П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Усть-Илимск 15 сентября 2010 года
Усть-Илимский городской суд Иркутской области, председательствующий, судья Кузьмин А.В., единолично, при секретаре судебного заседания Ореховой Е.Л., с участием сторон: государственного обвинителя, помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Никитиной Е.А.; представителя потерпевшего, М.М.; подсудимого Нагибаур В.А.; защитника, адвоката Герделеско А.Р.,
-рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело № 1-296/2010 в отношении:
Нагибаур В.А., ..., судимости не имеющего,
-с мерой пресечения, заключение под стражу с 14 января 2010 года.
-обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Нагибаур В.А. совершил умышленное преступление против личности, причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего при следующих обстоятельствах.
В ночь на ** ** ** Нагибаур В.А. и Е.Ж.Ф. находились по месту жительства Нагибаур В.А., расположенного в городе Усть-Илимске Иркутской области, ..., в секции общежития **. В данном месте между ними произошла ссора в виду пропажи у Нагибаур В.А. денежных средств. В ходе чего на почве возникших неприязненных отношений Нагибаур В.А. стал избивать Е.Ж.Ф., нанося ей множественные удары руками, ногами, фрагментами от табурета по голове и грудной клетки. В результате чего Нагибаур В.А. умышленно причинил Е.Ж.Ф. опасный для жизни вред здоровью оценивающийся как тяжкий. А именно повреждения в виде открытой черепно-мозговой травмы, выразившейся переломами затылочной кости и костей основания черепа, кровоизлиянием под оболочки, желудочки и в ткань мозга, а также ушиблено рваными ранами головы, кровоподтеками головы, лица и левой ушной раковины. Действиями Нагибаур В.А. был причинен Е.Ж.Ф. и другой вред здоровью, менее тяжкий, в виде переломов ребер с кровоизлиянием в мягкие ткани грудной клетки, перелома костей носа, разрыва слизистой губы с кровоизлиянием, кровоподтека области подбородка, шеи, кистей рук, ключицы, голени и предплечья. В результате указанной открытой черепно-мозговой травмы, выразившейся переломами костей свода и основания черепа, ушибом головного мозга, последовала смерть Е.Ж.Ф. на месте происшествия.
Нагибаур В.А. виновным себя признал частично, пояснив, что умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей у него не было, убивать её не хотел.
В судебном следствии он показал, что Е.Ж.Ф. знал около года. Она периодически приходила к нему по месту жительства в гости. Пришла в очередной раз ** ** **. Сидели и выпивали. Он ходил в магазин, брал продукты и спиртное, кушали и смотрели телевизор, засыпали и просыпались. То, что у него были деньги, Е.Ж.Ф. видела. Она сказала, что ее выгнал из дома сын, и попросилась у него пожить. Он не возражал. Три дня они отмечали новый год. Когда с ** ** ** проснулся, проверил деньги в кармане, в шифоньере, но их не оказалось. Пропало ** тысяч рублей. Он стал уличать её, что в комнате они находились только вдвоем, кроме неё некому их взять. Однако она стала отпираться. Он встал перед ней на колени, умоляя вернуть деньги, поскольку их занял, и нужно отдавать. В ответ она взяла табурет и ударила им ему по голове. У него вспыхнула ярость, и он стал её избивать. Бил также частями табурета, когда тот сломался. Как бил не помнит. Видел кровь и отправлял её умыться. Она сказала, что деньги найдутся утром. Легла спать и потом умерла. Зачем труп отнёс в лифт, не помнит. Покинув жилище, он уехал в .... Вскоре вернулся и явился в милицию с повинной.
В ходе досудебного производства Нагибаур В.А. показал, что на требование вернуть деньги Е.Ж.Ф. ударила его по голове табуретом, который от удара разлетелся, и в её руках осталась ножка. Она еще три раза ударила ему по руке. У него наступило помутнение, вспышка гнева. В ярости он стал избивать её кулаками по лицу. От ударов она уперлась в стену, закрылась руками и легла головой к телевизору. Из рук выпала ножка от табурета. Он подобрал её и стал наносить её удары по голове. Когда она закричала, его «отпустило». Стал осознавать, что наделал и сказал пойти ей умыться. Вернувшись, она села на диван и уверила, что деньги утром найдет. Через 30 минут она упала на пол спать. Через некоторое время она перестала дышать, пульса не было. Он сильно испугался, и что происходило далее, не помнит. Пришел в себя, когда добирался до ... л.д.142).
Согласно протоколу явки с повинной от ** ** ** л.д.131), Нагибаур В.А. заявил, что, проснувшись, он обнаружил пропажу денег, о наличии которых знала Е.Ж.Ф.. Он упал перед ней на колени с просьбой их вернуть. Но в ответ получил удар по голове табуретом, который разлетелся. Она стала бить его ножкой от стула, и у него помутился рассудок. Не помнит, сколько раз её бил кулаком и ножкой от стула, но потом с него спала «пелена» и тогда осознал, что сделал.
Давая показания и сопровождая их имитацией своих действий в ходе проверки показаний на месте происшествия, Нагибаур В.А. указал на кровать, где сидела Е.Ж.Ф., как встал перед ней на колени и получил удары по голове табуретом. После чего он в ответ стал ее избивать кулаками и ножкой от табурета с указанием, как и где, располагалась при этом потерпевшая л.д.209).
Содержание, правильность и соответствие текста действительности в протоколах явки с повинной, его последующего допроса и проверки показаний на месте, Нагибаур В.А. в судебном заседании подтвердил.
Полученные в них сведения совпадают с содержанием доказательств, собранных в ходе других следственных действий, что указывает об осведомленности Нагибаур В.А. относительно определенных обстоятельств события преступления.
При этом, закладывая признание подсудимым своей вины в основу обвинительного приговора, суд исходит из того, что его виновность подтверждается совокупностью представленных по уголовному делу доказательств.
Так, из протокола осмотра помещения лифта на ... общежития, на основании телефонного сообщения М.М.Н. в милицию об обнаружении трупа, следует, что труп женщины имеет признаки насильственной смерти. На лице и голове выявлены множественные повреждения с выделением крови. На теле трупа и на полу лифта имеются перья л.д.3-11).
Перья на полу были обнаружены и вне лифта, в коридоре данного этажа, у дверей секции **, куда привела служебно-розыскная собака.
В ходе дальнейшего осмотра, в ванной указанной секции обнаружены аналогичные перья и пятна бурого цвета. Такие же пятна обнаружены в комнате над кроватью на стене в виде брызг, где на кровати находятся поврежденные подушки, а также и на фрагментах сломанного табурета, расположенных рядом. Со стола изъяты документы на имя Нагибаур В.А. л.д.12-23).
Объясняя наличие перьев, Нагибаур В.А. показал, что возможно он разорвал в гневе подушки, или они разорвались от его ударов ножкой от табурета.
Доставленный на судебно-медицинское исследование труп женщины был опознан как Е.Ж.Ф. ** л.д.27-30).
Из выводов судебно-медицинской экспертизы следует, что смерть Е.Ж.Ф. последовала в ночь на ** ** ** от открытой черепно-мозговой травмы, выразившейся переломами костей свода и основания черепа, ушибом головного мозга л.д.168-173).
Как указал эксперт, данная травма определена переломами затылочной кости и костей основания черепа, кровоизлияниями под оболочки, в желудочки и в ткань мозга, четырьмя ушиблено-рваными ранами головы, кровоподтеками головы, лица, левой ушной раковины. Что является опасным для жизни в соответствии с Правилами определения тяжести вреда здоровью, относя травму к категории тяжкого вреда здоровью.
Что касается травмирующего предмета, экспертизой, как основной, так и дополнительной, констатировано, что травма головы образовалась в результате неоднократного воздействия тупыми твердыми предметами с ограниченной поверхностью соударения, чем могли быть фрагменты табурета, представленные на экспертизу, так и табурет целым в прошлом л.д.171,178).
Наряду с черепно-мозговой травмой, повлекшей смерть, у Е.Ж.Ф. обнаружены и другие повреждения не опасные для жизни, - средней тяжести вред здоровью, легкий и не причинившие вреда здоровью. А именно переломы 8,9 ребер слева с кровоизлияниями в мягкие ткани грудной клетки, перелом костей носа и разрыв слизистой верхней губы с кровоизлиянием, кровоподтеки области подбородка, шеи, кистей рук, ключицы, голени и предплечья.
Нагибаур В.А. не оспорил свою причастность в нанесении Е.Ж.Ф. в ночь на ** ** ** и этих повреждений.
Из заключения экспертизы следует, что все повреждения, обнаруженные на трупе Е.Ж.Ф. образовались незадолго до наступления смерти, и после их причинения она могла жить относительно короткий промежуток времени, исчисляемый от нескольких десятков минут до нескольких часов. Однако совершать самостоятельных действий в этот отрезок времени не могла. Поскольку такая травма головы всегда сопровождается потерей сознания л.д.172).
Указание в судебно-медицинской экспертизе на наличие в крови потерпевшей алкогольного опьянения средней тяжести соответствует показаниям Нагибаур В.А. об употреблении им совместно с Е.Ж.Ф. алкогольных напитков.
Доказательством виновности Нагибаур В.А. является и экспертиза вещественных доказательств л.д.187-193).
Согласно ее выводам: - в пятнах на фрагментах табурета и мужских ботинках обнаружена кровь человека, которая могла произойти от Е.Ж.Ф.; - на внутренней меховой поверхности, стельках мужских ботинок обнаружен пот, который мог произойти от Нагибаур В.А.; - на тампоне с содержимым влагалища Е.Ж.Ф. обнаружена сперма, которая могла быть выделена Нагибаур В.А..
Об объективности показаний Нагибаур В.А. свидетельствует и то, что они согласуются с показаниями свидетелей.
В частности из показаний брата пострадавшей, МИФ следует, что сестра Ж проживала с их матерью, а он от них отдельно. Образ жизни сестры ему не был известен, не интересовался. ** ** ** в 23.00 часов он пришел поздравить родных. Сестры не было. Он позвонил на её мобильный телефон. Ответил мужчина и сообщил, что Ж сейчас нет. До 3 января больше сестре не звонил. А ночью, когда он работал, позвонила мать и сказала идти в прокуратуру для опознания трупа. Сестру опознал без сомнений.
Из показаний сына пострадавшей, Д.А.В. следует, что действительно на новогоднюю ночь мать ушла из дома. Тогда он пошел к другу, в общежитие по ..., который проживал на .... Когда вышел покурить, то в фойе общежития увидел мать. Она была в состоянии опьянения, в верхней зимней одежде. Вид матери его встревожил, и он стал настаивать уйти ей домой. Она отказалась. Затем сказала, что забыла в комнате общежития телефон. Он поднялся с ней на ... к дверям секции, где мать стала стучаться, но дверь не открыли. Он попробовал уговорить мать все же вернуться домой, но она осталась. После чего он ушел, и больше мать не видел.
Из показаний Ч.Э.Г., проживающей по соседству на ... с комнатой Нагибаур В.А., следует, что на новогодние праздники она увидела Нагибаур В.А. около 22.00 часов ** ** ** в коридоре у лифта, когда выходила покурить. Ночью также вышла покурить и услышала голос Нагибаур В.А. из его комнаты. Он неоднократно повторял фразу, «она умерла». И она даже подумала, вызвать милицию, но не вызвала. А на утро в лифте увидела труп женщины.
Из показаний другой соседки по комнате, К.М.А. следует, что на новогодние праздники Нагибаур В.А. не встречала. Она лишь около 2.00 часов ночи ** ** ** услышала крик Нагибаур В.А. из своей комнаты. Он кого-то выгонял, избавлялся, матерился и чем-то был возмущен. На утро она также увидела в лифте труп женщины.
Из показаний И.Н.С. следует, что вечером ** ** ** она пришла в общежитие к матери, по адресу .... Выходя поздно погулять с друзьями, из комнаты Нагибаур В.А. услышала крики женщины с просьбой её не бить. До этого в ночь на ** ** ** видела у комнаты Нагибаур В.А. его сожительницу, которая стучалась в дверь его комнаты.
Из показаний А.Н.С., продавца магазина ... и У.С.А., охранника того же магазина, работавших в ночь на ** ** ** следует, что около 3-4.00 часов в магазин зашел Нагибаур В.А., их частый посетитель. С виду был заспанный, но не пьяный. Он попросил в долг пачку сигарет и стал рассказывать события так, как будто все «накипело». О том, что приютил у себя женщину, а она украла у него чужие деньги, за что он женщину избил.
Из показаний К.Н.А., сестры Нагибаур В.А., следует, что вечером ** ** ** к ней в дом, в поселке ... ..., зашел брат Нагибаур В.А., который до нового года по телефону обещал приехать. Брат стал плакать. И в разговоре рассказал, что возможно убил женщину по имени Ж. Она жила у него несколько дней. Потом он обнаружил кражу денег. Ж в ответ только смеялась. Он был в шоке и не помнит, как её избил. Когда очнулся, она лежала на полу, дышала, но потом перестала. Она предложила вернуться в Усть-Илимск, сдаться в милицию, и он согласился. После чего она проводила его на автовокзал.
Представляя интересы пострадавшей, её мать МИФ М. показала, что дочь Е.Ж.Ф. работала сторожем в саду и проживала на квартире с ней. Что её связывало с Нагибаур В.А., ей не известно. В последнее время употребляла алкоголь. Действительно ** ** ** вечером дочь ушла из дома. ** ** ** Е.Ж.Ф. нужно было выходить на работу, но она домой не пришла. Сын Е.Ж.Ф. рассказал, что видел на новый год свою мать в общежитии и поднимались вместе на этаж кому-то в комнату за её телефоном. Потом дочь звонила, говорила, что придет, но так и не вернулась.
Согласно протоколу осмотра вещественных доказательств, ножки табурета имеют длину до полуметра, в ширину 4,5 см., с наложением пятен красно-бурого цвета л.д.180).
На вопрос, понимал ли подсудимый, нанося удары человеку в голову указанным фрагментом от табурета, что такие удары могут вызвать тяжелые повреждения и стать причиной смерти, Нагибаур В.А. ответил, что об этом не думал, его действия были спровоцированы. Но все повреждения образовались от его ударов, и ему тогда было безразлично.
Таким образом, совокупностью исследованных доказательств в ходе судебного разбирательства, совершенное Нагибаур В.А. преступление, при обстоятельствах, изложенных в установочной части приговора, признается доказанным.
Нагибаур В.А. действовал умышленно. На это прямо указывают характер травм, механизм их образования и места локализации, а также орудие для нанесения травм. Нанося удары фрагментом табурета по голове пострадавшей, он осознавал опасность своих действий и предвидел возможность наступления тяжкого вреда здоровью опасного для жизни человека в виде открытой черепно-мозговой травмы.
Что касается его отношения к смерти, то, исходя из его показаний и пределов предъявленного обвинения, оно выражается в форме неосторожности.
В своем заключении психолог-эксперт пришел к выводу, что Нагибаур В.А. в момент преступления не находился в состоянии физиологического аффекта. А проявил вспыльчивость и раздражительность л.д.207).
С учетом обстоятельств дела, иного вывода у суда не возникло.
При установленных обстоятельствах суд квалифицирует действия Нагибаур В.А., совершившего умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, по ч.4 ст.111 УК РФ.
Поведение Нагибаур В.А. не вызвало у суда сомнений в его психической полноценности.
Согласно заключению психиатрической экспертизы, он в полной мере осознавал фактический характер и общественную опасность своих действий и руководил ими, как и в настоящее время.
Поэтому Нагибаур В.А., как вменяемое лицо, подлежит наказанию за совершенное преступление.
Санкция ч.4 ст.111 УК РФ предусматривает один вид наказания, лишение свободы на срок от 5 до 15 лет. И суд принимает решение о назначении наказания в ее пределах.
При определении меры наказания учитывается характер и степень общественной опасности преступления, личность Нагибаур В.А., в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на его исправление.
В частности, учитывается его явка с повинной и способствование расследованию преступления. А также явившийся повод для преступления, противоправное поведение потерпевшей, как указано в предъявленном обвинении, и не опровергнутое в доводах Нагибаур В.А..
Согласно производственным характеристикам, Нагибаур В.А. проявил себя с положительной стороны.
Что касается характеристики, содержащейся на листе дела 34, то она не отвечает требованиям надлежащего документа, а изложенные сведения не имеют в деле подтверждений.
Обстоятельств, отягчающих наказание, по делу не установлено, что является основанием для смягчения наказания в соответствии с правилами ст.62 УК РФ.
Нагибаур В.А. осуждается к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления и, в соответствии с п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ, должен отбывать наказание в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения в отношении Нагибаур В.А. с учетом необходимости отбывания наказания в виде лишения свободы необходимо оставить прежнюю, заключение под стражу.
Срок отбытия наказания следует исчислять с 14 января 2010 года, согласно протоколу его задержания и решения об его аресте.
Гражданский иск по делу не предъявлялся.
Вещественные доказательства, ботинки и сумка с документами, подлежат возврату по принадлежности. Топор, фрагменты табурета и металлическая труба подлежат уничтожению, как предметы, не имеющие ценности.
В судебном заседании установлены процессуальные издержки, связанные с участием защитника.
Защиту Нагибаур В.А. по назначению осуществлял адвокат Герделеско А.Р. в виду имущественной несостоятельности подсудимого. За счет средств федерального бюджета сумма, выплаченная данному адвокату за оказание юридической помощи, составила **
В соответствии со ст.132 УПК РФ, процессуальные издержки взыскиваются с осужденных. Нагибаур В.А. является трудоспособным и не имеет иждивенцев. Таким образом, уплата процессуальных издержек не может существенно отразиться на его материальном положении.
Руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд -
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать Нагибаур В.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ и назначить ему наказание,- лишение свободы на срок восемь лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Нагибаур В.А. оставить без изменения, заключение под стражу.
Срок отбытия наказания исчислять с 14 января 2010 года.
Вещественные доказательства, ботинки и сумку с документами на имя Нагибаур В.А., вернуть по принадлежности, Нагибаур В.А., топор, фрагменты табурета и металлическую трубу уничтожить.
Взыскать с Нагибаур В.А. в пользу федерального бюджета РФ процессуальные издержки в размере **.
Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Иркутского областного суда через Усть-Илимский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения копии приговора, с правом ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий
Судья:
Приговор вступил в законную силу: 11.11.2010г.