Решение об отказе взыскания недополученной заработной платы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2010 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Шевченко Е.А.,

при участии:

истца Машеевой М.В.,

представителей ответчика Государственного учреждения здравоохранения - Иркутского областного противотуберкулезного диспансера:

Орехова К.В., действующего на основании доверенности .... от .. .. .... г., сроком действия доверенности до .. .. .... г. с полным объемом процессуальных прав;

Шиховой О.Г., действующей на основании доверенности .... от .. .. .... г., сроком действия доверенности до .. .. .... г. с полным объемом процессуальных прав,

в отсутствие:

представителей третьих лиц на стороне ответчика Министерства здравоохранения Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2639/2010 по иску Машеевой М.В. к Государственному учреждению здравоохранения - Иркутскому областному противотуберкулезному диспансеру о взыскании недополученной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска Машеева М.В. указала, что работает в ГУЗ ИО ПТД в должности с. по 3 разряду с .. .. .... г. на основании заключенного с нею трудового договора. Работодатель ежемесячно с .... . неправильно начисляет и выплачивает ей заработную плату. Просит суд взыскать в ее пользу с работодателя ГУЗ ИО ПТД недополученную сумму заработной платы в размере .... руб. за период с .. .. .... г. по .. .. .... г., приведя размер тарифной ставки (оклада) 1 разряда к минимальному размеру оплаты труда 4330,0 руб. с умножением его на межразрядный тарифный коэффициент, имевшийся у нее в спорный период, с суммированием полученного оклада с доплатой в размере 30% от оклада за непрерывный стаж в учреждениях здравоохранения, с доплатой 25% от оклада за вредность, с доплатой 25% от оклада за туб. больных, и с начислением на полученную сумму районного коэффициента 60% и надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50%. Обязать ответчика производить ей начисление заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда с учетом межразрядного коэффициента. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме .... руб.

Согласно поступившему в адрес суда и приобщенному к материалам дела письменному отзыву ГУЗ ИО ПТД за .... от .. .. .... г., представитель по доверенности Орехов К.В. указал, что в соответствии со ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы входят компенсационные выплаты, в том числе за работу в особых климатических условиях, а также все надбавки и доплаты. Следовательно, северные надбавки и районный коэффициент, а также стимулирующие выплаты и надбавки должны быть включены в заработную плату. В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В спорный период размер заработной платы истицы превышал минимальный размер оплаты труда, действовавший на тот момент. Кроме того, истицей пропущен срок исковой давности, предусмотренный ст. 392 ТК РФ. Истица ежемесячно до 10-го числа следующего месяца по окончании расчетного получала расчетные листы, в связи с чем была уведомлена о составе заработной платы. Заработная плата выплачивала истице до 10-го числа месяца следующего за отработанным. Кроме того, с истицей заключен трудовой договор, в котором также отражен размер заработной платы. В связи с чем срок для обращения в суд с иском подлежит исчислению с момента получения расчетных листов, либо с момента получения заработной платы, т.е. не позднее 10-го числа месяца следующего за расчетным. С учетом обращения истицы с заявлением в суд .. .. .... г., истица пропустила срок для обращения с требованием о взыскании зарплаты за период с .. .. .... г. по .. .. .... г.

Определением суда от .. .. .... г. производство по делу в части взыскания денежной компенсации морального вреда в сумме .... руб. прекращено в связи с принятием судом отказа от иска.

В судебном заседании истица заявленные исковые требования поддержала в полном объеме с учетом принятого судом отказа от иска в части. Просила взыскать с ответчика недополученную заработную плату за период с .. .. .... г. по .. .. .... г. в сумме .... руб. Дополнительно суду пояснила, что работодателем в спорный период производилось начисление ей заработной платы в нарушение норм действующего законодательства, т.к. размер тарифной ставки (оклада) 1 разряда не соответствовал минимальному размеру оплаты труда, действовавшему на период начисления. В связи с чем просит признать не соответствующим закону размер тарифной ставки 1 разряда, применяемый за основу ее заработной платы в период с .. .. .... г. по .. .. .... г., приведя его в соответствие с минимальным размером оплаты труда, установленного Федеральным законом, и произведя на него начисление компенсационных выплат и надбавок. Обязать работодателя производить ей начисление заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда с учетом межразрядного коэффициента. В удовлетворении ходатайства ответчика о применении срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, просила отказать, указав, что ей не были известны положения трудового законодательства и Федерального закона, определяющего минимальный размер оплаты труда. Кроме того, расчетные листы и заработная плата выдавались 15-го числа месяца следующего за расчетным. С указанного времени и подлежит исчислению срок, который ею пропущен не был.

Представители ответчика Государственного учреждения здравоохранения - Иркутского областного противотуберкулезного диспансера Орехов К.В., Шихова О.Г. в судебном заседании исковые требования истца не признали в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве от .. .. .... г. Поддержали ходатайство о применении к требованиям истца срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.

Суд, исследовав пояснения сторон в совокупности с письменными доказательствами, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из искового заявления, последнее поступило в суд .. .. .... года. Спорный период был определен истцом с .. .. .... года по .. .. .... года.

Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 Трудового Кодекса РФ, которая предусматривает, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Для споров по составу и размеру заработной платы ст. 392 ТК РФ установлены трехмесячные сроки со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В судебном заседании истица пояснила, что выдача расчетных листов, как и выплата заработной платы, производится один раз в месяц с 10 по 15 число каждого месяца, следующего за отработанным.

Представитель ответчика Орехов К.В. пояснил, что расчетные листы по заработной плате выдают ежемесячно каждого 10-го числа месяца следующего за отработанным. Заработная плата выплачивается по 10 число каждого месяца следующего за отработанным. В расчетных листах указан состав заработной платы и ее размер, указана тарифная ставка, все доплаты, фактически отработанное время, районный коэффициент и северная надбавка, общая сумма начисления заработной платы. Кроме того, с истцом заключен письменный трудовой договор, в котором также отражен размер оклада или тарифной ставки, т.е. истец о составе заработной платы по окончании каждого месяца уведомлен своевременно.

Судом было предложено ответчику представить доказательства, определяющие сроки выдачи расчетных листов, как и заработной платы, работникам Учреждения.

Представитель ответчика Орехов К.В. указал, что сроки выплаты заработной платы ранее были определены коллективным договором, который на день рассмотрения спора является недействующим, т.к. не был пролонгирован. Иные локальные акты, устанавливающие сроки выдачи расчетных листов и заработной платы в Учреждении отсутствуют.

Оценивая пояснения сторон и представленные ими доказательства, принимая во внимание сроки получения истцом расчетных листов на руки, сроки выплаты заработной платы, суд приходит к выводу, что срок для обращения с иском в суд об оспаривании размера начислений заработной платы подлежит исчислению с момента получения истцом на руки расчетных листов, либо с момента получения заработной платы, т.е. не позднее 15 числа каждого следующего за расчетным месяца.

Истец с исковым заявлением о взыскании недополученной заработной платы, исходя из действующего размера минимальной заработной платы с применением межразрядного коэффициента, обратился .. .. .... года. Следовательно, учитывая дату предъявления иска в суд, истец не пропустил установленный законом трехмесячный срок для обращения с иском в суд за период с .. .. .... года по .. .. .... года.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), конкретизируя названные положения Конституции, в качестве государственной гарантии по оплате труда работников определяет величину минимального размера оплаты труда.

В силу ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как установлено ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификация) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

До вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007г. № 54-ФЗ (т.е. до 01 сентября 2007г.), статья 133 ТК РФ предусматривала, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом, в норме закона присутствовала привязка оклада (ставки) к минимальному размеру оплаты труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года часть четвертая ст. 133 ТК РФ утратила силу (Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ).

Следовательно, с 1 сентября 2007г. организации, финансируемые из бюджетов субъектов Российской Федерации, освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

Согласно трудовому договору .... от .. .. .... г. Машеева М.В. работает в ГУЗ Иркутском областном противотуберкулезном диспансере на должности с.. Работнику установлен 3 разряд.

Согласно приказу от .. .. .... г. Машеевой М.В. должностной оклад установлен в соответствии с Единой тарифной сеткой по 3 разряду, процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50%, районный коэффициент 60%, доплата за вредность 25%, доплата за туберкулезных больных 25%.

Согласно Уставу ГУЗ Иркутского областного противотуберкулезного диспансера Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях оказания противотуберкулезной помощи населению, финансируемое за счет средств областного бюджета.

Как следует из трудового договора .... от .. .. .... г. истице устанавливается тарифная система оплаты труда.

Согласно Положению об оплате труда работников ГУЗ ИО ПТД, утвержденного .. .. .... г., ставки и оклады работникам устанавливаются на основе Единой тарифной сетки. Тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки определяется Федеральным законом. Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов ЕТС определяются Правительством РФ исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, установленного Федеральным законом, и тарифных коэффициентов. Должностной оклад работника формируется из оклада по соответствующему разряду оплаты труда ЕТС.

Постановлением администрации Иркутской области от 13.02.2008г. № 17-па «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» установлена с 1 января 2008г. тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области в размере 1404,15руб., утверждены с 01.01.2008г. межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений. Межразрядный тарифный коэффициент ЕТС по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области для 3 разряда составляет 1,09.

Постановлением Правительства Иркутской области от 13.03.2009г. № 69-пп «О повышении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» с 01 января 2009 года размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области, установленный постановлением администрации Иркутской области от 13 февраля 2008 года N 17-па "О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области" повышен в 1,14 раза.

Положением о порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Иркутской области, утвержденного Постановлением администрации Иркутской области от 16.12.2005г. № 195-па, установлены порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Иркутской области.

Согласно указанному выше Положению оплата труда работников учреждений здравоохранения осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области, с применением стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных настоящим Положением. Во всех случаях, когда в соответствии с настоящим Положением повышения тарифных ставок (окладов) и надбавки к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки предусматриваются в процентах, абсолютный размер каждого повышения и каждой надбавки исчисляется из размера тарифной ставки (оклада) без учета других повышений, надбавок и доплат. При наличии у работника учреждения здравоохранения права на стимулирующие и компенсационные выплаты одного вида (доплаты, надбавки, премии и другие) по различным основаниям, работнику учреждения здравоохранения производятся соответствующие выплаты только по одному из оснований по его выбору.

Получение заработной платы из тарифной ставки (оклада) 3 разряда в спорный период в установленных Постановлением Правительства Иркутской области от 13.03.2009г. № 69-ПП «О повышении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» размерах, истицей не оспаривался.

Из представленных истицей расчетным листкам за спорный период следует, что заработная плата истицы состоит: из тарифной ставки (оклада), исчисленного из размера тарифной ставки (оклада) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области 1 разряда с применением межразрядного тарифного коэффициента; из доплат, начисленных на них процентной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50% и районного коэффициента в размере 60%.

Размеры надбавок и стимулирующих выплат и их начисление истцом не оспаривается.

Из содержания искового заявления Машеевой М.В. следует, что требования истицы сводятся к приведению тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, и действовавшего в период начислений.

В соответствии с Уставом ГУЗ ИО ПТД является государственным учреждением и финансируется из средств бюджета Иркутской области.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (т.е. публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как было установлено выше, оплата труда работников ГУЗ ИО ПТД производится в соответствии Постановлениями Правительства Иркутской области, устанавливающих тарифные ставки (оклады) работникам государственных учреждений Иркутской области, и изданных на основании них приказов работодателя, заключенных трудовых соглашениях.

Следовательно, уровень оплаты работников ГУЗ ИО ПТД повышается при повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в соответствии с Постановлениями Правительства Иркутской области.

Приведение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, суд считает незаконным, поскольку этот вопрос относится в силу ТК РФ к ведению работодателя, устанавливающего систему оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда). Иное бы толкование закона не только нарушит публичные интересы, но и допустит нарушение единства судебной практики.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева, Хисаевой и Юмагулова на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Федеральный закон от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» наряду с повышением минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ. Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда, и признав утратившей силу норму ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Следовательно, не подлежит удовлетворению требование истицы о понуждении работодателя об оплате труда в соответствии с требованиями о минимальном размере оплаты труда с учетом квалификации труда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Машеевой М.В. к Государственному учреждению здравоохранения - Иркутскому областному противотуберкулезному диспансеру о взыскании недополученной заработной платы отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья Н.С. Банщикова

Решение вступило в законную силу: 31.08.2010г.