ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2010 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Ш.,
в присутствии:
истца М.,
в отсутствие:
представителя ответчика ООО «Э.З.»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело .... по иску М. к ООО «Э.З.» о расторжении договора купли-продажи, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Истец М. в обоснование заявленных исковых требований указал, что просит расторгнуть договор купли-продажи от .. .. ....г., заключенного с ООО «Э.» в связи с приобретением им ноутбука HP Pavilion dv6147eu (RM475EA), поскольку товар был продан ему без потребительской упаковки и без относящихся к товару документов, из которых он мог получить информацию о товаре: гарантийного талона, технического паспорта, инструкции. Кроме того, .. .. ....г. в товаре возник недостаток: полностью пропало изображение, исчез звук. .. .. ....г. товар им был сдан в магазин для проверки качества товара. Также .. .. ....г. им была предъявлена письменная претензия ответчику, согласно которой он в связи с ремонтом ноутбука просил предоставить на время ремонта другой ноутбук для временного пользования, а также просил предоставить информацию о приобретенном им товаре. В удовлетворении претензии согласно письменному ответу от .. .. ....г. ему было отказано. .. .. ....г. им была предъявлена письменная претензия, согласно которой он просил возвратить ему уплаченную сумму за товар в размере 34640,90руб., поскольку товар был продан ему без потребительской упаковки и без относящихся к товару документов, из которых он мог получить информацию о товаре. Кроме того, товар стал технически неисправен, ноутбук им был сдан ответчику для проверки качества и не исправен на день предъявления претензии. Согласно заключению Братского филиала ООО «Н.» в ходе технического осмотра ноутбука выявлена неисправность, а именно не загружается операционная система, что не является гарантийным случаем. С данным заключением он полностью не согласен. Просит расторгнуть договор купли-продажи ноутбука HP Pavilion dv6147eu (RM475EA) от .. .. ....г. Взыскать с ООО «Э.» убытки в сумме 34640,9руб., что составляет цену товара; взыскать неустойку в сумме 21824,0руб. в связи с невыполнением требования о предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10000,0руб. л.д.4-6).
Согласно письменному отзыву представителя ответчика ООО «Э.» К., действующего на основании доверенности .... от .. .. ....г. с полным объемом процессуальных прав сроком действия один год, от .. .. ....г., приобщенного к материалам дела, ответчик исковые требования не признал в полном объеме. В обоснование имеющихся возражений указал, что .. .. ....г. М. в магазине обособленного структурного подразделения «МУ» ООО «Э.» приобрел ноутбук HP Pavilion dv6147eu/RM475EA стоимостью 34640,90 рублей. .. .. .... года М. обратился в магазин с устным требованием о возврате денежных средств, уплаченных за ноутбук по причине того, что приобретенный им товар не включается, а также написал заявление, в котором просил предоставить ему полную информацию о ноутбуке на русском языке, объясняя это тем, что в момент покупки ничего, кроме товара и его комплектующих ему предоставлено не было. Кроме того, М. просил предоставить на период проверки качества товара подменный ноутбук в пользование. На момент обращения истца с устной претензией о ненадлежащем качестве товара гарантийный срок на указанный ноутбук истек. Указание истца о том, что в момент приобретения товара ему не была предоставлена полная информация о товаре, не была передана техническая документация на товар, товар был продан без упаковки и т.п. не соответствует действительности. Истцу была передана вся техническая документация на ноутбук, а именно гарантийный талон, инструкция по эксплуатации и т.д. Указание истца о продаже товара без упаковки является несоответствующим действительности. М. использовал приобретенный ноутбук в течение всего года гарантийного срока, при этом никогда не обращался в магазин с требованием предоставить информацию о товаре (инструкцию, гарантийный талон, сведения об изготовителе и т.д.), что может свидетельствовать о том, что указанные документы имелись в наличии у истца. По результатам проведенной проверки качества товара было установлено, что продавец (изготовитель) не может нести ответственность за недостатки товара в виде самовольной замены операционной системы ноутбука со стороны потребителя. Такой случай не является гарантийным. Указанный вывод подтверждается актом проверки качества товара .... от .. .. ....г, выданным авторизованным сервисным центром «И.». Указание истца о том, что со стороны продавца ему был навязан сертификат ПДС, который подменяет гарантийные обязательства, предоставленные изготовителем товара, не соответствует действительности. В связи с тем, что договор дополнительного сервиса носит акцессорный характер (зависит от основного обязательства), он прекращается при расторжении договора купли-продажи основного товара. Договор дополнительного сервиса, как возмездный договор, заключается с покупателем по обоюдному соглашению сторон и в соответствии с действующими положениями Гражданского кодекса РФ. Информация о характере договора и целях его заключения доводится до покупателей продавцами-консультантами, выставлена в торговых залах ответчика, является общедоступной, содержит как разъяснение условий договора, так и порядок его реализации. Сертификат программы дополнительного сервиса не дублирует и не подменяет гарантийные обязательства изготовителя, а является дополнительным обязательством продавца. Полагает, что ответчик не может нести ответственность за невыполнение требования потребителя о предоставлении на период ремонта (замены) товара аналогичного товара, поскольку истцом первоначально было заявлено требование о расторжении договора купли-продажи товара и возврате денежных средств, уплаченных за товар, в связи с чем с ответчика не может быть взыскана неустойка в размере 21824 рубля. Согласно ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. В данном случае, наличие вины в данной ситуации со стороны ответчика отсутствует, следовательно, не может быть взыскана и компенсация морального вреда. Каких-либо доказательств того, что истец испытывал нравственные или физические страдания вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств со стороны ответчика истцом не представлено. Просит в удовлетворении исковых требований М. отказать в полном объеме л.д.27-30).
Согласно определению суда от .. .. ....г. по делу назначена техническая экспертиза для определения технического состояния ноутбука, проведение которой было поручено ИП В., с возложением оплаты экспертизы на истца, и представлением ответчика ООО «Э.» ноутбука л.д.136-140).
Определением суда от .. .. ....г. по делу было назначено судебное заседание в связи с не проведением экспертизы по делу по причине не представления ответчиком ООО «Э.» для проведения экспертизы ноутбука л.д.151-152).
Определением суда от .. .. ....г. произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «Э.» на надлежащего ответчика ООО «Э.З.» л.д.198-199).
Определением суда от .. .. ....г. по делу назначена техническая экспертиза для определения технического состояния ноутбука, проведение которой было поручено Иркутской лаборатории судебных экспертиз, с возложением оплаты экспертизы на истца, и представлением ответчика ООО «Э.З.» ноутбука л.д.207-210).
Определением суда от .. .. ....г. принято заявление истца об увеличении исковых требований, согласно которому истец просил взыскать с ответчика понесенные им расходы за приобретение сертификата программы дополнительного сервиса в сумме 3399,0руб.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования с уточнениями на .. .. ....г. поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил суд расторгнуть договор купли-продажи ноутбука HP Pavilion dv6147eu (RM475EA) от .. .. ....г. Взыскать с ООО «Э.З.» убытки в сумме 34640,9руб., что составляет цену товара; взыскать неустойку в сумме 21824,0руб. в связи с невыполнением требования о предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10000,0руб.; взыскать убытки, понесенные им в связи с приобретением сертификата программы дополнительного сервиса в сумме 3399,0руб.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Сведениями о том, что неявка ответчика имела место по уважительной причине, суд не располагает. Ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие суду не поступило. Суд признает причину неявки ответчика неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения истца, опросив свидетелей, исследовав представленные сторонами доказательства, и оценив их в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которого товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Согласно ст. 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если настоящим Кодексом или другим законом не установлено иное.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать, в том числе, расторжения договора купли-продажи.
Как установлено в судебном заседании, на основании товарного и кассового чеков от .. .. ....г. истцом был приобретен ноутбук HP Pavilion dv6147eu (RM475EA) по цене 34640,90руб. в магазине ООО «Э.З.», расположенного в ..., что свидетельствует о заключении договора купли-продажи и оплаты товара в соответствии с условиями договора купли-продажи от .. .. ....г. л.д.7,8).
Ответчиком возражений по данному факту в судебное заседание не представлено.
Как пояснил истец в судебном заседании, после приобретения ноутбука в течение гарантийного срока .. .. ....г. возник недостаток: полностью пропало изображение, и исчез звук. .. .. ....г. ноутбук был сдан им в магазин для проверки качества товара.
Доводы истца подтверждаются представленной истцом квитанцией о приеме .... от .. .. ....г., согласно которой ответчиком был принят на ремонт ноутбук HP Pavilion dv6147eu (RM475EA), с указанием причины неполадки - не включается л.д.14).
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.
Как пояснил истец, на день предъявления искового заявления и рассмотрения дела, ноутбук из ремонта ему не возвращен, как и не возвращены деньги за уплаченный товар.
Указанные факты ответчиком не оспариваются, возражений в судебное заседание не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме. В отношении товаров длительного пользования изготовитель (продавец) или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет (ч. 2 ст. 20 Закона).
Как следует из представленной истцом претензии от .. .. ....г., последний обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему аналогичного товара на период ремонта. Данное заявление принято ответчиком .. .. ....г., что подтверждается его подписью в принятии заявления. Как пояснил истец, требование его удовлетворено не было л.д.10).
Возражений по указанному факту ответчиком в судебное заседание не представлено.
В соответствии ч. 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, на который установлен гарантийный срок, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действия третьих лиц или непреодолимой силы. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу за свой счет.
Доказательства возникновения недостатков товара по вине потребителя после передачи ему товара, ответчиком в судебное заседание не представлено.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене на товары аналогичной марки (модели, артикула), а также о замене на такие же товары другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товара. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержденного Постановлением правительства РФ от 13.05.1997г. № 575, к таким товарам относятся, в том числе, и персональные компьютеры с основными периферийными устройствами.
В соответствии с указанным Постановлением № 575 от 13.05.1997г. вместо предъявления требований о замене товара потребитель вправе в соответствии с гражданским законодательством отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Истцом заявлено требование о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы 34640,90руб., что подтверждается представленным заявлением-претензией от .. .. ....г., принятого ответчиком л.д.12).
Указанные истцом факты ответчиком не оспариваются. Возражений в судебное заседание не представлено.
По ходатайству истца судом согласно определению от .. .. ....г. было назначено проведение компьютерно-технической экспертизы, в том числе по установлению наличия технической неисправности ноутбука.
Согласно заключению судебной экспертизы от .. .. .... года, составленного Иркутской лаборатории судебных экспертиз, на исследование был предоставлен переносной компьютер (ноутбук) HP Pavilion dv6147eu, серийный номер CNF 6421 HY3, крышка отсека оперативной памяти которого и отсека жесткого диска вскрывались, из него извлекался модуль оперативной памяти. Модуль оперативной памяти не заменялся. Вероятно, что из ноутбука извлекался жесткий диск. .. .. ....г. на жестком диске проводилась переустановка операционной системы, и наиболее вероятно, форматирование диска С:\. Версия установленной на жестком диске операционной системы не соответствует версии, указанной на лицензионной наклейке. Ключ, с которым была установлена операционная система, не соответствует ключу, указанному на лицензионной наклейке. На момент исследования ноутбук неисправностей не имеет л.д.239-241).
Таким образом, из представленного заключения следует, что ноутбук является технически исправным. Следовательно, оснований для расторжения договора купли-продажи в связи с продажей истцу товара ненадлежащего качества у суда не имеется. У суда нет оснований сомневаться в заключении, данном экспертом, данное заключение подробно мотивированно, при проведении исследования эксперт использовал как имеющиеся материалы дела, так и представленный для исследования ноутбук. Выводы эксперта аргументированы.
Другим из оснований для расторжения договора купли-продажи от .. .. ....г., в связи с приобретением ноутбука HP Pavilion dv6147eu (RM475EA), стоимостью 34640,90руб. в магазине ООО «Э.З.», истец указал на отсутствие информации о приобретенном товаре.
В соответствии со ст. 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (пункт 4 статьи 445), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
В соответствии со ст. 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Аналогичные положения содержатся в ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой товар должен передаваться покупателю со всеми относящимися к нему документами.
Сообщение информации на иностранном языке без перевода на русский язык расценивается как непредставление покупателю информации и влечет за собой последствия, предусмотренные п. 3, 4 ст. 495 ГК (п. 22 постановления Пленума ВС РФ N 7; Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации".
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Закона).Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 19 января 1998г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе, сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению.
Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.
Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 464 ГК РФ, если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 456), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.
В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
Следовательно, при неисполнении продавцом данного требования покупателя, последний вправе, если иное не предусмотрено договором, отказаться от вещи (товара) в связи с невозможностью или затруднительностью ее использования по назначению без принадлежностей и (или) документов.
Согласно поданной истцом претензии от .. .. ....г., М. предложил ответчику предоставить ему полную информацию о приобретенном им товаре л.д.10).
Согласно ответу от .. .. ....г. за ...., данному на претензию от .. .. ....г., в удовлетворении просьбы истцу было отказано л.д.11).
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).
Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
Поскольку на продавца возложена обязанность по предоставлению информации о товаре статьями 9, 10 Закона «О защите прав потребителей» в целях повышенной охраны прав покупателя-гражданина, содержание и объем информации, предоставляемой продавцом потребителю, объем обязательной информации о товаре, передаваемой покупателю вместе с товаром, в том числе содержащийся и в технической документации, а ст. 456 ГК РФ обязывает продавца одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), то не представление таких документов влечет невозможность самостоятельно им полноценно пользоваться приобретенной вещью.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Закона).
Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. Учитывая это, предоставление данной информации на иностранном языке, без сообщения перевода в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона, следует расценивать как не предоставление необходимой информации с наступлением последствий, перечисленных в п.п.1, 2, 3 ст.12 Закона.
Из представленной истцом претензии от .. .. ....г. следует, что истец предложил ответчику повторно предоставить ему информацию о товаре. Кроме того, истцом было указано на предоставление ему товара без упаковки. В связи с чем истцом было заявлено требование о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы за товар в размере 34640,90руб.
Согласно ответу от .. .. ....г. за ...., в удовлетворении просьбы истцу было отказано.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о предоставлении истцу информации о товаре, включая передачу ему документов, относящихся к товару, а после передачи истцу товара возникли недостатки товара, что подтверждается представленные ответчиком актом о регистрации брака от .. .. ....г. л.д.53), товарно-транспортными накладными, свидетельствующими о направлении ответчиком ноутбука в сервисный центр л.д.54,55,56,57), актом проверки качества товара .... от .. .. ....г. л.д.58), согласно которому следует, что в ходе осмотра выявлена неисправность - не загружается операционная система, то требования истца в части расторжения договора купли-продажи от .. .. ....г. в связи с непредставлением ответчиком полной и достоверной информации о товаре, повлекшей неисправность товара, возникшей после его передачи, подлежит удовлетворению.
Кроме того, истцом одним из оснований для расторжения договора купли-продажи указано на передачу ему товара без тары (упаковки).
В соответствии со ст. 481ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.
Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.
Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.
В силу ст. 482 ГК РФ в случаях, когда подлежащий затариванию и (или) упаковке товар передается покупателю без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке, покупатель вправе потребовать от продавца затарить и (или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и (или) упаковку, если иное не вытекает из договора, существа обязательства или характера товара. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, покупатель вправе вместо предъявления продавцу требований, указанных в этом пункте, предъявить к нему требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества (статья 475 ГК РФ), в т.ч. отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
В соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества, в таре и (или) упаковке за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями.
Требования к качеству, таре и (или) упаковке передаваемого товара, его комплектности, принадлежностям и документации, комплекту товаров, а также к условиям доставки товара устанавливаются законодательством Российской Федерации.
В случае предъявления покупателем требования об устранении продавцом недостатков товара длительного пользования или замены такого товара покупатель вправе одновременно потребовать предоставление ему на период ремонта или замены товара ненадлежащего качества аналогичного товара надлежащего качества, за исключением товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на которые это требование не распространяется.
Таким образом, законодатель указывает на то, что передача товара без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке по своим правовым последствиям приравнивается к последствиям, вызванным передачей покупателю товара ненадлежащего качества.
Согласно ст. 483 ГК РФ покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.
В случае невыполнения правила, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве или об ассортименте, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.
Если продавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора купли-продажи, он не вправе ссылаться на положения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.
Таким образом, указанная выше правовая норма предусматривает обязанность покупателя известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о таре и (или) об упаковке товара. Извещение должно быть направлено продавцу в срок, установленный законом, иными правовыми актами или договором. Если такой срок правовыми актами или договором не установлен, продавец извещается о нарушении условий договора в разумный срок, исчисляемый со дня, когда нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено. Критериями своевременности обнаружения факта нарушения договора являются характер и назначение товара. При нарушении условий договора о таре и (или) упаковке товара (п. 2 ст. 482 ГК) начало истечения срока для направления продавцу извещения не должно выходить за пределы сроков, установленных ст. 477 ГК.
В соответствии со ст. 477 ГК РФ, если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи.
Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Таким образом, данной нормой закона определяются жесткие для покупателя правовые последствия, наступающие в случае неисполнения им своей обязанности о направлении продавцу извещения о нарушении условий договора купли-продажи в срок, указанный в данной статье. Продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя, если докажет, что неполучение им извещения повлекло за собой невозможность исполнения указанных требований или необходимость несения несоизмеримых расходов при удовлетворении этих требований.
Ответчиком представлены доказательства (гарантийный талон), свидетельствующий о том, что гарантийный срок на товар, приобретенный истцом, составляет 1 год л.д. 73-78,188).
Согласно заключению экспертизы .... от .. .. ....г., содержащего фототаблицу с изображением нижней части ноутбука, представленного для проведения экспертизы л.д.241), гарантийный срок составляет 1 год.
Следовательно, истец обратился к ответчику с претензией о расторжении договора купли-продажи, в связи с непредставлением товара в упаковке (.. .. ....г.) по истечении гарантийного срока, но в пределах двухлетнего срока со дня передачи товара. При этом доказательства, свидетельствующие о возникновении недостатка товара до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента, истцом в судебное заседание представлено не было.
В связи с чем оснований для расторжения договора купли-продажи в связи с продажей ответчиком истцу товара без упаковки не имеется.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки в размере 21824,0руб., в связи с неисполнением требования по предоставлению ему на период ремонта аналогичного товара.
Согласно ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей», если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.
В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Если потребитель в связи с нарушением продавцом, изготовителем (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) предусмотренных ст. ст. 20, 21, 22 Закона сроков предъявил иное требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования, из числа предусмотренных ст. 18 Закона.
В случае, когда продавцом, изготовителем (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) нарушены сроки устранения недостатков товара или сроки замены товара с недостатками, сроки соразмерного уменьшения покупной цены товара, сроки возмещения расходов на исправление недостатков товара потребителем, сроки возврата уплаченной за товар денежной суммы, сроки возмещения убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, а также не выполнено либо несвоевременно выполнено требование потребителя о предоставлении во временное пользование аналогичного товара длительного пользования, неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение.
Согласно представленной письменной претензии, .. .. ....г. истец обратился к ответчику с требованием о предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара л.д.10).
Согласно ответу ответчика от .. .. ....г. в удовлетворении претензии истцу было отказано л.д.11).
Таким образом, в силу ст. 20 Закона ответчиком был нарушен срок предоставления истцу на период ремонта аналогичного товара, что влечет взыскание неустойки.
Согласно претензии от .. .. ....г. л.д.12), истец заявил требование о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы.
Поскольку до .. .. ....г. истцом требование о расторжении договора купли-продажи не заявлялось, а товар, проданный истцу с недостатками, был сдан им в ремонт, следовательно, истец изменил требование на иное требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, то неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования, из числа предусмотренных ст. 18 Закона, т.е. до .. .. ....г.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Истцом представлен расчет неустойки, согласно которому просрочка исполнения обязательства составила 55 дней с .. .. ....г. по .. .. ....г. в размере 1 % от стоимости товара, а всего в сумме 21824руб.
Представленный истцом расчет суд находит неверным, к взысканию с ответчика в пользу истца подлежит неустойка за задержку выполнения требования о предоставлении истцу на период ремонта аналогичного товара из следующего расчета: 34640,90руб. х 21дн. (.. .. ....г. по .. .. ....г.) х 1% = 7274,59руб.
Истцом заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 10000,0руб.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В силу того, что в судебном заседании нашел подтверждения факт продажи истцу товара ненадлежащего качества, а, следовательно, вины продавца за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю, требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению. С учетом характера и объема, причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика, суд считает возможным определить размер компенсации в размере 3000,0рублей. Доказательства отсутствия вины в причинении морального вреда ответчиком в судебное заседание не представлено.
Истцом заявлено требование о взыскании убытков в сумме 3399,0руб. Из пояснений истца следует, что ему был выдан сертификат программы дополнительного сервиса на 2 года, за который он уплатил 33990,00руб. Указанные истцом обстоятельства подтверждаются представленным сертификатом программы дополнительного сервиса от .. .. ....г., содержащего сведения об уплате М. суммы 3399,0руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 18, ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Следовательно требование истца о взыскании суммы 3399,0руб. подлежит удовлетворению.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию 48314,49руб. (34640,90руб. + 7274,59руб. + 3000,0руб. + 3399,00руб.).
Пункт 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусматривает, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Данная норма предусматривает обязанность суда взыскивать штраф от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, без конкретизации требований, которые должны учитываться при взыскании указанного штрафа.
Следовательно, размер штрафа, взыскиваемого с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований истца, установленных законом, составит 24157,25руб. (34640,90руб. + 7274,59руб. + 3000,0руб. + 3399,00руб.) х 50%, который подлежит взысканию в пользу федерального бюджета.
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой освобожден истец при подаче иска, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, что составит 1649,43руб. от суммы удовлетворенного иска 48314,49руб.
Руководствуясь ст.194-198, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования М. к ООО «Э.З.» о расторжении договора купли-продажи, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Расторгнуть договор купли-продажи, заключенный .. .. ....г. между ООО «Э.З.» и М. на приобретение ноутбука HP Pavilion dv6147eu (RM475EA), стоимостью 34640,90руб.
Взыскать с ООО «Э.З.» в пользу М. в возмещение убытков 38039,90руб., неустойку в сумме 7274,59руб., компенсацию морального вреда 3000,0руб., а всего 48314,49руб.
Взыскать с ООО «Э.З.» госпошлину в доход городского бюджета в сумме 1649,43руб.
Взыскать с ООО «Э.З.» штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей» в размере 24157,25руб. в доход федерального бюджета.
Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.С. Банщикова
Решение вступило в законную силу 04.06.2010