, кровоподтеков и осаднения головы, лица и ушных раковин. И тупую закрытую травму грудной клетки в виде множественных двухсторонних переломов ребер с кровоизлияниями в окружающие мягкие ткани, разрыва нижней доли правого легкого, кровоизлияния под плевру легких и в сердечную сорочку, разрыва капсулы правой доли печени, кровоподтеков грудной клетки. Данные повреждения в совокупности вызвали угрожающее жизни состояние, плевропульмональный шок, отек головного мозга и наступления смерти.
Адамян М.М. виновным себя признал частично, пояснив, что действительно нанёс потерпевшему удары, но не более четырех, и в причинении других повреждений, повлекших его смерть, он не причастен.
Подсудимый суду показал, что в июне 2009 года он познакомился с М., который был одинок и являлся пенсионером. С тех пор он стал проживать в доме М.. В тот же период времени он познакомился с И. Мариной и стал с ней сожительствовать, проживая в доме М.. 18 октября 2009 года М. получил пенсию, и они стали употреблять водку. За два дня выпили 6 бутылок. Пьяная ссора произошла ночью 20 октября. Когда он вернулся с очередной бутылкой водки в дом М., Марина сообщила ему, что М. вновь её домогался. Тогда она была беременная. На этой почве произошла ссора. М. стал его грубо оскорблять, выгонять, схватив за воротник и шею. Он этого не стерпел и первым нанёс М. удары. Он ударил его не более двух раз в лицо кулаками, и не более двух раз ногой в грудь. После этого М. лёг спать. И поскольку М. надо было отдохнуть, он накрыл его одеялом и с сожительницей Мариной они ушли к знакомым Р.АМ. На следующий день он пошёл в магазин, где его задержали сотрудники милиции.
Вместе с тем, суд считает Адамяна М.М. виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, потерпевшему М., что повлекло по неосторожности его смерть. И к такому выводу суд пришел, исходя из анализа, как показаний подсудимого, так и других доказательств.
В частности из показаний свидетеля И., следует, что в июне 2009 года она познакомилась с Адамяном М.М., который проживал в доме М., по улице ** ***. В данном доме она осталась жить, сожительствуя с Адамяном. Втроём часто употребляли алкогольные напитки. На день происшествия она находилась на третьем месяце беременности. Тогда М. получил пенсию и они употребляли водку, выпив около 5-6 бутылок. Ночью 20 октября 2009 года водка закончилась. Адамян пошел в магазин. В его отсутствие М. в очередной раз стал предлагать ей сожительствовать с ним и по возвращению Адамяна, она ему об этом рассказала. Вначале Адамян и М. на этой почве между собой ругались. А когда они ушли в комнату, а она осталась на кухне, то услышала, что в продолжение ссоры, где М. выгонял Адамяна из дома, последовал шум ударов, который продолжался на протяжении 10 минут. После этого на кухню зашел Адамян и сказал, что М. завалился спать. Он действительно лежал на животе, накрытый одеялом, а его ноги свисали с кровати на пол. Дышал ли он, не знает, внимания не обращала. Затем они решили уйти, поскольку М. нужно было проспаться и отдохнуть. Они ушли в гости к Р.АМ, где также употребляли алкогольные напитки. Ходили к другим знакомым, возвращались, и 21 октября её забрали сотрудники милиции, как и Адамяна, которого она увидела в машине милиции.
Из показаний свидетелей Р.ПС и Р.АМ следует, что Адамян М.М. знаком им с осени 2008 года. Он приходил к ним в дом в гости, где употребляли алкогольные напитки. Проживал Адамян в доме М., но чем занимался, им не было известно. В 2009 году у него появилась сожительница по имени Марина (И.). Под утро 20 октября 2009 года к ним пришел Адамян с И. и они вчетвером стали употреблять алкоголь. В разговоре Адамян рассказал, что накануне, как им прийти, он поссорился с М., который приставал к беременной И. и склонял её к сожительству. Адамян сказал, что именно по этой причине он избил М. руками, ногами и тот остался лежать дома. Адамян и И. пробыли у них сутки. Как разошлись, не помнят в виду опьянения.
Свидетель С. показал, что в качестве разнорабочего на пилораму он нашёл знакомого М. Александра, проживающего по улице ** *** ** ***. С ним он договорился о встрече на ***** года, где он должен был подойти на работу. Однако в назначенный день М. не явился. На следующий день он сам решил зайти к нему домой. Пришёл около 11.00 часов. Калитка в ограду была не заперта, как и входная дверь в дом. Он прошёл в помещение. Никто не отзывался. И он увидел М. в комнате. Он лежал на кровати, на животе, лицом вниз, а ноги его свисали на пол. Сверху прикрыт был одеялом. Он не подавал признаков жизни. После чего он вышел на улицу, проехал в милицию и сообщил об этом. Адамян ему был знаком, как земляк. С лета Адамян проживал в доме М.. Больше ему ничего не известно.
Показания свидетелей объективно подтверждаются и иными доказательствами.
Так, исходя из телефонного сообщения и объяснения С. в милиции л.д.4-5), труп М. им был обнаружен в 11.00 часов 20 октября 2009 года.
Из протокола осмотра места происшествия следует, что в доме по ** *** на кровати комнаты обнаружен труп М. с признаками насильственной смерти. Труп прикрыт одеялом, расположен на животе, лицом вниз, ноги свисают с кровати на пол, руки вытянуты. На лице трупа выявлены кровоподтеки и осаднения, обпачкано темной жидкой кровью. На грудной клетки и поясничной области также выявлены множественные кровоподтеки. При входе в комнату у кровати на полу обнаружены пятна бурого цвета. У трупа на матраце кровати выявлен след наслоения вещества бурого цвета овальной формы в виде рисунка следа подошвы обуви л.д.6-14).
Согласно протоколу задержания подозреваемого Адамяна М.М., у него при личном обыске изъяты ботинки кожаные на шнурках л.д.26-30).
Представленные суду в качестве вещественного доказательства кожаные ботинки черного цвета Адамян М.М. признал своими. Он показал, что именно в них он был в доме М..
Заключением трассологической экспертизой констатировано, что след подошвы обуви на фрагменте ткани, вырезанного с матраца при осмотре места происшествия, мог быть оставлен обувью Адамяна М.М. л.д.148-149).
При судебно-медицинском исследовании Трупа М. обнаружены следующие повреждения л.д.120-136):
-закрытая черепно-мозговая травма в виде кровоизлияний под мягкие мозговые оболочки и в желудочки мозга, кровоизлияния в кожно-мышечный лоскут головы, ушиблено-рваной раны нижней губы, кровоподтеков и осаднений головы, лица и ушных раковин;
-тупая закрытая травма грудной клетки в виде множественных двухсторонних переломов ребер с кровоизлиянием под плевру легких и сердечную сорочку, разрыва капсулы правой доли печени, кровоподтеков грудной клетки.
Из выводов судебно-медицинской экспертизы следует, что травма головы и груди образовалась в результате неоднократного воздействия, в голову не менее пяти, в грудь не менее десяти, тупыми твердыми предметами с ограниченной поверхностью соударения, чем могли быть кулак, обутая нога.
Эксперт заключил, что данные повреждения относятся к категории тяжкого вреда здоровью, по признаку опасности для жизни. Они в совокупности вызвали угрожающее жизни состояние, плевропульмональный шок, отек головного мозга и наступления смерти в короткий промежуток времени, исчисляемый минутами. Смерть последовала в ночь на 20 октября 2009 года.
Что касается позиции подсудимого Адамяна М.М. в части количества ударов, то в ходе предварительного расследования обстоятельства происшедшего он объяснял несколько иначе.
В качестве подозреваемого, в присутствии адвоката, он показал, что с 2 до 3 часов ночи 20 октября 2009 года, после того, как он узнал от И. о поведении М., тот стал его оскорблять, схватил за воротник и стал выгонять. Все происходило в комнате. После чего он подошел к М. и стал наносить ему удары руками и ногами по лицу и телу, а именно в грудную клетку. Сколько нанес ему ударов, не помнит, был пьян. Обут он был в ботинки. В ответ М. пытался ответить, хватаясь рукой за шею. Все происходило около 10 минут. И. в это время находилась на кухне. После того, как он перестал бить М., тот лег на кровать туловищем, а ноги оставил свешанными на пол. Он дышал. После чего он накрыл его одеялом, и они с И. ушли л.д.32-36).
В качестве обвиняемого, Адамян М.М. эти показания подтвердил л.д.39).
Такие же сведения он изложил в ходе следственного эксперимента л.д.42), а также в ходе проверки его показаний на месте совершения преступления л.д.158), затем в качестве обвиняемого л.д.169), где показал, что возможно нанес М. более пяти ударов в голову и в грудь, и еще другие. Но уже уточнил, что после избиения он положил М. на кровать и прикрыл одеялом.
Оценив доказательства, суд считает сведения, изложенные Адамяном М.М. в ходе предварительного расследования, объективными, поскольку они отвечают действительности.
Они подтверждаются показаниями свидетеля И. и экспертными заключениями.
О том, что пострадавший избивался на протяжении нескольких минут, соответствует по времени количеству нанесенных ударов, не менее 15-ти, и различным областям тела.
Это объясняется и пятнами крови на полу.
Согласно заключению эксперта, М. самостоятельных действий совершать не мог, поскольку его тяжелая черепно-мозговая травма сопровождается потерей сознания.
Об этом свидетельствуют показания свидетелей И., С., а также протокол осмотра места происшествия, в том, что пострадавший оставался лежать именно в том положении, в котором его оставил перед уходом Адамян М.М..
Кроме того, исходя из того, что на полу были обнаружены пятна крови, а на матраце кровати, где был обнаружен труп, был выявлен наслоением крови след обуви, в которую был обут Адамян М.М., говорит о том, что действительно Адамян М.М. пытался уложить находящегося без сознания пострадавшего на кровать волоком.
На это указывает и положение тела, конечностей М., при котором его обнаружили.
Поэтому доводы подсудимого о причастности к преступлению других лиц суд считает не состоятельными.
Давая правовую оценку действиям Адамяна М.М., суд исходит из установленных обстоятельств дела, согласно которым он на почве ссоры и неприязненных отношений нанёс М. различные телесные повреждения, причинив тупую сочетанную травму головы, груди, живота, выразившуюся ушибом головного мозга, множественными двухсторонними переломами ребер с повреждением легких и печени.
Данная травма явилась следствием нанесения кулаками и ногами, обутыми в жёсткую обувь, ударов в голову, в грудь и в живот пострадавшему, что подтверждается показаниями Адамяна М.М., свидетеля И. и заключением судебно-медицинской экспертизой.
Суд считает, что Адамян М.М. действовал умышленно. О чем прямо свидетельствует то, что он находился в жёсткой обуви и наносил множественные удары в жизненно важные части человека.
Выявленные травмы по своему характеру создает угрозу для жизни человека. Поэтому, в соответствии с Правилами судебно-медицинской экспертизы, они определяются опасными для жизни, что является основанием для признания вреда, причиненного здоровью М., тяжким.
Условия применения ст.113, или по ч.1 ст.114 УК РФ, суд не усматривает.
Согласно выводам комиссии экспертов, Адамян М.М. не находился в состоянии физиологического аффекта, и ни в каком ином эмоциональном состоянии, способном существенно повлиять на его сознание и поведение.
К такому же выводу приходит и суд.
Как показал Адамян М.М., что подтверждается показаниями свидетеля И., потерпевший на него не нападал, а пытался выгнать его из дома, хватался за шею, толкал и оскорблял.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, у Адамян действительно на задней поверхности шеи выявлена ссадина линейной формы не причинившая вреда здоровью л.д.115).
Других телесных повреждений не выявлено. Их не усмотрели и свидетели И., Р.АМ и Р.ПС.
Кроме того, Адамян М.М. прямо заявил, что он первым начал драку, которая свелась лишь в том, что он стал избивать М., который фактически никакого сопротивления ему не оказал.
Однако предшествующее поведение М., усматривается аморальным, явившееся поводом для совершения преступления.
При установленных обстоятельствах суд квалифицирует действия подсудимого, совершившего умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, по ч.4 ст.111 УК РФ.
Поведение Адамяна М.М. не вызвало у суда сомнений в его психической полноценности.
Согласно заключению комиссионной судебно-психиатрической экспертизы он психических расстройств не имеет. И мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Поэтому Адамян М.М., как вменяемое лицо, подлежит наказанию за совершенное преступление.
Санкции ч.4 ст.111 УК РФ предусматривает наказание только в виде лишения свободы, и суд принимает решение о назначении наказания в ее пределах. И определяя меру наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, его личность, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на его исправление.
Сведений о его трудовой деятельности, материалы дела не содержат.
Он является гражданином Армении, и по прибытию в Россию в службу миграционного учета не обращался.
По местам жительства в характеристиках участковых инспекторов милиции указывается, что жалоб на него не поступало, к административной ответственности не привлекался, на учете не состоял. И в связи с небольшим временем проживания, более полную и объективную характеристику дать не представляется возможным.
Обстоятельств, отягчающих наказание, по делу не установлено.
Напротив, при назначении наказания учитываются обстоятельства, смягчающие наказание, как аморальное поведение потерпевшего, явившегося поводом для преступления, а также активное способствование раскрытию преступления (дачи им изобличающих себя показаний, проведение следственного эксперимента, проверки показаний на месте преступления и выдачи вещественных доказательств).
Данные обстоятельства являются основанием для смягчения наказания в соответствии со ст.62 УК РФ.
Адамян М.М. осуждается к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления и, в соответствии с п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ, должен отбывать наказание в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения в отношении Адамяна М.М. с учетом необходимости отбывания наказания в виде лишения свободы необходимо оставить прежнюю, заключение под стражу.
Срок отбытия наказания следует исчислять с 21 октября 2009 года, согласно протоколу его задержания и решения об его аресте.
Гражданский иск по делу не предъявлялся.
Вещественные доказательства, ботинки, подлежат возврату по принадлежности, вырез с матраца подлежит уничтожению.
В судебном заседании установлены процессуальные издержки, связанные с участием защитника.
Защиту Адамяна М.М. по назначению осуществлял адвокат Пелихова Р.Р. в виду имущественной несостоятельности подсудимого. За счет средств федерального бюджета сумма, выплаченная данному адвокату за оказание юридической помощи, составила 2184 рублей 32 копеек.
В соответствии со ст.132 УПК РФ, процессуальные издержки взыскиваются с осужденных. Адамян М.М. является трудоспособным и не имеет иждивенцев. Таким образом, уплата процессуальных издержек не может существенно отразиться на его материальном положении.
Руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд -
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать Адамяна М.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ и назначить ему наказание - лишение свободы на срок восемь лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Адамяну М.М. оставить без изменения, заключение под стражу.
Срок отбытия наказания исчислять с 21 октября 2009 года.
Вещественные доказательства, ботинки, вернуть по принадлежности, Адамяну М.М., вырез с матраца уничтожить.
Взыскать с Адамяна М.М. в пользу федерального бюджета РФ процессуальные издержки в размере 2184 (две тысячи сто восемьдесят четыре) рублей 32 копеек.
Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Иркутского областного суда в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения копии приговора, с правом ходатайствовать в принесенной жалобе о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий
Судья:
Приговор вступил в законную силу 21.07.2010 года