РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
03 июня 2010 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Высочина О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Кудряшовой Т.В.,
в присутствии истца Зарубиной Т.И., представителя ответчика Мореход А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1452/2010 по иску Зарубиной Т.И. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району о взыскании ежегодной компенсации за вред здоровью,
Установил:
В обоснование иска Зарубина Т.И. указала, что **.**.**** год судом было вынесено решение об индексации сумм ежегодной компенсации предусмотренной на оздоровление, ее требования удовлетворены. В **.**.**** года у нее изменилась группа инвалидности на *** группу и степень утраты трудоспособности до *** %. Работники социальной защиты отказались производить перерасчет суммы ежегодной компенсации на оздоровление с дальнейшей индексацией по решению суда. Согласно ее расчетам в **.**.**** году сумма выплаты должна составлять *** рублей, в **.**.**** году *** рублей, в **.**.**** году *** рублей. Ей выплачивали суммы в меньшем размере, недоплата составила *** рублей. Просит взыскать с ответчика недоплаченную сумму в размере *** рублей, обязать ответчика выплачивать ежегодную компенсацию сумы на оздоровление в размере *** рублей. Уточнив исковые требования истец просит произвести индексацию единовременной выплаты, взыскать с ответчика за счет средств казны РФ недоплату в размере *** рублей, за ежегодные компенсационные выплаты и единовременную компенсацию (с усилением группы) в размере *** рублей, обязать ответчика выплачивать ежегодную компенсационную сумму на оздоровление в размере *** рублей. Увеличив исковые требования истец просит взыскать недоплаченную ежегодную компенсацию в размере *** рублей, недоплаченную единовременную компенсацию в усилением группы *** рублей, обязать ответчика выплачивать ежегодную компенсацию на оздоровление в размере *** рублей с дальнейшей индексацией.
В представленных возражениях представитель ответчика исковые требования не признала, указав, что истец получает выплаты ежегодной компенсации за вред здоровью, указанная сума индексируется в порядке, определяемом Правительством РФ. В **.**.**** году Зарубиной Т.И. была выплачена единовременная компенсация за вред здоровью по *** группе инвалидности в размере *** рублей, в **.**.**** году после усиления группы инвалидности Зарубиной Т.И. выплачена сумма *** рублей, однако была допущена ошибка при расчетах и невыплачена сумма в размере *** рубля. Просит в иске отказать.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования считает, что в связи с усилением в **.**.**** году группы инвалидности сумма ежегодной компенсации за вред здоровью подлежит перерасчету при этом для нее подлежат применению нормы Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции до 2000 года. Ее расчеты сделаны исходя из установленных компенсаций кратных минимальному размеру оплаты труда. Признала, что в **.**.**** году она получила *** рублей в качестве единовременной компенсации, в **.**.**** году получила единовременную компенсацию в связи с усилением группы инвалидности в размере *** рублей.
Представитель ответчика исковые требования не признала, указала, что выплаты ежегодной компенсации Зарубиной Т.И. производятся исходя из размера установленного решением суда с последующей индексацией, оснований для перерасчета не имеется.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленного удостоверения серии *** от **.**.**** года следует, что Зарубина Т.И. имеет право на компенсацию и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Из представленной справки серии *** от **.**.**** года следует, что Зарубина Т.И. является инвалидом *** группы, причиной инвалидности является заболевание связанное с аварией на ЧАЭС.
Из содержания ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
Статьей 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа указанных в названной норме лиц была предусмотрена выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере четырех- (III группа) либо пятикратной (I и II группы) суммы минимальной заработной платы. В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ и от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ выплаты были установлены уже за вред здоровью и в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (соответственно 400 и 500 руб.).
Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 названного Закона Российской Федерации (в ред. от 18 июня 1992 г.) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, а Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" ее размер был определен в твердой сумме - 300 руб.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне. Требовании истца об индексации ежегодной компенсации за вред здоровью заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат. Суд находит необоснованной ссылку истца на решение суда от 27 июля 2007 года, поскольку ранее истцом заявлялись требования по другим основаниям, указанное решение преюдициального значения для данного дела не имеет.
В соответствии со статьей 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация за вред здоровью в размере: инвалидам II группы - 7 000 рублей; инвалидам III группы - 5 000 рублей. В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2007 N 914 "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" единовременная компенсация за вред здоровью инвалидам II группы установленный с 01 января 2008 года с учетом индексации установлен в размере 11117,99 рублей.
С учетом того, что в **.**.**** году у Зарубиной Т.И. произошло усиление группы инвалидности ответчик обязан был произвести ей выплату в размере по вновь назначенной группе инвалидности, с зачетом ранее выплаченной суммы.
В соответствии со статьей 68 ГПК РФ суд принимает признание истцом тог обстоятельства, что в **.**.**** году она получила *** рублей в качестве единовременной компенсации, в **.**.**** году получила единовременную компенсацию в связи с усилением группы инвалидности в размере *** рублей.
Расчеты указанной выплаты представленные истцом и представителем ответчика судом проверены, суд находит их неверными и подлежащими корректировке.
В **.**.**** году ответчик обязан был выплатить истцу сумму в размере *** рублей. С учетом выплаченной суммы недополучено истцом *** рубля *** Поскольку указанная сумма не получена истцом в **.**.**** году она подлежит индексации с применением коэффициентов установленных на **.**.**** и **.**.**** год согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2007 N 914 (ред. от 07.07.2009) "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлению Правительства РФ от 16.12.2009 N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" 3766,93х1,13х1,1= 4682,29 рублей.
Оценивая в совокупности представленные доказательства суд находит, что требования истца о взыскании единовременной компенсации по вновь назначенной группе инвалидности, с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации подлежат удовлетворению частично с Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району за счет средств казны Российской Федерации в пользу Зарубиной Т.И. подлежит взысканию *** рубля *** копеек, в остальной части требования необоснованны и удовлетворению не подлежат. Требования Зарубиной Т.И. о взыскании недоплаты *** рублей за ежегодные компенсационные выплаты, понуждении выплачивать ежегодную компенсационную сумму на оздоровление в размере *** рублей с дальнейшей индексацией необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району за счет средств казны Российской Федерации в пользу Зарубиной Т.И. единовременную компенсацию по вновь назначенной группе инвалидности, с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации в размере *** рубля *** копеек.
В удовлетворении исковых требований Зарубиной Т.И. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району о взыскании недоплаты *** рублей за ежегодные компенсационные выплаты, обязать выплачивать ежегодную компенсационную сумму на оздоровление в размере *** рублей с дальнейшей индексацией, в остальной части требований о взыскании единовременной компенсации отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Ю. Высочин
Решение вступило в законную силу: 30.07.2010 года