Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2010 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Ларионовой В.В.,
при секретаре Веденюковой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1537/2010 по иску Ляпиной А.С. к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ***», финансовому управлению администрации города о взыскании недополученной суммы заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование иска истица указала, что работает в МОУ «СОШ *** » и продолжает трудовые отношения по настоящее время в качестве сторожа. Считает, что ответчик не полностью выплачивает ей заработную плату, занижая размер заработной платы. Занижение её заработной платы выражается в том, что её заработная плата выплачивается ниже, чем установлено законом.
В соответствии с федеральным законом от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ минимальная заработная плата в России была установлена в размере 4330 руб.
В силу положений ч.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Город Усть-Илимск Иркутской области расположен в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу положений ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В пункте 4.1 её трудового договора указано, что ей устанавливается районный коэффициент в размере 60% и процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50%.
На основании изложенного истица считает, что размер минимальной заработной платы составляет 9093 руб., а она получает меньше.
Просит суд взыскать в её пользу недоначисленную заработную плату с **.**.**** года по **.**.**** в размере *** руб. 91 коп.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила суд взыскать в её пользу недоначисленную заработную плату в размере 19670 руб. 91 коп. с Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ***» и финансового управления города.
Представитель ответчика Светильская О.Ю. действующая на основании доверенности с полным объемом прав исковые требования Ляпиной А.С. не признала, суду пояснила, что заработная плата истице начислялась и выплачивалась в соответствии с действующим законодательством и условиями трудового договора не ниже минимального размера оплаты труда 4300. Просит суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель финансового управления администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явился, согласно ходатайства от **.**.**** г. просит дело рассмотреть в отсутствие представителя управления с учетом представленных возражений.
Выслушав пояснения сторон, исследовав доводы сторон в совокупности с письменными доказательствами, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Из объяснений сторон, справок о заработной плате, исковых заявлений усматривается, что истица Ляпина А.С. работает в СОШ *** в должности сторожа.
В соответствии с трудовым договором *** от **.**.**** года заключенным между МОУ «СОШ ***» и Ляпиной А.С. ей установлен 1 разряд сторожа, со скользящим режимом работы, 36 часовой рабочей неделей. Ей установлен должностной оклад согласно ЕТС, процентная надбавка за работу в местности приравненной к району Крайнего Севера 50%, районный коэффициент 60%.
В соответствии с Уставом, МОУ «СОШ ***» является муниципальным учреждением муниципального образования город Усть-Илимск и финансируется из бюджета города.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;
Незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (т.е. публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как было установлено выше, оплата труда работников муниципальных учреждений города Усть-Илимска производится в соответствии с Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска № 112 от 18.03.2008г. «Об установлении тарифных ставок (окладов) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск с 01.02.2008г.», и ранее действовавшим Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска за № 998 от 08.10.2007г., устанавливающего тарифные ставки (оклады) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск с 01.09.2007г.
Вместе с тем, доводы представителей ответчиков о том, что начисление заработной платы истцам в спорный период производилось в соответствии с требованиями трудового законодательства, в частности, не ниже минимальной оплаты труда (МРОТ), суд находит обоснованными по следующим основаниям.
Как уже указывалось выше, в соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ (в редакции от 01.09.2007), которой предусмотрено, в частности, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть 1); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3).
Предусмотренное статьей 133.1 ТК РФ установление МРОТ региональным соглашением в субъекте РФ для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, не дает право снижать МРОТ ниже установленного федеральным законом.
Действовавшее до 01.09.2007 (часть 2 статьи 129 ТК РФ в редакции ФЗ РФ от 30.06.2006 № 90-ФЗ) правовое регулирование определяло МРОТ как минимальную заработную плату, выплачиваемую за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы. И как следствие в МРОТ не включались выплаты, призванные стимулировать работника к качественному труду и компенсировать неблагоприятные производственные факторы, тарифная ставка и оклад, базовый оклад, базовые ставки заработной платы по квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях, были сохранены в неизменном виде.
Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Таким образом, в состав МРОТ не включаются доплаты за работу в особых условиях, которые должны начисляться к минимальной оплате труда. Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, где речь идет о доплатах к заработной плате. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.
Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренными статьями 146-148 ТК РФ. Дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат. Также в состав МРОТ должны включаться различного рода стимулирующие надбавки, в том числе за сложность, за качественные показатели труда.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет с 1 января 2009 года 4 330 рублей в месяц.
Согласно статьям 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Усть-Илимск и Усть-Илимский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Как следует из справки о заработной плате, начисление заработной платы истице осуществлялось по следующим видам: повременная оплата по окладу, доплата за увеличение объема работ, условия труда, разовые выплаты, районный коэффициент и процентная (северная) надбавка. При этом размер районного коэффициента и процентной надбавки (северной надбавки) за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, у истицы составляет соответственно 60% и 50%.
Следовательно, минимальный размер их заработной платы при выполнении нормы рабочего времени не мог быть ниже 9093 руб. (4330 руб. + 50% процентная надбавка + 60% районный коэффициент).
В соответствии со статьями 16, 60.1, 60.2 ТК РФ фактическое допущение к работе с ведома работодателя следует расценивать как факт заключения трудового договора. Внутреннее совместительство предполагает выполнение другой оплачиваемой работы в свободное от основной работы время.
В соответствии со ст. 151 Трудового Кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличении объема работ или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается соглашением сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы входят всякого рода надбавки компенсационного и стимулирующего характера.
С учетом вышеизложенного суд полагает, что в состав минимальной заработной платы должны быть включены все виды доплат за совмещение профессий в связи с тем, что данные доплаты производятся без освобождения от основной работы в пределах нормы рабочего времени. Доплаты за пределами нормы рабочего времени при условии выполнения работы по вакансии или на период временно отсутствующего работника соответственно не могут включаться в минимальную заработную плату, в связи с чем судом сделаны расчеты по фактически отработанному времени.
Задолженность по заработной плате за период с **.**.**** года по **.**.**** года будет следующая:
Ф.И.О. факт.отраб. Д.быть Долж.быть Факт. Начисл.
Отработано,начислено, Задолженность
Январь 2010 168 122,4 9093 руб. *** руб. *** руб.
Февраль 2010 156 135,8 9093 руб. *** руб. *** руб.
Март 2010 132 158,4 7577 руб. *** руб. *** руб.
Итого: ***.
Указанные выше суммы подлежат взысканию с работодателя, т.е. с МОУ «СОШ ***».
В удовлетворении требований истицы о взыскании задолженности с Финансового управления Администрации города Усть-Илимска отказать, поскольку истица в трудовых отношениях с ответчиком не состоит.
В соответствии со статьей 89 ГПК РФ суд считает возможным освободить ответчика от уплаты госпошлины, поскольку это бюджетное учреждение, финансируемое из городского бюджета, куда поступает пошлина.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ляпиной А.С. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ***» в пользу Ляпиной А.С. недополученную заработную плату за период с **.**.**** года по **.**.**** года в размере *** руб. 38 коп. с правом работодателя удержания обязательных налоговых платежей.
В удовлетворении требований о взыскании с Финансового управления Администрации города Усть-Илимска недоначисленной заработной платы отказать.
Ответчика от уплаты госпошлины освободить.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение 10 дней.
Судья : В.В. Ларионова
Решение вступило в законную силу: 09.07.2010