Решение об отказе взыскания заработной платы, установления размера тарифной ставки



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2010 года г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Балаганской И.В.,

при секретаре Елистратовой Г.В.,

в присутствии:

представителя истца Фот Д.Г., действующего на основании доверенности от ххх года, сроком действия на *** года, без права передоверия другим лицам,

представителя ответчика муниципального учреждения «Усть-Илимская центральная городская больница» Руссиян Г.А., действующей на основании доверенности *** от ххх года, сроком действия по ххх года,

в отсутствие:

истца Верещагиной Н.С.,

представителя третьего лица на стороне ответчика Финансового управления Администрации города Усть-Илимска,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1664/2010 по иску Верещагина Н.С. к муниципальному учреждению «Усть-Илимская центральная городская больница» о взыскании заработной платы, об установлении размера тарифной ставки (должностного оклада), компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований, с учетом уточнений и дополнений от ххх года истица указала, что работает в МУ ЦГБ в должности .... Ей был установлен должностной оклад в размере *** рублей, с выплатой районного коэффициента ***% и северной надбавки ***%, за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения ***%, надбавок стимулирующего характера. Считает, что работодатель в период с ххх года по ххх года начислял и выплачивал заработную плату не в полном объеме в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда по следующим основаниям. Согласно п. 4.2 трудового договора оплата труда работнику производится по постановлению Администрации города Усть-Илимска № 112 от 18.03.2008 года, согласно которому с 01.02.2008г. установлена тарифная ставка (оклад) *** разряда в размере *** рубль, утверждены межразрядные коэффициенты, определены тарифные ставки (оклады). Межразрядный коэффициент для *** разряда составляет ***, а размер оклада *** рублей. Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно действующему Трудовому кодексу РФ, заработная плата состоит из вознаграждения за труд, а также компенсационных и стимулирующих выплат. Таким образом, только вознаграждение за труд должно быть не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, т.е. с хххг. - *** рублей, с ххх года - *** рублей, с хххг. - *** рублей, а компенсационные выплаты в эту сумму не входят. Исходя из системного толкования ст. 21, 135, 129, 143 ТК РФ следует, что вознаграждение за труд - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, либо фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Согласно ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Оплата труда работников в здравоохранения в г.Усть-Илимске осуществляется на основании постановления администрации города Усть-Илимска, исходя из установленных тарифных ставок, с применением межразрядного тарифного коэффициента. Истица производит расчет должностного оклада, который должен быть установлен как произведение установленного законом минимального размера оплаты труда и межразрядного тарифного коэффициента. Соответственно, размер тарифной ставки, которую должен был применить работодатель в период с ххх года составляет не менее *** рублей (*** х ***), до ххх года не менее *** рублей (*** х ***), с ххх года не менее *** рублей (*** х ***), с ххх года *** рублей (*** х ***). Однако фактический размер тарифной ставки был меньше указанных сумм, в связи с чем ей неправильно насчитывают и выплачивают заработную плату. Просит взыскать с МУ «Усть-Илимская ЦГБ» в ее пользу недоначисленную заработную плату за период с ххх года по ххх года в размере *** рублей. Обязать Муниципальное учреждение «Усть-Илимская центральная городская больница» начислять ей заработную плату без учета компенсационных, стимулирующих, социальных выплат в размере не менее размера минимального размера оплаты труда с учетом межразрядного коэффициента ***. Взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере по *** рублей, поскольку невыплата заработной платы в полном объеме снизило ее прожиточный уровень, она не смогла себе позволить совершать покупки желаемых вещей, заказать требуемые работы, услуги, и многое другое, на что требуются денежные средства.

В судебном заседании представитель истца Фот Д.Г. заявленные требования поддержал по доводам искового заявления, с учетом увеличения исковых требований в части периода и суммы задолженности заработной платы, уточнений и дополнений от ххх года и письменных пояснений от хххг. л.д.61,64). Относительного заявленного ответчиком ходатайства о пропуске срока обращения в суд пояснил, что согласно п. 56 Постановления № 2 Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года при рассмотрении дел по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы, надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более удержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Представитель ответчика муниципального учреждения «Усть-Илимская центральная городская больница» Руссиян Г.А. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, по следующим основаниям. Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ. В связи с чем на территории Иркутской области с 01.01.2009г. действует МРОТ в размере 4330 рублей. Федеральный закон от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ внес изменения в статьи ТК РФ. Если ранее, до вступления в силу указанного закона статья 133 ТК РФ содержала следующее: «Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда» Размеры тарифных ставок не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 ст. 133 в настоящее время утратило силу). Таким образом, присутствовало указание на присоединение к МРОТ - тарифной ставки. В действующей редакции ТК РФ (с 2007г.) осталась лишь первая формулировка: «Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда». При этом в статье 129 ТК РФ дает определение заработной плате: «заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты. Т.е. все вышеперечисленные выплаты и надбавки включены в состав заработной платы. При этом ч. 2 ст. 129 ТК РФ установлено, что тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Следовательно, тарифная ставка не может быть равна МРОТ. В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Так как размер истца составляет сумму не менее МРОТ, 4330 рублей, т.е. не противоречит закону. Следовательно, не могла возникнуть и задолженность по выплатам заработной платы. Истица обратилась в суд с нарушением срока, установленного ст. 392 ТК РФ, хотя работник в обязательном порядке и своевременно получает расчетный листок, в котором указан состав заработной платы, и сумма, начисленная работнику за текущий месяц. Исходя их этого следует, что истица своевременно узнавала о своей начисленной заработной плате за месяц. Просит суд применить сроки давности для обращения с иском в суд согласно ст. 392 ТК РФ и отказать истцу в иске л.д.25).

В судебное заседание истица Верещагина Н.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно заявления просила дело рассмотреть в ее отсутствие л.д.15).

Представитель третьего лица на стороне ответчика Финансового управления Администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно ходатайства представителя управления Скобловой М.С., действующей на основании доверенности от ххх года ***, сроком на *** года, от хххг. просили дело рассмотреть в их отсутствие, с учетом представленных возражений. Согласно возражениям от хххг. исковые требования истицы не признали, поскольку истица никогда не состояла и не состоит в трудовых отношениях с Финансовым управлением Администрации города Усть-Илимска, поэтому управление не является работодателем истца. Кроме того, месячная заработная плата истице выплачивалась в соответствии с трудовым законодательством, не была ниже минимального размера оплаты труда, выплачивалась в полном объеме, как обработавшего за этот период норму рабочего времени выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), следовательно, задолженность по заработной плате не могла возникнуть. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав в совокупности с представленными доказательствами, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), конкретизируя названные положения Конституции, в качестве государственной гарантии по оплате труда работников определяет величину минимального размера оплаты труда. При этом абзац третий статьи 130 ТК РФ, устанавливающий государственную гарантию величины минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации, признан Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ утратившим силу с 1.01.2005 года.

В силу ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как установлено ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

До вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007г. № 54-ФЗ (т.е. до 01 сентября 2007г.), статья 133 ТК РФ предусматривала, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом, правовой нормой было установлено соответствие оклада (ставки) и минимального размера оплаты труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года часть четвертая ст. 133 ТК РФ утратила силу (Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ).

Следовательно, с 1 сентября 2007г. организации, финансируемые из местных бюджетов, освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен с 1 сентября 2007 года в сумме 2 300 рублей в месяц. Региональным соглашением № 123 от 19 января 2008 года установлен размер минимальной заработной платы в Иркутской области установлен в сумме 3000 рублей в месяц, а с 1 июля 2008 года 3500 рублей. В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.

В соответствии со ст. 146,147,148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.

Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст.317 ТК РФ).

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 г.Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, повышенная оплата производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Исходя из вышеприведенных правовых норм минимальный размер начисляемой работодателем заработной платы в г.Усть-Илимске, при условии выработки нормы рабочего времени, и начисления 60% районного коэффициента и северной надбавки 50%, должен составлять с 1 сентября 2007 года 4830 рублей, с 19 января 2008 года - 6300 рублей, 01 июля 2008 года - 7350 рублей, с 01 января 2009 года - 9093 рубля.

Как следует из выписки из приказа ***к от хххг., трудового договора от ххх года ***, копии трудовой книжки *** ***, Верещагина Н.С. работает в муниципальном учреждении «Усть-Илимская центральная городская больница» с ххх года в должности ... л.д.9,10,11-12,13-14).

Согласно приказу ***к от хххг. Верещагиной Н.С. разрешено совмещение профессий или увеличение объема выполняемых работ с оплатой до ***% должностного оклада за счет вакантных ставок и на период временного отсутствия работника. Оплата производится за фактически выполненный объем работы л.д.8).

Согласно приказу ***к от хххг. Верещагиной Н.С. разрешена работа в порядке совместительства до *** ставки в свободное от основной работы время за счет вакантных ставок и на период временного отсутствия работника с оплатой за фактически отработанное время л.д.7).

Ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока обращения в суд. Так, ответчик полагает, что истцу следует отказать в требованиях в полном объеме.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске данного срока по уважительным причинам суд вправе восстановить его.

Как следует из расчетных листов и справки, заработная плата истице начислялась и выплачивалась ежемесячно, состав заработной платы, виды начислений, удержаний излагались доступным способом, каких-либо неясностей для работника вызвать не могли.

Ссылку представителя истца Фот Д.Г. на то, что истица не пропустила срок, так как к спорным правоотношениям следует применять трехгодичный срок для обращения в суд, так как трудовые отношения до настоящего времени не прекращены, нарушение носит длящийся характер, несостоятельна. Согласно общим принципам гражданского и трудового законодательства нормы Гражданского кодекса РФ к трудовым правоотношениям не применимы. Из правовой позиции Верховного Суда РФ, высказанной им в пункте 56 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 (с изменениями и дополнениями от 2005 года), срок обращения в срок, установленный статьей 392 ТК РФ, не подлежит применению, если спор возник по поводу невыплаченной начисленной заработной платы работнику, с которым трудовые отношения продолжаются. В этом случае взысканию подлежит задолженность по начисленной заработной плате за весь период работы без ограничений.

В рассматриваемом случае, истицей оспаривается не факт задержки выплат начисленной заработной платы, а порядок ее начисления в спорные периоды, в данном случае имеет место спор о составе заработной платы. При наличии спора по недоначисленной заработной плате истица обязана была своевременно обращаться с иском в суд в пределах трехмесячного срока с момента получения на руки расчетных листов либо с момента перечисления заработной платы. О нарушении своего права истица узнавала на следующий месяц. Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд не представлено, в связи с чем суд считает необходимым применить последствия пропуска установленного законом трехмесячного срока обращения с иском в суд.

Исковое заявление истицей подано в суд ххх года, начало трехмесячного срока - ххх года. Расчетные листы истица получает в начале месяца следующего за расчетным. Как следует из п. 4.2. Коллективного договора заработная плата выплачивается ххх и ххх числа, следующего за расчетным месяцем. Следовательно, заработную плату за ххх года истица должна была получить ххх и ххх года. То есть, о неправильно начисленной заработной плате за ххх работник должен был узнать в начале ххх года, в момент получения расчетного листа или заработной платы.

Таким образом, спор подлежит рассмотрению по существу относительно заработной платы за ххх, ххх, ххх, ххх года.

Истица, представитель истицы не оспаривают размеры стажевой надбавки и надбавки за вредность в их процентном выражении, однако оспаривают размер ее тарифной ставки, считая, что она должна быть не менее минимального размера оплаты труда, помноженного на межразрядный коэффициент, по ЕТС. Данный довод истицы и ее представителя не соответствует закону.

Как следует из Устава муниципальное учреждение «Усть-Илимская центральная городская больница» является муниципальным учреждением муниципального образования город Усть-Илимск. Финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников.

В соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Усть-Илимска, утвержденным постановлением главы Администрации города Усть-Илимска № 112 от 09.02.2007 года настоящее положение применяется при определении заработной платы работников муниципальных учреждений здравоохранения города Усть-Илимска, финансируемых из бюджета города. Положение предусматривает, что ставки и оклады работников учреждений определяются постановлением главы администрации города на основе ЕТС, с применением стимулирующих и компенсационных выплат.

Межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск устанавливаются постановлениями главы администрации города Усть-Илимска:

Так, в соответствии с постановлением главы Администрации города Усть-Илимска № 998 от 08.10.2007 года с 01 сентября 2007 года установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск в размере 1404 рубля, а также утверждены с 01.09.2007г. межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск. Тарифная ставка (оклад) 11 разряда ЕТС определена в размере 3148 рублей.

Во исполнение указанного постановления главным врачом МУ «УИ ЦГБ» издан приказ № 54 от 26.02.2008 года, согласно приложения № 1 к которому с 1 сентября 2007 года тарифная ставка (оклад) 11 разряда ЕТС по оплате труда работников МУ «УИ ЦГБ» составляла 3148 рублей.

Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска за № 112 от 18.03.2008г. с 01 февраля 2008г. установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск в размере 1601 рубль, а также утверждены с 01.02.2008г. межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск. Тарифная ставка (оклад) 11 разряда ЕТС определена в 3588 рублей л.д.25).

Согласно приказу главного врача МУ «УИ ЦГБ» № 88 от 20.03.2008 года, на основании вышеуказанного постановления с 01.02.2008 года тарифная ставка (оклад) 11 разряда по оплате труда работников МУ «УИ ЦГБ» установлена в размере 3588 рублей л.д.26).

Судом исследована справка о начисленной истице заработной платы за ххх год, представленная ответчиком, из которой видно, что истица отрабатывала норму часов по основному месту работы, а также отрабатывала часы по совместительству, которые оплачивались пропорционально отработанному времени. При этом начисление истице заработной платы производилось исходя из тарифных ставок, установленных постановлением главы администрации города Усть-Илимска за № *** от ххх. с ххх. и приказом главного врача МУ «УИ ЦГБ» № *** от ххх года с ххх года, северная надбавка ***, районный коэффициент ***, и иных доплат. Общее начисление заработной платы производилось в размерах, не менее установленного законом минимального размера оплаты труда, при условии выработки нормы рабочего времени, как по основному месту работы, так и совместительству, даже за минусом стимулирующей выплаты из федерального бюджета.

Получение заработной платы из тарифной ставки (оклада) в установленных приказами по МУ «УИ ЦГБ» размерах, истицей не оспаривается. Размеры надбавок и стимулирующих выплат и их начисление истицей не оспаривается.

Из содержания искового заявления следует, что требования истицы сводятся к приведению тарифной ставки (оклада) *** разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, и действовавшего в период начислений.

В соответствии с Уставом муниципальное учреждение «Усть-Илимская центральная городская больница» является муниципальным учреждением и финансируется из бюджета города.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (т.е. публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как было установлено выше, оплата труда работников МУ «УИ ЦГБ» производится в соответствии постановлениями главы администрации города Усть-Илимска, устанавливающих тарифные ставки (оклады) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск, и изданных приказов работодателя, коллективного договора и Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Усть-Илимск.

Приведение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, относится в силу правовых норм действующего Трудового кодекса РФ к ведению исключительно работодателя, устанавливающего систему оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Иное толкование закона не только нарушит публичные интересы, но и допустит нарушение единства судебной практики. Статьей 133 ТК РФ гарантирован минимальный размер месячной заработной платы в целом, а не размер тарифной ставки.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева, Хисаевой и Юмагулова на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Федеральный закон от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» наряду с повышением минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ. Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда, и признав утратившей силу норму ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Следовательно, не подлежит удовлетворению требование истицы о понуждении работодателя к установлению им тарифной ставки *** рублей х *** (...). Соответственно не подлежит и перерасчету начисленная заработная плата истцов.

Ссылку представителя истца на решение Усть-Илимского городского суда по иску С.В. суд находит несостоятельной, поскольку данное решение не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела по существу, в связи с тем, что в рассматриваемом случае доказыванию подлежат иные обстоятельства по делу, участвуют другие лица в качестве сторон.

Системный анализ статей 2, 3, 4, 237, 394 ТК РФ свидетельствует о том, что моральный вред подлежит возмещению в случаях, прямо перечисленных в Трудовом кодексе РФ при наличии вины работодателя, поскольку необходимо доказать неправомерность его действий или бездействия. К таким случаям можно отнести случаи дискриминации в отношении работника, принудительного труда, незаконного его увольнения, повреждения здоровья в результате несчастного случая на производстве, то есть все случаи, когда нарушаются неимущественные трудовые права работника. В связи с отказом в удовлетворении основных исковых требований, учитывая, что доказательств причинения нравственных и физических страданий в результате неправомерных действий (бездействий) ответчика не представлено, в удовлетворении иска о возмещении морального вреда также следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Верещагина Н.С. к муниципальному учреждению «Усть-Илимская центральная городская больница» о взыскании заработной платы, об установлении размера тарифной ставки (должностного оклада), компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья И.В. Балаганская

Решение вступило в законную силу: 23.07.2010 года.