Решение о взыскании заработной платы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2010 года г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Курахтановой Е.М.,

при секретаре К.,

с участием истца Т.,

представителя ответчика - М. П., действующей на основании приказа **** от .. .. ....г. о назначении на должность заведующей МДОУ, с полным объемом процессуальных прав,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело **** по иску Т. к М. о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований Т. указала, что состоит в трудовых правоотношениях с ответчиком - М. с .. .. ....г. в должности помощника воспитателя на 0,5 ставки, а с .. .. ....г. она была переведена на одну ставку и ей был установлен оклад размером 1832 руб., что как она считает не соответствует закону. С .. .. .... года был установлен новый минимальный размер оплаты труда, а полномочия по установлению минимальной заработной платы переданы на региональный уровень. С 1 января 2009 года МРОТ составляет 4330 рублей в месяц. Считает, что ей была недовыплачена заработная плата за декабрь 2009г., январь-февраль 2010г. в размере 28156,68 руб. Просит взыскать с ответчика 28156,68 руб. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за декабрь 2009г., январь-февраль 2010г., обязать ответчика производить оплату ее труда исходя из оклада в размере 4719,70 руб.

В судебном заседании истица уточнила заявленные требования, просила взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату в суме 26120,27 руб. за период с декабря 2009г. по февраль 2010г., а также обязать ответчика производить оплату из расчета базового оклада 4330 руб. с .. .. ....г. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.

Представитель ответчика заведующая М. П. исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв, в котором указала, что в соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата-вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. При расчете заработной платы учреждение руководствуется постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 18 марта 2008 года № 112, которым установлены тарифные ставки работникам муниципальных учреждений. Учреждение не располагает нормативным правовым актом, позволяющим установить иной способ расчета заработной платы работникам муниципальных учреждений г.Усть-Илимска. Также пояснила, что норма рабочего времени в учреждении представлена графиком работы на 2009-2010 г.г. Истица отработала норму рабочего времени, работу за пределами нормы не выполняла. Всю дополнительную работу она осуществляла в пределах нормальной продолжительности рабочего дня.

Представитель третьего лица У. З. в судебное заседание не явилась, согласно имеющихся возражений просила рассмотреть дело в отсутствие представителя У.. В возражениях на иск указала, что заработная плата работникам муниципальных образовательных учреждений производится в соответствии с тарифными ставками (окладами) Единой тарифной сетки, утвержденной Постановлением главы Администрации г. Усть-Илимска от 18.03.2008г. № 112. На сегодняшний день нет нормативного документа, который бы регламентировал, что размер тарифной ставки (оклада, должностного оклада) не может быть ниже МРОТ. Истец получает заработную плату в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая фонд надтарифных надбавок и доплат. Ежемесячно истец получала расчетные листы о своей заработной плате, но в установленный ст. 392 ТК РФ срок не обратилась в суд за защитой своих прав. Просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме л.д.22).

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав их в совокупности с письменными доказательствами, полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.(Региональное соглашение, устанавливающее размер минимальной заработной платы в Иркутской области № 123 от 19 января 2008 года (в сумме 3500 рублей в месяц с 1 июля 2008 года) утратило силу).

В соответствии со ст. 146,147,148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.

Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 г.Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, повышенная оплата производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Исходя из вышеприведенных правовых норм минимальный размер начисляемой работодателем заработной платы в г.Усть-Илимске, при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку, и начисления 60% районного коэффициента и северной надбавки 50%, должен составлять с 01 января 2009 года - 9093 рубля.

В соответствии с трудовым договором **** от .. .. ....г. и имеющейся в материалах дела копией трудовой книжки Т. была принята в М. на должность помощника воспитателя, по 3 разряду, с выплатой северной надбавки 50% на 0,5 ставки с окладом 1530 рублей л.д.8-9).

Как следует из дополнительного соглашения к трудовому договору от .. .. ....г. оклад Т.в связи с переводом на 1 ставку составляет 1832 руб. с .. .. ....г. л.д.10).

Из содержания искового заявления следует, что требования Т. сводятся к приведению тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, и действовавшего в период начислений.

В соответствии с Уставом, утвержденным .. .. ....г., М. является муниципальным учреждением муниципального образования город Усть-Илимск ( п.1.3 Уставал.д.28-29).

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;

Незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (т.е. публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.

Как уже упоминалось, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.(ст. 135 ТК РФ)

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с коллективным договором М. (п. 3.1,3.2) оплата труда производится на основании Единой тарифной сетки для бюджетных организаций л.д. 30-31). На 2009 год действует постановление главы администрации города Усть-Илимска от 18 марта 2008 года №112 «Об установлении тарифных ставок (окладов) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск с 01.02.2008 года» л.д. 18). Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, размеры тарифных ставок работникам школы определены в соответствии с указанным постановлением. Разделом 3 коллективного договора предусмотрены различные доплаты, надбавки компенсационного и стимулирующего характера, в том числе за работу в особых климатических условиях, за совмещение должностей (профессий) и т.д. Существующая система оплаты труда в дошкольном учреждении включает в себя размеры тарифных ставок (окладов), систему доплат и надбавок в зависимости от объемов и видов выполняемых работ, учитывает квалификацию работников и обеспечивает равные условия труда в зависимости от занимаемой должности.

Пояснения представителя ответчика подтверждаются Коллективным договором М.», принятым .. .. ....г. л.д.30-31), Приказами о выплате стимулирующих надбавок за декабрь 2009г., январь и февраль 2010г. л.д. 35-37).

Как было установлено выше, оплата труда работников муниципальных учреждений города Усть-Илимска производится в соответствии с Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска № 112 от 18.03.2008г. «Об установлении тарифных ставок (окладов) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск с 01.02.2008г.».

Приведение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законодательством, суд считает незаконным, поскольку этот вопрос относится в силу ТК РФ к ведению работодателя, устанавливающего систему оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Иное толкование закона не только нарушит публичные интересы, но и допустит нарушение единства судебной практики.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева, Хисаевой и Юмагулова на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Федеральный закон от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» наряду с повышением минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ. Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда, и признав утратившей силу норму ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся: установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования. (п.10)

Данное положение Закона РФ «Об образовании» соответствует требованиям Трудового Кодекса РФ, который предусмотрел исключительное право работодателя на установление систем оплаты труда, размеров окладов и тарифных ставок. Вопрос об установлении конкретным работникам окладов в определенном размере не относится к компетенции суда общей юрисдикции.

На основании изложенного требования истца о понуждении ответчика с .. .. ....г. производить начисление заработной платы из оклада в размере МРОТ, то есть 4330 рублей с применением к этому размеру оклада межразрядных коэффициентов не подлежат удовлетворению по изложенным выше основаниям, а также, поскольку МРОТ не может быть приравнен к тарифной ставке первого разряда.

Заработная плата истцу подлежит начислению в следующем порядке: оклад плюс предусмотренная надбавка надтарифного фонда, доплата за условия труда, за совмещение, расширенную зону обслуживания, за работу на спец.группе, доведение получившегося размера до 4330 рублей, начисление северного и районного коэффициентов (которые суммарно составляют 110 % или коэффициент 2,1), при выработке нормы рабочего времени, либо пропорционально отработанному времени. Итого 9093 рубля - по одной ставке.

Как видно из представленных справок о начисленной заработной плате законный порядок начисления заработной платы в спорный период не соблюдался.л.д. 11, 34)

Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя третьего лица на стороне ответчика - У. о том, что истцом при обращении в суд не соблюдены требования ст. 392 ТК РФ, в соответствии с которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Исковое заявление Т. поступило в суд .. .. ....г., следовательно трехмесячный срок необходимо исчислять с .. .. ....г. Исковые требования заявлены в пределах данного срока, поскольку Т. ставит вопрос о правомерности начисления заработной платы за период с декабря 2009г. по февраль 2010г.

Расчет исковых требований истца подлежит корректировке.

Как видно из представленной справки № 621 л.д. 34) истец отрабатывала полностью установленную норму рабочего времени. При исследовании данного письменного доказательства стороны пояснили, что при начислении заработной платы исполнение обязанностей временно отсутствующего работника истице проставлялось дополнительными часами, хотя данную работу она выполняла наряду со своими обязанностями в пределах нормы рабочего времени. С учетом пояснений сторон, а также положений ст. 129,149 Трудового кодекса РФ, суд приходит к выводу, что доплата за указанную работу должна быть включена в состав заработной платы.

В декабре истцу начислена заработная плата 7934,56, а следовало начислить 9093 рублей, разница составляет 1158,44 руб.,

в январе 2010 года истцу начислено 5924,03 рублей, а следовало начислить 9093, разница составляет 3168,97 руб.,

в феврале 2010года истцу начислено 7430,36 рублей, следовало начислить 9093 руб. разница составляет 1662,64 рублей.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма недоначисленной заработной платы за спорный период в размере 5990,05 рублей (1158,44+3168,97+1662,64=5990,05). С указанной суммы работодатель вправе удержать налог на доходы физических лиц. В удовлетворении остальной части исковых требований на сумму 20130,22 рубля (26120,27-5990,05=20130,22) истцу следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Т. удовлетворить частично.

Взыскать с М. в пользу Т. заработную плату за декабрь 2009 года, январь-февраль 2010г. в общей сумме 5990,05 руб. (Пять тысяч девятьсот девяносто рублей 5 копеек), с правом работодателя удержания обязательных налоговых платежей.

В удовлетворении исковых требований Т. к М. о понуждении производить оплату труда с .. .. ....г. исходя из оклада в размере 4330 рублей, взыскании задолженности по заработной плате за декабрь 2009г., январь-февраль 2010г. в размере 20130,22 рубля отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.М. Курахтанова

Решение вступило в законную силу: 01.06.2010г.