РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2010 года г. Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Салыкиной Е.Ю., при секретаре Маковецкой Н.В.
с участием сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2321/2010 по иску Рукосуева Л.В. к Муниципальному детскому образовательному учреждению детский сад комбинированного вида №35 «Соболек» о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.03.2010 года по 01.06.2010 года в сумме 32112,38 руб.,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска истица указала, что работает в МДОУ детский сад комбинированного вида №35 «Соболек» в должности воспитателя с 26.12.1995 г. За период с 1 марта 2010 года по 1 июня 2010 года заработная плата выплачивается ей не в полном объеме. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, трудовые обязанности не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда составляет 4330 рублей. Считает, что МРОТ должен равняться величине тарифной ставки первого разряда по ЕТС. Оплата ее труда производится по 13 разряду. Соответственно, размер тарифной ставки, которую должен был применить работодатель, не мог быть меньше 9857 рублей, исчисленный исходя из МРОТ 4330 рублей, а заработная плата должна быть не менее 20699,70 рублей. Работодатель неправомерно производил занижение начисления заработной платы. Задолженность составила 32112,38 рублей. Просит суд взыскать с ответчика 32112,38 рублей.
В судебном заседании истица пояснила, что она оспаривает установленный ей размер тарифной ставки, в остальном доводы иска поддержала.
Представители ответчика МДОУ Детский сад комбинированного вида №35 «Соболек» Андреева Л.Н. с предъявленным иском не согласилась, по следующим основаниям. Прямое толкование части 1 статьи 129 ТК РФ приводит к выводу, что доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера являются составной частью заработной платы, поэтому входят в общую сумму заработной платы работника. При расчете заработной платы учреждение руководствовалось постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 18.03.2008 № 112, которым установлены тарифные ставки (оклады) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск. Доплаты и надбавки установлены Положением о порядке установления стимулирующих надбавок из надтарифного фонда, которые выплачиваются за сложность, напряженность, высокое качество. На сегодняшний день учреждение не располагает нормативным правовым актом, позволяющим устанавливать иной способ расчета заработной платы работникам муниципальных учреждений МО город Усть-Илимск. Необходимый минимум по заработной плате истице выплачивается. Просила в иске отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав доводы сторон в совокупности с письменными доказательствами, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), конкретизируя названные положения Конституции, в качестве государственной гарантии по оплате труда работников определяет величину минимального размера оплаты труда. При этом абзац третий статьи 130 ТК РФ, устанавливающий государственную гарантию величины минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации, признан Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ утратившим силу с 1.01.2005 года.
В силу ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Как установлено ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
До вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007г. № 54-ФЗ (т.е. до 01 сентября 2007г.), статья 133 ТК РФ предусматривала, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, правовой нормой было установлено соответствие оклада (ставки) и минимального размера оплаты труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 1 сентября 2007 года часть четвертая ст. 133 ТК РФ утратила силу (Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ).
Следовательно, с 1 сентября 2007г. организации, финансируемые из местных бюджетов, освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.
В соответствии со ст. 146,147,148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.
Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст.317 ТК РФ).
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 г.Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, повышенная оплата производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
Исходя из вышеприведенных правовых норм минимальный размер начисляемой работодателем заработной платы в г.Усть-Илимске, при условии выработки нормы рабочего времени, и начисления 60% районного коэффициента и северной надбавки 50%, должен составлять с 01 января 2009 года - 9093 рубля.
Факт трудовых отношений между истцом и ответчиком не оспаривается, подтвержден объяснениями сторон, копией трудовой книжки, копией приказа о приеме на работу. Истица Рукосуева Л.В. работает в должности воспитателя в детском саду №35 «Соболек».
В соответствии с тарификационным списком истцу установлен оклад 4190 рублей, а также предусмотрены надбавки и доплаты к заработной плате. Месячный фонд заработной платы истца составляет 9118,96 рублей ( на норму рабочего времени) л.д.29-30).
Оспаривая размер тарифной ставки, истица считает, что она должна быть исчислена в процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда, плюс надбавка из надтарифного фонда, помноженное на межразрядный коэффициент по ЕТС. Данный довод истца не соответствует закону.
Как следует из Устава Муниципальное детское образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Соболек» является муниципальным учреждением муниципального образования город Усть-Илимск. Финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных средств л.д.16).
В соответствии с Коллективным договором работникам МДОУ установлена повременная оплата труда на основании единой тарифной сетки бюджетных организаций л.д.27), с применением стимулирующих и компенсационных выплат.
Межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск устанавливаются постановлениями главы администрации города Усть-Илимска.
Постановлением главы администрации города Усть-Илимска за № 112 от 18.03.2008г. с 01 февраля 2008г. установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск в размере 1601 рубль, а также утверждены с 01.02.2008г. межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск. Тарифная ставка (оклад) 13 разряда ЕТС определена в 4190 рублей, что соответствует окладу истца, указанному в тарификационном списке.
Судом исследована справка о начисленной истцу заработной плате за спорный период л.д.40), из которой видно, что истица отрабатывала норму часов по основному месту работы в феврале-апреле, в мае частично в связи с отпуском. При этом начисление истцу заработной платы производилось исходя из тарифной ставки, установленной постановлением главы администрации города Усть-Илимска за № 112 от 18.03.2008г. и тарификационным списком, а также с начислением северной надбавки 50%, районный коэффициент 60%, и иных доплат. Общее начисление заработной платы производилось в размерах более установленного законом минимального размера оплаты труда, при условии выработки нормы рабочего времени.
В соответствии с Уставом Муниципальное детское образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Соболек» является муниципальным учреждением и финансируется из бюджета города.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (т.е. публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как было установлено выше, оплата труда работников МДОУ производится в соответствии постановлениями главы администрации города Усть-Илимска, устанавливающих тарифные ставки (оклады) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск, и изданных работодателем локальный актов.
Приведение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, относится в силу правовых норм действующего Трудового кодекса РФ к ведению исключительно работодателя, устанавливающего систему оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Иное толкование закона не только нарушит публичные интересы, но и допустит нарушение единства судебной практики. Статьей 133 ТК РФ гарантирован минимальный размер месячной заработной платы в целом, а не размер тарифной ставки.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева, Хисаевой и Юмагулова на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Федеральный закон от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» наряду с повышением минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ. Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда, и признав утратившей силу норму ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Следовательно, не подлежит удовлетворению требование истца о взыскании заработной платы, рассчитанной из тарифной ставки исходя из МРОТ рублей помноженной на межразрядный тарифный коэффициент. Соответственно не подлежит перерасчету начисленная заработная плата, в том порядке, который заявлен истцом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рукосуева Л.В. к муниципальному детскому образовательному учреждению детский сад комбинированного вида №35 «Соболек» о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.03.2010 года по 01.06.2010 года в сумме 32112,38 руб., отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательном виде
Председательствующий судья Салыкина Е.Ю.
Решение вступило в законную силу 20.07.2010