РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2010 года г. Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Салыкиной Е.Ю., при секретаре Н.
с участием истца Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело **** по иску Р. к Р. об устранении нарушений трудового законодательства, взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований истица указала, что работает в детской поликлинике Р. с ........ года в качестве д.. Ей был установлен должностной оклад в размере 4190 рублей, с выплатой районного коэффициента 60% и северной надбавки 50%. Считает, что работодатель в период с ........ года по ........ года начислял и выплачивал заработную плату не в полном объеме в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда по следующим основаниям. Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно действующему Трудовому кодексу РФ (ст. 129 ТК РФ), заработная плата состоит из вознаграждения за труд, а также компенсационных и стимулирующих выплат. Таким образом, только вознаграждение за труд должно быть не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, т.е. 4330 рублей, а компенсационные выплаты в эту сумму не входят. Исходя из системного толкования ст. 21, 135, 129 ст. 143 ТК РФ следует, что вознаграждение за труд - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, либо фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Согласно ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Оплата труда работников в здравоохранения в ... осуществляется на основании постановления администрации ..., исходя из установленных тарифных ставок, с применением межразрядного тарифного коэффициента. Истица производит расчет должностного оклада, который должен быть ей установлен как произведение установленного законом минимального размера оплаты труда и межразрядного тарифного коэффициента. Соответственно, размер тарифной ставки, которую должен был применить работодатель в период с ........ года по ........ года составляет не менее 6021,40 рублей, с ........ года не менее 7854 рублей, с ........ года не менее 9163 рублей, с ........ года 11336 рублей. Однако фактический размер тарифной ставки был меньше указанных сумм. (л.д.65,78) Претензий к выплате надбавок к заработной плате стимулирующего характера и за дополнительный объем работы. она не имеет. Стимулирующая денежная выплата за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, которая финансируется за счет средств федерального бюджета, в состав заработной платы не входит, поскольку заработная плата финансируется из средств бюджета ....
В судебном заседании истица Р. заявленные требования поддержала по доводам искового заявления. Относительного заявленного ответчиком ходатайства о пропуске срока обращения в суд пояснила, что считает обращение в суд своевременным, поскольку она узнала о неправильном начислении заработной платы из письма государственного инспектора труда в ....
Представитель ответчика Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель ответчика М., действующая на основании доверенности **** от ........ года, сроком действия по ........ г., в письменном отзыве исковые требования не признала в полном объеме, по следующим основаниям. Размер начисленной заработной платы за месяц истцу составляет сумму не менее установленного минимального размера труда - 4330 рублей, что не противоречит законодательству РФ. Согласно ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы уже включаются районный коэффициент и северная надбавка. Следовательно, не могла возникнуть и задолженность по выплатам заработной платы. Статьи 315,316,317 ТК РФ не обязывают к конкретному применению районного коэффициента и северной надбавки к МРОТ. Оплата труда работников учреждения здравоохранения ... производится в соответствии с нормативными актами, утвержденными постановлениями администрации .... Р. не имеет прав самостоятельно пересмотреть размер тарифных ставок и принимать решение об увеличении финансирования. Истица обратилась в суд с нарушением срока, установленного ст.392 ТК РФ, хотя работник в обязательном порядке и своевременно получает расчетный листок, в котором указан состав заработной платы, и сумма, начисленная работнику за текущий месяц. Исходя их этого следует, что истец своевременно узнавала о своей начисленной заработной плате за месяц. Просит суд применить сроки давности для обращения с иском в суд согласно ст. 392 ТК РФ и отказать истцу в иске.
Представитель администрации У. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель администрации полагает, что в иске к администрации ... следует отказать, так как администрация не является работодателем.
Суд, выслушав пояснения истца, исследовав в совокупности с письменными возражениями ответчика, представленными доказательствами, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), конкретизируя названные положения Конституции, в качестве государственной гарантии по оплате труда работников определяет величину минимального размера оплаты труда. При этом абзац третий статьи 130 ТК РФ, устанавливающий государственную гарантию величины минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации, признан Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ утратившим силу с 1.01.2005 года.
В силу ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Как установлено ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
До вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007г. № 54-ФЗ (т.е. до 01 сентября 2007г.), статья 133 ТК РФ предусматривала, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, правовой нормой было установлено соответствие оклада (ставки) и минимального размера оплаты труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 1 сентября 2007 года часть четвертая ст. 133 ТК РФ утратила силу (Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ).
Следовательно, с 1 сентября 2007г. организации, финансируемые из местных бюджетов, освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен с 1 сентября 2007 года в сумме 2 300 рублей в месяц. Региональным соглашением № 123 от 19 января 2008 года установлен размер минимальной заработной платы в Иркутской области установлен в сумме 3000 рублей в месяц, а с 1 июля 2008 года 3500 рублей. В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.
В соответствии со ст. 146,147,148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.
Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст.317 ТК РФ).
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 г.Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, повышенная оплата производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
Исходя из вышеприведенных правовых норм минимальный размер начисляемой работодателем заработной платы в г.Усть-Илимске, при условии выработки нормы рабочего времени, и начисления 60% районного коэффициента и северной надбавки 50%, должен составлять с 1 сентября 2007 года 4830 рублей, с 19 января 2008 года - 6300 рублей, 01 июля 2008 года - 7350 рублей, с 01 января 2009 года - 9093 рубля.
Как следует из выписки из приказов ****к от ........ года, ****к от ........ г., Р. работает в муниципальном учреждении «Усть-Илимская центральная городская больница» с ........ года д., с ........ года по 13 разряду. л.д.55-56)
Ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока обращения в суд. Так, ответчик полагает, что истцу следует отказать в требованиях в полном объеме.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, в обоснование которого указано, что о нарушении своего права истица узнала в конце ноября 2009 года, нарушение носит длящийся характер, и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. Вместе с тем истица пояснила, что своевременно получала расчетные листы по заработной плате, то есть была своевременно информирована о составе и размере заработной платы.
В данном случае имеет место спор о составе заработной платы, а не спор о взыскании уже начисленной, но невыплаченной заработной платы. При наличии спора по недоначисленной заработной плате истица обязана была своевременно обращаться с иском в суд в пределах трехмесячного срока с момента получения на руки расчетных листов либо с момента перечисления заработной платы. О нарушении своего права истица узнавала на следующий месяц. Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд не представлено, в связи с чем, ходатайство о восстановлении пропущенного срока удовлетворению не подлежит. Суд считает необходимым применить последствия пропуска установленного законом трехмесячного срока обращения с иском в суд.
Исковое заявление истцом подано в суд ........ года (согласно почтового штемпеля на конверте), начало трехмесячного срока - ........ года. Расчетные листы истица получает в начале месяца следующего за расчетным. Как следует из п. 4.2. Коллективного договора заработная плата. То есть, о неправильно начисленной заработной плате за сентябрь работник должен был узнать в начале октября 2009 года, в момент получения расчетного листа или заработной платы.
Таким образом, спор подлежит рассмотрению по существу относительно заработной платы за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года.
Истица не оспаривает размеры стажевой надбавки и надбавки за вредность в их процентном выражении, однако оспаривает размер ее тарифной ставки, считая, что она должна быть не менее минимального размера оплаты труда, помноженного на межразрядный коэффициент, по ЕТС. Данный довод истца не соответствует закону.
Как следует из Устава Р. является муниципальным учреждением муниципального образования .... Финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников.
В соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения ..., утвержденным постановлением главы администрации ... **** от ........ года настоящее положение применяется при определении заработной платы работников муниципальных учреждений здравоохранения ..., финансируемых из бюджета города. Положение предусматривает, что ставки и оклады работников учреждений определяются постановлением главы администрации города на основе ЕТС, с применением стимулирующих и компенсационных выплат.
Межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования ... устанавливаются постановлениями главы администрации ...:
Так, в соответствии с постановлением главы администрации ... **** от ........ года с ........ года установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования ... в размере 1404 рубля, а также утверждены с ........г. межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования .... Тарифная ставка (оклад) 10 разряда ЕТС определена в размере 2874 рубля.
Во исполнение указанного постановления главным врачом Р. издан приказ **** от ........ года, согласно приложения **** к которому с ........ года тарифная ставка (оклад) 10 разряда ЕТС по оплате труда работников Р. составляла 2874 рублей.
Постановлением главы администрации города Усть-Илимска за **** от ........г. с ........г. установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск в размере 1601 рубль, а также утверждены с ........г. межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования .... Тарифная ставка (оклад) 13 разряда ЕТС определена в 4190 рублей. л.д.90)
Согласно приказу главного врача Р. **** от ........ года с ........ года тарифная ставка (оклад) 10 разряда установлена в размере 4190 рублей л.д.52).
Судом исследованы справка о начисленной истцу заработной плате за 2009 г., представленная ответчиком л.д.62), из которой видно, что истец отрабатывала норму часов по основному месту работы, а также отрабатывала часы по совместительству, которые оплачивались пропорционально отработанному времени. При этом начисление истцу заработной платы производилось исходя из тарифных ставок, установленных постановлением главы администрации ... за **** от ........г. с ........г. и приказом главного врача Р. **** от ........ года с ........ года, северная надбавка 50%, районный коэффициент 60%, и иных доплат. Общее начисление заработной платы производилось в размерах не менее установленного законом минимального размера оплаты труда, при условии выработки нормы рабочего времени, как по основному месту работы, так и совместительству, даже за минусом стимулирующей выплаты из федерального бюджета.
Получение заработной платы из тарифной ставки (оклада) в установленных приказами по Р. размерах, истицей не оспаривался. Размеры надбавок и стимулирующих выплат и их начисление истцом не оспаривается.
Из содержания искового заявления следует, что требования истицы сводятся к приведению тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, и действовавшего в период начислений.
В соответствии с Уставом Ц. является муниципальным учреждением и финансируется из бюджета города.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (т.е. публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как было установлено выше, оплата труда работников Р. производится в соответствии постановлениями главы администрации ..., устанавливающих тарифные ставки (оклады) работникам муниципальных учреждений муниципального образования ..., и изданных приказов работодателя, коллективного договора и Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения ... порядке установления доплат и надбавок работникам Т. утвержденного ........
Приведение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, относится в силу правовых норм действующего Трудового кодекса РФ к ведению исключительно работодателя, устанавливающего систему оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Иное толкование закона не только нарушит публичные интересы, но и допустит нарушение единства судебной практики. Статьей 133 ТК РФ гарантирован минимальный размер месячной заработной платы в целом, а не размер тарифной ставки.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1160-О-О «По жалобе граждан Х. и Ю. на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Федеральный закон от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» наряду с повышением минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ. Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда, и признав утратившей силу норму ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Ссылка истца на решение Городской Думы от 19.01.2005 года № 10/42, не является безусловным основанием к пересмотру тарифных ставок, поскольку оно было принято в соответствии с правовым регулированием, действовавшим в момент его принятия. Впоследствии закон, в частности ст. 133 ч.4 ТК РФ, был изменен, государство признало утратившим силу положения трудового кодекса, гарантирующие, что размер тарифной ставки равен МРОТ. В силу п.2.1. Приложения к названному решению городской Думы указано, что тарифную ставку первого разряда определяет именно администрация ....
Следовательно, не подлежит удовлетворению требование истицы о понуждении работодателя к установлению ей тарифной ставки 4330 рублей х 2,047 (межразрядный тарифный коэффициент). Соответственно не подлежит и перерасчету начисленная заработная плата истца.
В иске к администрации ... истице следует отказать, поскольку администрация не является участником трудовых правоотношений с истцом и не имеет обязанности перед истцом по выплате заработной плате. Спорные отношения являются трудовыми правоотношениями, по настоящему делу подлежат применению нормы Трудового кодекса РФ. Ссылку истицы на ст. 16 ГК РФ суд находит несостоятельной. Администрация ... в трудовых правоотношениях с истцом не состоит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Р. к Р., администрации ... о взыскании заработной платы, судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Салыкина Е.Ю.
Решение вступило в законную силу 04 июня 2010 года