РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2010 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Ш.,
при участии:
истца С.,
представителя ответчика МУ «П» Л., действующая на основании доверенности от .. .. .... г., сроком действия доверенности по .. .. .... г. с полным объемом процессуальных прав,
в отсутствие:
представителя ответчика Администрации г. Усть-Илимска,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ....
по иску С. к «Муниципальному учреждению «П», Администрации г. Усть-Илимска Иркутской области о взыскании недополученной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истец С. обратилась в Усть-Илимский городской суд с исковым заявлением о взыскании с ответчиков МУ «П», Администрации г. Усть-Илимска недополученной заработной платы в размере 592700,0руб. В обоснование иска указала, что она работает в должности участкового врача-терапевта с 2000г. в «МУ «П» по 12 разряду, с .. .. .... . по 13 разряду оплаты труда. Работодатель ежемесячно с .. .. .... . неправильно начисляет и выплачивает ей заработную плату, т.к. установленная тарифная ставка не соответствует установленному федеральным законодательством минимальному размеру оплаты труда. Просит суд взыскать в ее пользу с работодателя недополученную сумму заработной платы в размере 592700,0руб. за период с .. .. .... г. по .. .. .... г., обязать ответчика МУ «П» обеспечить начисление и выплату ей заработной платы в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с заявлением об уточнении исковых требований от .. .. .... г., принятого к производству суда определением суда от .. .. .... г., истица просила произвести ей выплату недополученной заработной платы за период с .. .. .... г. по .. .. .... г. в сумме 616709,0руб., приведя размер тарифной ставки (оклада) 1 разряда к минимальному размеру оплаты труда, действовавшего на период начисления, с умножением его на межразрядный тарифный коэффициент, имевшийся у нее в спорный период на период начисления, с суммированием полученного оклада с доплатой в размере 60% от оклада за продолжительную работу в учреждениях здравоохранения, и с начислением на полученную сумму районного коэффициента 60% и надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50%.
Согласно поступившему в адрес суда и приобщенному к материалам дела письменному отзыву МУ «П» от .. .. .... г., представитель ответчика «МУ «П» Л. указала, что в соответствии со ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы входят компенсационные выплаты, в том числе за работу в особых климатических условиях, а значит и северные надбавки, и районный коэффициент, а также стимулирующие выплаты. В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В спорный период размер заработной платы истицы превышал минимальный размер оплаты труда, действовавший на тот момент. Кроме того, истица ежемесячно получала дополнительные целевые денежные выплаты за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Просит в иске отказать в полном объеме.
Согласно поступившему в адрес суда и приобщенному к материалам дела дополнению к письменному отзыву МУ «П» от .. .. .... г., представитель ответчика МУ «П» Л. просила применить к требованиям истца срок, предусмотренный ст. 392 ТК РФ для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, в три месяца.
Согласно поступившему в адрес суда и приобщенному к материалам дела заявлению истицы от .. .. .... г., С. в удовлетворении ходатайства ответчика МУ «П» о применении срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, просила отказать, указав, что о нарушении права на получение заработной платы в установленном законом размере она узнала только .. .. .... г. после получения соответствующего разъяснения гос. инспектора по труду в Иркутской области. На основании полученного разъяснения она обратилась к работодателю с заявлением о перерасчете заработной платы за период с .. .. .... г. по .. .. .... г., в чем ей было отказано. В связи с чем после подготовки искового заявления и сбора необходимых доказательств она обратилась с настоящим иском в суд. Считает, что срок, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, ею нарушен не был, т.к. ее обращение в суд последовало после отказа работодателя в выплате недополученной зарплаты.
Согласно поступившему в адрес суда и приобщенному к материалам дела письменному возражению от .. .. .... г. .... , и.о. главы Администрации г. Усть-Илимска Т., действующий на основании Устава с полным объемом процессуальных прав по должности, просил суд дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации города. В возражении указал, что Администрация г. Усть-Илимска является ненадлежащим ответчиком по делу. Истица никогда не состояла и не состоит в трудовых правоотношениях с Администрацией города. Истица работает в МУ «П», которая является ее работодателем, следовательно, и надлежащим ответчиком по делу. Спорные правоотношения являются трудовыми. Истица участником бюджетных отношений не является. Обязанности по выплате заработной платы истцу у Администрации г. Усть-Илимска нет в силу закона. Просит суд в иске С. к Администрации г. Усть-Илимска отказать.
В судебном заседании истица заявленные исковые требования с уточнениями на .. .. .... г. поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что работодателем в спорный период производилось начисление ей заработной платы в нарушение норм действующего законодательства, т.к. размер тарифной ставки (оклада) 1 разряда не соответствовал минимальному размеру оплаты труда, действовавшему на период начисления. В связи с чем просит признать не соответствующим закону размер тарифной ставки 1 разряда, применяемый за основу ее заработной платы в период с .. .. .... г. по .. .. .... г., приведя его в соответствие с минимальным размером оплаты труда, установленного Федеральным законом, взыскать в ее пользу с МУ «П» недополученную заработную плату за период с .. .. .... г. по .. .. .... г. в размере 616709,0руб. В удовлетворении ходатайства ответчика о применении срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, просила отказать по основаниям, изложенным в заявлении от .. .. .... г.
Представитель ответчика «МУ «П» Л. в судебном заседании исковые требования истца не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве от .. .. .... г. Поддержала ходатайство от .. .. .... г. о применении к требованиям истца срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.
Представитель ответчика Администрации г. Усть-Илимска в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. Согласно письменному отзыву от .. .. .... г. .... , и.о. главы Администрации г. Усть-Илимска Т. просил суд дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации города.
Суд, исследовав пояснения сторон в совокупности с письменными доказательствами, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 130 ТК РФ, конкретизируя названные положения Конституции, в качестве государственной гарантии по оплате труда работников определяет величину минимального размера оплаты труда.
Как установлено ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
До вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007г. № 54-ФЗ (т.е. до 01 сентября 2007г.), статья 133 ТК РФ предусматривала, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, в норме закона присутствовала привязка оклада (ставки) к минимальному размеру оплаты труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 1 сентября 2007 года часть четвертая ст. 133 ТК РФ утратила силу (Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ).
Следовательно, с 1 сентября 2007г. организации, финансируемые из местных бюджетов, освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966г., подписанного СССР и вступившего в силу 03.10.1976г. (обязательного для Российской Федерации как правопреемника СССР по международным договорам), участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение и справедливую заработную плату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Иными словами, заработная плата должна справедливо отражать особенности труда и быть равной при равной ценности труда.
Глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает дополнительные гарантии при выполнении работы в особых условиях труда.
В соответствии со ст. 146, 147, 148 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, т.е. в повышенном по сравнению с МРОТ размере.
В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких местностях (в таких условиях). Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особенностей труда.
Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 город Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Усть-Илимск и Усть-Илимский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера в соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Таким образом, повышенная оплата производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
На минимальный размер оплаты труда производится начисление районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, и который с 01.01.2009г. составляет 9093,0руб.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 сентября 2007 года устанавливался в сумме 2300 рублей в месяц.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года устанавливался в сумме 4330 рублей в месяц.
Региональное соглашение, устанавливающее размер минимальной заработной платы в Иркутской области № 123 от 19 января 2008 года в сумме 3500 рублей в месяц с 1 июля 2008 года, утратило силу с 01.01.2009г.
Согласно представленным расчетным листам за период с .. .. .... г. по .. .. .... г., размер получаемой истицей заработной платы в спорный период не был ниже минимального размера оплаты труда с применением к нему районных коэффициентов и процентных надбавок, действовавшего в спорный период.
Данные обстоятельства истицей не оспаривались.
Согласно трудовому договору .... от .. .. .... года С. работает в муниципальном учреждении «П» в должности участкового врача-терапевта. Работнику установлен 12 разряд. Согласно условиям трудового договора должностной оклад установлен в соответствии с Единой тарифной сеткой, и составляет 2315,0руб., процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50%, районный коэффициент 60% в месяц (п.4.1.). В соответствии с п. 5.1. трудового договора С. установлена пятидневная рабочая неделя с выходными днями суббота и воскресенье продолжительностью 36 часов и продолжительностью рабочего дня 7,2 часа.
Размеры районного коэффициента 60% и процентной северной надбавки 50% сторонами не оспаривались.
В соответствии с Уставом Муниципального учреждения «П» Учреждение является муниципальным учреждением муниципального образования город Усть-Илимск.
Как следует из коллективного договора на .. .. .... .г. оплата труда работников производится в соответствии с тарифными ставками (окладами), установленными Единой тарифной системой (ЕТС).
В соответствии с Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска № 998 от 08.10.2007 года с 01 сентября 2007 года установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск в размере 1404 рубля. А также утверждены с 01.09.2007г. межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск.
На основании указанного Постановления № 998 от 08.10.2007г. МУ «П» был издан приказ за .... от .. .. .... г. об установлении с .. .. .... года тарифной ставки (оклада) Единой тарифной сетки по оплате труда работников МУ «П», согласно которому размер тарифной ставки (оклада) по 12 разряду оплаты труда составил 3402,0руб.
В последующем, на основании Постановления главы Администрации города Усть-Илимска за № 999 от 08.10.2007г. и изданного в соответствии с ним приказа по МУ «П» за .... от .. .. .... г., с 01 сентября 2007 года размер тарифной ставки (оклада) Единой тарифной сетки по оплате труда работников МУ «П» по 1 разряду оплаты труда составил 1474,0руб.
В последующем, на основании Постановления главы Администрации города Усть-Илимска за № 93 от 05.03.2008г., № 112 от 18.03.2008г., и изданного в соответствии с ним приказа по МУ «П» за .... от .. .. .... г., с 01 февраля 2008 года размер тарифной ставки (оклада) Единой тарифной сетки по оплате труда работников МУ «П» по 1 разряду оплаты труда составил 1601,0руб., по 12 разряду - 3878,0руб.
Получение заработной платы из тарифной ставки (оклада) с .. .. .... г. в установленных приказами по МУ «П» размерах, истицей не оспаривался.
Из представленных ответчиком справок по начисленной истице за спорный период заработной платы и представленными расчетными листками за спорный период следует, что заработная плата истицы состоит: из тарифной ставки (оклада), установленного в соответствии с приказом по МУ «П», исчисленного из размера тарифной ставки (оклада) Единой тарифной сетки по оплате труда работников МУ «П» 1 разряда с применением межразрядного тарифного коэффициента; из надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере 60%; начисленных на них процентной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50% и районного коэффициента в размере 60%; доплаты за гос. задание в размере 10000,0руб. с применением к надбавке районного коэффициента в размере 30 %.
Размеры надбавок и стимулирующих выплат и их начисление истцом не оспаривается.
Из содержания искового заявления С. следует, что требования истицы сводятся к приведению тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, и действовавшего в период начислений.
В соответствии с Уставом, утвержденного .. .. .... г., МУ «П» является муниципальным учреждением муниципального образования город Усть-Илимск и финансируется из бюджета города.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (т.е. публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как было установлено выше, оплата труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Усть-Илимска производится в соответствии с Порядком оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденного решением городской Думы от 19.01.2005г. № 10/42 и Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска № 112 от 18.03.2008г. «Об установлении тарифных ставок (окладов) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск с 01.02.2008г.», и ранее действовавшим Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска за № 998 от 08.10.2007г., устанавливающего тарифные ставки (оклады) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск с 01.09.2007г.
Приведение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, суд считает незаконным, поскольку этот вопрос относится в силу ТК РФ к ведению работодателя, устанавливающего систему оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Иное бы толкование закона не только нарушит публичные интересы, но и допустит нарушение единства судебной практики.
Заявление представителя ответчика МУ «П» о применении к требованиям истца срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, подлежащего исчислению с момента предъявления искового заявления в суд, т.е. с .. .. .... г. (даты направления в адрес суда искового заявления), суд находит обоснованным.
Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 Трудового Кодекса РФ, которая предусматривает, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Как указано в п. 5 постановления № 2 Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Из смысла данного постановления Пленума Верховного Суда РФ следует, что уважительные причины пропуска срока обращения с иском в суд должны быть связаны с личностью истца.
Однако истец не заявила о наличии уважительных причин, связанных с личностью истца - длительная болезнь, нахождение в командировке, срочный выезд из города и т.д. В судебном заседании истице было разъяснено о возможности обращения в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного ею срока при наличии уважительных причин. Однако истица представила суду письменное заявлении о том, что о нарушении своих трудовых прав она узнала только .. .. .... г., в связи с чем считает, что срок исковой давности ею пропущен не был.
В судебном заседании стороны пояснили, что по окончании каждого расчетного месяца работники учреждения получают расчетные листы, в которых указан полностью состав заработной платы, размеры тарифных ставок, размеры всех доплат и надбавок, общая сумма начисления. Заработная плата выплачивается по окончании каждого месяца в срок до 15 числа следующего за расчетным месяцем.
Таким образом, истица была своевременно информирована о составе и размере заработной платы, и при наличии споров по недоначисленной заработной плате обязана была своевременно обращаться с иском в суд в пределах трехмесячного срока с момента получения на руки расчетных листов либо с момента перечисления заработной платы. Уважительных причин для восстановления пропущенного срока истица не имеет, в связи с чем суд считает необходимым применить сроки обращения с иском в суд, и рассмотрению подлежало бы требование по существу только в пределах трехмесячного срока с учетом даты обращения истицы в суд .. .. .... года. Но поскольку требования истца не основаны на нормах закона, изложенных выше, удовлетворение заявления ответчика не влияет на сущность принятого решения по спору.
В иске к Администрации города Усть-Илимска истице следует отказать, поскольку Администрация не является участником трудовых правоотношений с истцом и не имеет обязанности перед истцом по выплате заработной плате. Спорные отношения являются трудовыми правоотношениями, по настоящему делу подлежат применению нормы Трудового кодекса РФ. Ссылку истицы на ст. 16 ГК РФ суд находит несостоятельной. Администрация города Усть-Илимска в трудовых правоотношениях с истцом не состоит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований С. к «Муниципальному учреждению «П», Администрации г. Усть-Илимска Иркутской области о взыскании недополученной заработной платы отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.С. Банщикова
Решение вступило в законную силу: 4.06.2010 г.