РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
24 мая 2010 года
г. Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Салыкиной Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Маковецкой Н.В.,
с участием представителя истца Лукаш В.А,, действующей на основании нотариальной доверенности от 15.04.2010 года,
представителя ответчика Васильковой Е.В., действующей по доверенности от 14.04.2009 № 30-03\36, сроком по 08.11.2010 г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1215/2010 по иску Лукаш В.Е. к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (ОАО) о взыскании заработной платы
Установил:
В обоснование иска истец указал, что с ** года работает у ответчика водителем. Ответчик выплачивает заработную плату не в полном размере, а именно с февраля 2005 года применялся районный коэффициент 1,3, а не 1,6, как установлено правовыми актами. Просит взыскать с ответчика недополученную заработную плату за период с февраля 2005 года по 01 мая 2010 года в сумме 257370,69 рублей. Заявлением от 19 апреля 2010 года период выплаты истцом был уточнен и ограничен 28 февраля 2010 года. Кроме того истец просил взыскать денежную компенсацию в соответствии со ст. 236 ТК РФ за задержку выплат в сумме 77055,39 рублей за каждый день задержки начиная с февраля 2005 года и до дня выплаты.
В судебном заседании истец не присутствует, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель истца Лукаш В.А, заявленные требования поддержала по доводам иска, дополнительно суду пояснила, что с 1 марта 2010 года ответчиком выплачивает районный коэффициент в размере 60%, согласно изданного приказа. Просит восстановить срок обращения в суд в связи с тем, что истец не знал о снижении коэффициента в 2005 году с 60% до 30%, письменно его об этом не уведомляли, расчетные листы не выдавались и стали выдаваться только с февраля 2010 года, трудовой договор с ним заключен не был, трудового договора *** от ** года он на руки не получал. При этом подпись на договоре не оспаривает, но в подлинности первых четырех листов сомневается. Предписанием от ** года государственный инспектор труда обязал произвести перерасчет и выплату районного коэффициента работникам за период с февраля 2005 года по 01.03.2010 года.
Представитель ответчика Васильковой Е.В. исковые требования не признала, указав, что действия Сберегательного банка по изменению районного коэффициента обусловлены изменениями внесенными в Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с января 2005 года, истец пропустил срок обращения в суд, установленный статьей 392 ТК РФ, просят применить последствия пропуска срока, снижение размера районного коэффициента не повлияло на уровень дохода истцов. Кроме того, всем работникам банка, в том числе и ситцу произведен перерасчет и произведена выплата заработной платы за период с марта 2010 года с учетом районного коэффициента 60 %.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего прав. При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом.
Согласно п. 5 Постановления № 2 Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). По смыслу данного постановления Пленума Верховного Суда РФ следует, что уважительные причины пропуска срока обращения с иском в суд должны быть связаны с личностью истца.
В соответствии со статьей 152 ТК РФ пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Истец просил восстановить срок обращения в суд в связи с тем, что он не знал о снижении коэффициента в 2005 году с 60% до 30%, письменно его об этом не уведомляли, расчетные листы не выдавались и стали выдаваться только с февраля 2010 года, трудовой договор с ним заключен не был, трудового договора *** от ** года он на руки не получал. Предписанием от 15.04.2010 года государственный инспектор труда обязал произвести перерасчет и выплату районного коэффициента работникам за период с февраля 2005 года по 01.03.2010 года.
Из требований истца усматривается, что спор касается периода работы в Сберегательном банке РФ с февраля 2005 года по февраль 2010 год. Исковое заявление поступило в суд 25 марта 2010 года. Начало трехмесячного срока 25 декабря 2009 года
Спор о составе заработной платы работника и взыскании недополученной недоначисленной суммы заработной платы в силу ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором.
Как видно из письменного трудового договора ***, заключенного истцом с работодателем ** года, в разделе 4 работнику был установлен районный коэффициент - 30%.
Ссылка истца на то, что указанный трудовой договор фальсифицирован несостоятелен, поскольку трудовой договор им подписан. Подпись в договоре сторона истца в ходе судебного заседания подтвердила. Как видно из отметки на последней странице трудового договора истец получил его экземпляр при подписании. Однако, какой-либо иной текст трудового договора, имеющийся у истца, последним не представлен.
Истец указал, что расчетные листы он не получал. По общим принципам и правилам трудового законодательства стороны трудового договора самостоятельны в своих действиях. Лицо, право которого нарушено, выбирает способ защиты своего права по своему усмотрению. Поэтому то обстоятельство, что истец, подписывая трудовой договор, не вникал в суть его текста, не интересовался составом своего заработка и не получал расчетные листы, не может служить основанием для иного исчисления момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права и признания причин пропуска срока уважительными.
Ссылка истца на предписание вынесенное государственным инспектором по труду не имеет для настоящего дела юридического значения.
Оценив изложенные выше обстоятельства, суд находит, что истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим спором без уважительных причин. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока удовлетворению не подлежит. В течение всего спорного периода истец работал в одном отделении Сбербанка РФ - № 7966, с изменением районного коэффициента с 1:6 до 1:3 был ознакомлен письменно при подписании трудового договора **. В связи с чем суд считает необходимым применить последствия пропуска срока обращения с иском в суд, рассмотрению по существу подлежат требования в пределах трехмесячного срока с учетом даты обращения в суд. Из пояснений представителя истца и приказа ***о от ** года следует, что окончательный расчет за истекший месяц производится до 5 числа следующего месяца. 05 декабря 2009 года истец получил заработную плату за ноябрь 2009 года и при несогласии с размером заработка обязана была обратиться в суд с соответствующим иском в срок до ** года. Иск подан в суд ** года.
Поскольку истцом пропущен срок обращения в суд по требованиям о взыскании заработной платы, по существу подлежат рассмотрению требования о взыскании заработной платы за период с декабря 2009 года по февраль 2010 года.
Из представленной справки о составе заработной платы следует, что истцу за весь период работы выплачивался районный коэффициент 30%.
Постановлением Совета Министров СССР № 1029 от 10 ноября 1967 года г. Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В соответствии со статьей 3 указанного Закона гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем, если иное не установлено настоящим Законом. Статьей 4 Закона установлено, что гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя. В соответствии со статьей 5 Закона гарантии в области оплаты труда регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Статья 146 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Согласно Постановлению главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", на основании пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера", с учетом действующих в настоящее время районных коэффициентов на предприятиях области с 1 января 1993 г. установлено, выровняв, единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,6 - на территории г. Усть-Илимска, Усть-Илимского района. Затраты на выплату установленных районных коэффициентов осуществлять: предприятиями - за счет собственных средств, бюджетными организациями - за счет соответствующих бюджетов.
Действующие в силу статьи 423 ТК РФ ФИО6 РСФСР от ** года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" и принятое в его исполнение главой администрации ... постановление от ** года N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории ..." являются нормативными правовыми актами трудового законодательства, а районный коэффициент к заработной плате - элементом заработной платы.
В соответствии со статьями 129 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату является обязанностью работодателя.
В соответствии со статьей 9 ТК РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению.
Трудовой договор истца содержит условия снижающие уровень компенсации за работу в особых климатических условиях по сравнению с установленными действующим нормативным актом, являются незаконными и применению не подлежат, работодатель обязан был начислять и выплачивать заработную плату истцу в размере 1,6.
Как следует из представленной справки размер выплаченного районного коэффициента в заработной плате составлял 15947,45 рублей за декабрь 2009 года, 2904,40 рублей за январь 2010 года, 3751,22 рубля за февраль 2010 года. Указанные суммы составляли 30% от заработка необходимо было выплачивать 60%, следовательно подлежит взысканию невыплаченные суммы в размере 30%, что соответствует ранее начисленным суммам.
Оценивая в совокупности представленные доказательства суд находит требования подлежащими удовлетворению частично, в судебном заседании установлено, что истец пропустил срок обращения в суд по требованиям о взыскании не начисленной заработной платы с учетом районного коэффициента 1,6 в период до декабря 2010 года, таким образом в пользу истцов подлежит взысканию невыплаченная заработная плата в сумме 15947,45 рублей за декабрь 2009 года, 2904,40 рублей за январь 2010 года, 3751,22 рубля за февраль 2010 года (всего 22603,07 рублей)
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Поскольку в судебном заседании установлен факт не начисления и, как следствие, не выплаты части причитающейся работнику заработной платы, с работодателя подлежит взысканию денежная компенсация за задержку выплат. Расчет истца подлежит корректировке, поскольку требования удовлетворяются судом частично.
Взыскиваемые судом суммы должны были быть выплачены истцу в срок до 5 числа 2010 года, следующего месяца, согласно приказа ***о от ** года. То есть период просрочки начинает течь с 06 числа месяца, следующего за расчетным. Суд считает правильным учитывать имевшее место в спорном периоде изменение ставки рефинансирования Банка. Период взыскания денежной компенсации в соответствии со ст. 236 ТК РФ определяется до дня выплаты, а в случае вынесения судебного решения - на дату вынесения решения.
Расчет корректируется исходя из суммы задолженности помесячно, дней просрочки и ставки рефинансирования:
с 06.01.2010 года до 23.02.2010 года - 8,75% : 300 = 0,029%, 49 дней
соответственно по задолженности за январь 2010 года с 06.02.по 24.02.2010 года 17 дней,
с 24.02.2010 года до 28.03.2010 года - 8,5% : 300 = 0,028%, 33 дня,
соответственно по задолженности за февраль 2010 года с 06.03.2010 года по 28.03.2008 года - 23 дня,
С 29.03.2010 года по 29.04.2010 года - 8,25% : 300 = 0,0275%, 32 дня
С 30.04.2010 года по 24.05.2010 года 8 % : 300 = 0,0266%, 25 дней
Итого: 788,65 рублей.
Всего с суммой невыплаченного районного коэффициента 23391,72 рубля.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Лукаш В.Е. к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (ОАО) о взыскании заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (открытое акционерное общество) в пользу Лукаш В.Е. недополученную заработную плату за декабрь 2009 года, январь-февраль 2010 года в сумме 22603 рубля 07 копеек, денежную компенсацию в сумме 788 рублей 65 копеек, а всего 23391 (двадцать три тысячи триста девяносто один) рубль 72 копейки, с правом работодателя удержать обязательные налоговые платежи.
В удовлетворении исковых требований Лукаш В.Е. к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (ОАО) о взыскании заработной платы за период с февраля 2005 года по ноябрь 2009 года в сумме 234767,62 рубля, денежной компенсации в сумме 76266,74 рубля, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение десять дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Е.Ю. Салыкина
Решение вступило в законную силу 23.07.2010г.