Решение о понуждении выполнения обязательств по предоставлению жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2010 года г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Ларионовой В.В.,

при секретаре Б.

с участием истца Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Д. к администрации г. Усть-Илимска, к министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области о понуждении выполнении обязательств по предоставлению жилого помещения вне очереди по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Илимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Д. к администрации города Усть-Илимска о понуждении предоставить Д. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, ссылаясь в обоснование иска на то, что Д. остался без попечения родителей, отчислен из учреждения социального обслуживания, не имеет никакого закрепленного за ним жилого помещения.

**.**.**** года по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области, о чем вынесено определение.

Представитель Усть-Илимской межрайонной прокуратуры С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила суд обязать ответчиков предоставить Д. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Усть-Илимска и находящееся в черте г. Усть-Илимска.

Истец Д. заявленные требования поддержал, просил суд удовлетворить требования и обязать ответчиков предоставить Д. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Усть-Илимска и находящееся в черте г. Усть-Илимска.

Представитель ответчика администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Как следует из письменного отзыва представитель администрации города Усть-Илимска М., действующая на основании доверенности ***д от **.**.**** года, сроком действия по **.**.**** года, с иском не согласилась. Считает, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями является государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в данном случае - Иркутской области. Администрация города Усть-Илимска, как орган местного самоуправления, не наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. Ответчиком по данному делу должны быть исполнительные органы государственной власти Иркутской области. Просит суд в иске, предъявленному к Администрации города Усть-Илимска отказать.

Представитель Правительства Иркутской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Как следует из письменного объяснения по делу представитель Правительства Иркутской области, действующая на основании доверенности *** от **.**.**** г. с полным объемом прав А. с иском не согласилась, просит суд в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Д., 1991 года рождения, которому на день рассмотрения дела исполнилось полных 18 лет, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать О. умерла **.**.**** года, а отец К. умер **.**.**** г.

Указанные обстоятельства подтверждены свидетельством о рождении истца, свидетельством о смерти I-СТ ***, свидетельством о смерти II-СТ *** л.д.12-14).

Постановлением главы администрации г. Усть-Илимска от **.**.**** года *** несовершеннолетний Д., **.**.**** года рождения, был определен в областное государственное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Усть-Илимска» л.д.7).

Согласно Приказу *** от **.**.**** г. Д. **.**.**** года рождения, **.**.**** года рождения был отчислен из социально-реабилитационного центр для несовершеннолетних г. Усть-Илимска».

Как следует из Постановления главы Администрации города Усть-Илимска *** от **.**.**** г. Д., **.**.**** года рождения принят на учет в администрации города Усть-Илимска детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленных за ними жилых помещений, с **.**.**** года, по состоянию на **.**.**** года его очередь 111.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Д. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, в установленном законом порядке поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу о том, что он имеет право на внеочередное получение жилого помещения по установленным социальным нормам по договору социального найма согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о том, на какой орган возложить обязанность предоставления истцу жилого помещения суд принимает во внимание требования статей 18, 40 Конституции Российской Федерации; статьи 5, 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»; статей 6, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации; статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Анализ в совокупности положений статьи 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» позволяет прийти к выводу, что действующим законодательством решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставления жилых помещений, в том числе и детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.

Иного порядка, предусматривающего предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта РФ не имеется, соответствующий нормативный акт субъектом РФ - Иркутская область не принят.

Довод администрации города Усть-Илимска о том, что осуществление государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам возможно лишь с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых затрат, суд находит несостоятельным. Нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, разрешение такого требования, как предоставление жилого помещения, не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а учитывая, что граждане не являются участниками бюджетных правоотношений, то отсутствие финансирования муниципального образования город Усть-Илимск для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в частности, по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, не может являться основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления, в случае отсутствия финансирования, вправе обратиться в суд с соответствующим иском о взыскании денежных средств для приобретения жилья указанной категории граждан.

Как следует из преамбулы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Как следует из постановления главы администрации города Усть-Илимска от **.**.**** года *** норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда ... установлена в размере 18,0 кв.м. на одного человека л.д.6).

На основании изложенного руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Д. к администрации г. Усть-Илимска, к министерству социального развития опеки и попечительства ... о понуждении выполнении обязательств по предоставлению жилого помещения вне очереди по договору социального найма, удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Усть-Илимска предоставить вне очереди Д. жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Усть-Илимска Иркутской области и находящееся в черте г. Усть-Илимска.

В удовлетворении исковых требований Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Д. к Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области о понуждении выполнении обязательств по предоставлению жилого помещения вне очереди по договору социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья

Решение вступило в законную силу: 25.05.2010г.