Решение об отказе отмены приказа в части установления тарифных ставок (окладов)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2010 года г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Лысановой Ж.Н.,

при секретаре Быковой И.В.,

в присутствии представителя истцов Медведевой Ю.С., действующей на основании доверенностей от **.**.****г. сроком действия три года,

представителя ответчика Кузнецовой Н.В., действующей на основании доверенности № 14 от 11.01.2010г. сроком действия по 31.12.2010г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1560-2010 по иску Лесковой Н.И,, Новиковой Г.А., Кокориной И.Г., Андрющенко С.А. к «МУ ГБ-1 об отмене приказа в части установления тарифных ставок (окладов),

УСТАНОВИЛ:

Истцы просят суд отменить приказ № 144 от 21.03.2008г. «Об установлении с 01.02.2008г. тарифных ставок (окладов), который был вынесен на основании постановления и.о. главы администрации города Хворостинина А.А. от 18.03.2008г. № 112 «Об установлении с 01.02.2008г. тарифных ставок (окладов) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск» в части установления тарифных ставок (окладов). В обоснование иска указали, что работают в МУЗ ГБ № 1 в детской поликлинике. Утверждают, что нарушена процедура ознакомления работников с оспариваемым приказом, т.к. их не ознакомили с приказом за два месяца до предстоящих изменений условий труда, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, что влечет его отмену. Кроме того, не согласны с содержанием приказа. Считают, что изменение тарифных ставок следовало производить исходя из минимального размера оплаты труда, который в настоящее время установлен в размере 4330 руб., затем умножение на соответствующий коэффициент тарифной ставки, что в свою очередь удовлетворило бы требование ст.129 ТК РФ о вознаграждении за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Действующим ТК РФ допустимо установление ставки первого разряда в размере минимального размера оплаты труда, не является обязательным, однако допустимо -л.д. 3-4.

Заявлением от 17.05.2010г. истцы дополнили основание иска ссылкой на обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10.03.2009г., указав, что увеличение заработной платы произошло без учета внесенных в Трудовой кодекс РФ изменений ст.129, 133, 135, что значительно снижает заработную плату работникам.

В судебное заседание истцы не явились, представили письменные заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие -л.д.52.

Представитель истцов Медведева Ю.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении оснований иска от 17.05.2010г.

Представитель ответчика Кузнецова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь в обоснование возражений на следующие обстоятельства.

МУ ГБ-1 является муниципальным учреждением муниципального образования город Усть-Илимск, финансируется из городского бюджета. При начислении заработной платы своим работникам учреждение руководствуется постановлением Главы администрации г. Усть-Илимска от 18.03.2008г. № 112 «Об установлении с 01.02.2008г. тарифных ставок (окладов) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск», а также требованиями статей 129, 133 Трудового кодекса РФ. Из текста постановления Президиума Верховного Суда РФ от 24 июня 2009г. № 25ПВ09 следует, что понятия «минимальный размер оплаты труда» и «тарифная ставка» различны, и повышение минимального размера оплаты труда федеральным законом не является обязательным основанием для одновременного повышения тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Работники были своевременно извещены об изменении оплаты труда в связи с увеличением размеров тарифных ставок, т.к. ежемесячно получают расчетные листы по заработной плате, в которых указан размер тарифной ставки. Кроме того, ухудшения условий оплаты труда в связи с повышением размеров тарифных ставок не произошло, заработная плата увеличилась, следовательно, оспариваемый приказ не может нарушать трудовые права истцов. Просила в удовлетворении иска отказать.

Исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), конкретизируя названные положения Конституции, в качестве государственной гарантии по оплате труда работников определяет величину минимального размера оплаты труда. При этом абзац третий статьи 130 ТК РФ, устанавливающий государственную гарантию величины минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации, признан Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ утратившим силу с 1.01.2005 года.

В силу ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как установлено ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

До вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007г. № 54-ФЗ (т.е. до 01 сентября 2007г.), статья 133 ТК РФ предусматривала, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом, правовой нормой было установлено соответствие оклада (ставки) и минимального размера оплаты труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года часть четвертая ст. 133 ТК РФ утратила силу (Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ).

Следовательно, с 1 сентября 2007г. организации, финансируемые из местных бюджетов, освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ минимальный размер оплаты труда был установлен с 1 сентября 2007 года в сумме 2 300 рублей в месяц, региональным соглашением № 123 от 19 января 2008 года был установлен размер минимальной заработной платы в Иркутской области в сумме 3000 рублей в месяц, а с 1 июля 2008 года 3500 рублей. В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.

Доводы истцов о том, что размер тарифной ставки не может быть менее минимального размера оплаты труда, умноженного на межразрядный тарифный коэффициент по ЕТС, суд считает несостоятельным, поскольку он не соответствует закону.

Как следует из Устава МУ ГБ-1 это учреждение является муниципальным учреждением муниципального образования город Усть-Илимск, финансирование учреждения осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников (п.7.5 Устава), имущество Учреждения является собственностью муниципального образования город Усть-Илимск (п.7.1 Устава), учреждение не вправе самостоятельно привлекать кредиты, предоставлять гарантии, поручительства, принимать на себя обязательства третьих лиц, учреждение самостоятельно распоряжается денежными средствами, полученными по смете, в соответствии с утвержденной бюджетной росписью в пределах установленных лимитов финансирования (п.7.8 и 7.9 Устава) -л.д. 38-41.

При определении заработной платы работников муниципальных учреждений здравоохранения города Усть-Илимска, финансируемых из бюджета города, применяется Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Усть-Илимска, утвержденное постановлением главы администрации города Усть-Илимска № 112 от 09.02.2007 года. Положение предусматривает, что ставки и оклады работников учреждений определяются постановлением главы администрации города на основе ЕТС, с применением стимулирующих и компенсационных выплат.

Межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск устанавливаются постановлениями главы администрации города Усть-Илимска:

Так, в соответствии с постановлением главы администрации города Усть-Илимска № 998 от 08.10.2007 года с 01 сентября 2007 года установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск в размере 1404 рубля, а также утверждены с 01.09.2007г. межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск. Тарифная ставка (оклад) 7 разряда ЕТС (у Андрущенко С.А., Новиковой Г.А., Кокориной И.Г.) определена в размере 2171 руб., 11 разряда ЕТС (у Лесковой Н.И.) в размере 3148 руб. -л.д.55-56.

Постановлением главы администрации города Усть-Илимска за № 112 от 18.03.2008г. с 01 февраля 2008г. установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск в размере 1601 рубль, а также утверждены с 01.02.2008г. межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск. Тарифная ставка (оклад) 7 разряда ЕТС определена в размере 2474 руб., 11 разряда - 3588 руб. -л.д.46.

Во исполнение указанного постановления приказом главного врача МУ ГБ-1» № 144 от 21.03.2008 года с 1 февраля 2008 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда установлена в размере 1601 рубль, т.е. увеличена на 14%, тарифные ставки (оклады) остальных разрядов также увеличены на 14% и составили по 7 разряду 2474 рубля, по 11 разряду 3588 рублей -л.д.34-36.

Судом исследованы расчетные листки о начисленной истцам заработной плате за 2007-2010 г., из которых видно, что начисление истцам заработной платы производилось исходя из тарифных ставок, установленных постановлением главы администрации города Усть-Илимска за № 112 от 18.03.2008г. с 01 февраля 2008г. и оспариваемым приказом главного врача МУ «ГБ № 1» № 144 от 21.03.2008 года с 1 февраля 2008 года, северная надбавка 50%, районный коэффициент 60%, и иных доплат. Общее начисление заработной платы производилось в размерах не менее установленного законом минимального размера оплаты труда, при условии выработки нормы рабочего времени, как по основному месту работы, так и совместительству.

Из содержания искового заявления следует, что требования истцов сводятся к приведению тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (т.е. публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как было установлено выше, оплата труда работников МУ «ГБ №1» производится в соответствии постановлением главы администрации города Усть-Илимска № 112 от 18.03.2008г., устанавливающим тарифные ставки (оклады) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск, и изданным на его основе приказом работодателя, коллективного договора и Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Усть-Илимск.

Приведение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, относится в силу правовых норм действующего Трудового кодекса РФ к ведению исключительно работодателя, устанавливающего систему оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Иное толкование закона не только нарушит публичные интересы, но и допустит нарушение единства судебной практики. Статьей 133 ТК РФ гарантирован минимальный размер месячной заработной платы в целом, а не размер тарифной ставки.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева, Хисаевой и Юмагулова на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Федеральный закон от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» наряду с повышением минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ. Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда, и признав утратившей силу норму ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

В силу ст.5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Судебная практика не формулирует нормы права, она дает их толкование, является актом правоприменения, а потому не может рассматриваться как норма материального права, подлежащая применению при разрешении судом конкретного дела.

Доводы истцов о том, что в нарушение требований ст.72,74 ТК РФ работодатель не ознакомил их о предстоящих изменениях условий оплаты труда и причинах, вызвавших необходимость таких изменений, что привело к значительному снижению заработной платы работникам, суд считает несостоятельными.

Из представленных суду расчетных листков по заработной плате за период с сентября 2007 г. по апрель 2010г. следует, что тарифные ставки и общее начисление заработной платы истцов постоянно увеличивались. Так, у Лесковой Н.И. в 2007 году при полной выработке нормы рабочего времени тарифная ставка **.**.**** руб., в 2008, 2009, 2010 годах - **.**.**** руб., у Андрущенко С.А., Новиковой Г.А., Кокориной И.Г. тарифная ставка в 2007 г. - **.**.**** руб., в 2008-2010г. - **.**.**** руб.

Суд считает, что в статьях 72 - 74 Трудового кодекса РФ устанавливаются основные требования только к изменению определенных сторонами условий трудового договора, то есть непосредственных условий. Изменения производных условий трудового договора не определяются соглашением работодателя и работника, а являются внедоговорными.

Иными словами, производные условия трудового договора (в отличие от непосредственных) по общему правилу изменяются не по соглашению сторон, а вследствие изменения соответствующих положений трудового законодательства, иных нормативных правовых актов о труде, локальных нормативных актов, условий коллективного договора или социально-партнерских соглашений, на основе которых они были включены в трудовой договор.

В рассматриваемом случае оплата труда истцов в силу статьи 144 Трудового кодекса РФ производится в порядке и размерах, которые определяются соответствующими органами местного самоуправления. Следовательно, условие об оплате труда в данном случае является производным в трудовом договоре, а поэтому для его изменения нет необходимости соблюдать общее правило статьи 72 Трудового кодекса РФ. Компетентному органу достаточно принять и надлежащим образом оформить решение об изменении условий оплаты труда работников муниципального учреждения, после чего оно должно применяться. Кроме того, суд учитывает, что изменение размера тарифной ставки по оспариваемому приказу произошло в сторону её увеличения, а не снижения, что, в свою очередь, не является нарушением трудовых прав истцов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Лесковой Н.И,, Новиковой Г.А., Кокориной И.Г., Андрющенко С.А. в удовлетворении иска к «МУ ГБ-1 об отмене приказа № 144 от 21.03.2008г. «Об установлении с 01.02.2008г. тарифных ставок (окладов) работникам МУ ГБ-1» в части установления тарифных ставок (окладов) отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме.

Судья: Ж.Н. Лысанова

Решение вступило в законную силу: 09.07.2010г.