Решение о взыскание недополученной заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июня 2010 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Ларионовой В.В.,

при секретаре Брюхановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1930/2010 по иску Катаевой Л.А. к Областному государственному учреждению социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района» о взыскании недополученной заработной платы, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска истица Катаева Л.А. указала, что работает в Областном государственном учреждении социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района» социальным работником.

16 февраля 2010 года ей была взыскана недоначисленная заработная плата и отпускные, заработная плата в связи с временной нетрудоспособностью за период с 01.02.2008 года по 30.11.2009 г. в размере ***, проценты за несвоевременную выплату заработной в размере *** коп., тем не менее ответчик продолжает выплачивать ей заниженный размер заработной платы. Вышеуказанное решение вступило в законную силу 09 апреля 2010 года.

Её трудовые отношения с ответчиком регулируются трудовым договором, заключенным между нею и ответчиком 22 января 2008 года № 04.

Её должностной оклад составляет 2029 руб. 73 коп. также производится доплата к окладу в виде доплаты за опасные и тяжёлые условия труда в размере 304 руб.46 коп., доплата за сложность и напряженность в размере 202 руб. 97 коп.

Общая сумма задолженности составляет с 01 февраля по 30 апреля 2010 года в феврале 2010 г. *** коп., марте 2010 года ***., апреле 2010 года ***. всего ***

Заявлением от 09 июня 2010 года Катаева Л.А. изменила исковые требования в части взыскания недоначисленной заработной платы за период с 01 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года с суммы *** руб., данная сумма ею изменена в связи с расчетом в части оплаты больничного листа.

Так же от истицы поступило ходатайство о взыскании с ответчика в её пользу расходов по оплате услуг представителя в размере *** руб.

Считает, что её заработная плата с февраля 2010 года не выплачивалась ей в полном объеме, на получение которой она имеет право в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ минимальный размер заработной платы должен составлять с 01.01.2009 года 4330 рублей, что с учетом районного коэффициента и северных надбавок в г. Усть-Илимске составляет 9093 руб.

Таким образом, работодатель неправомерно производил ей заниженное начисление заработной платы, предусмотренное законодательством и условиями трудового договора, что подтверждается расчетными листами.

Просит признать незаконным выплату ей заработной платы работодателем с 01 февраля 2010 года по 30 апреля 2010 года в размере менее установленного Федеральным законом « О минимальном размере оплаты труда» № 82 ФЗ от 19.06.2000 г. с последующими изменениями, внесенными Федеральным законом от 24.06.2008 г. № 91 -ФЗ, установившим с 01 января 2009 года МРОТ в размере 4330 руб. без учета районного коэффициента и северной надбавки.

Взыскать с ответчика в её пользу недоначисленую заработную плату с 01 февраля 2010 года по 30 апреля 2010 года в размере ***

Обязать ответчика производить ежемесячное начисление заработной платы ей с 01 мая 2010 года в размере не ниже установленного Федеральным законом « О минимальном размере оплаты труда» с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки.

Взыскать судебные издержки в виде оплаты услуг представителя в размере *** руб. и за составление искового заявления в размере *** руб., всего *** руб.

Истица в судебное заседание не явилась, согласно заявлению от 10 июня 2010 года просит дело рассмотреть в ее отсутствие с участием её адвоката Гусаровой Н.Т. На иске настаивает.

В судебном заседании представитель истицы Гусарова Н.Т. действующая на основании ордера просила суд исковые требования истицы удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Матлахова А.Г. действующая на основании доверенности с полным объемом прав исковые требования истицы не признала и просит суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.

В случае удовлетворения требований, освободить от уплаты госпошлины, поскольку ОГУСО «КЦСОН г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района» является бюджетным учреждением.

От третьего лица на стороне ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возражений по иску не поступило

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно трудового договора № *** от **.**.**** года Катаева Л.А. была принята на работу в ОГУСО «КЦСОН г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района»

социальным работником в специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому с 36-часовой рабочей неделей, с окладом по 5 разряду ЕТС, 50% северной надбавкой, районным коэффициентом, 15% за работу с опасными и особо тяжелыми условиями труда и 15% стимулирующей надбавки.

Исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Ранее действовавшей частью четвертой ст. 133 ТК РФ было предусмотрено, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

С 1 сентября 2007 года часть четвертая ст. 133 ТК РФ утратила силу - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Следовательно, с 1 сентября 2007 г. организации, финансируемые из местных бюджетов, освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

Согласно ст.1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 сентября 2007 г. составляет 2300, а с 1 января 2009 года составляет 4330 рублей в месяц (ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008г. № 91-ФЗ).

Согласно приказу № 10-к от 22.01.2008 г. Катаева Л.А. принята в специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому социальным работником по 5 разряду ЕТС с установлением тарифной ставки 1548 руб. 23 коп., 50 процентов северной надбавки, районного коэффициента, 15 % за работу с опасными и особо тяжелыми условиями труда и 15 % стимулирующей надбавки л.д. 38).

Аналогичные условия оплаты труда указаны в пункте 6.1 Трудового договора л.д.37).

Иных условий оплаты труда указанный трудовой договор не содержит.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определениях от 01.10.2009 г. № 1160-О-О, от 17.12.2009 г. № 1557-0-0, основным назначением МРОТ в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени. Федеральный законодатель существенно увеличив МРОТ и признав утратившей силу часть 4 статьи 133 ТК РФ, предусматривавшей установление оклада (тарифной ставки) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях, были сохранены в неизменном виде.

Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Таким образом, в состав МРОТ не включаются доплаты за работу в особых условиях, которые должны начисляться к минимальной оплате труда. Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, где речь идет о доплатах к заработной плате. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.

Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренными статьями 146-148 ТК РФ. Дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат. Также в состав МРОТ должны включаться различного рода стимулирующие надбавки, в том числе за сложность, за качественные показатели труда.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет с 1 января 2009 года 4 330 рублей в месяц.

Согласно статьям 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Усть-Илимск и Усть-Илимский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Как следует из расчетных листков, размер районного коэффициента и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, у Катаевой Л.А. составляет соответственно 60% и 50%.

Следовательно, минимальный размер её заработной платы при выполнении нормы рабочего времени не может быть ниже 9093 руб. (4330 руб. + 50% процентная надбавка + 60% районный коэффициент).

Согласно расчетным листкам за февраль, март, апрель 2010 года, расчетной ведомости заработная плата начислялась по следующим видам: повременная оплата по тарифной ставке, надбавка за вредность, опасные и тяжелые условия труда, доплата за праздничные и выходные.

Истицей произведен расчет недоначисленных сумм заработной платы за февраль, март, апрель 2010г. с учетом уточненных исковых требований в сумме *** руб. *** коп. За основу расчета принят МРОТ с повышением на надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Согласно расчету работодателем недоначислено истице заработной платы в спорный период, в том числе:

в феврале 2010 года: 9093 руб. - 5328,04 руб. = *** руб.;

в марте 2010 года: 9093 руб. - 5328, 04 руб. = *** руб.

в апреле 2010 года: с учетом больничного листа 10564, 83 руб. - 5911,32 руб. = *** руб.

Также подлежат удовлетворению и требования истца об обязании ответчика производить начисление заработной платы истице в соответствии с МРОТ.

Обсуждая требования истца о взыскании с ОГУСО ««Комплексный центр социального обслуживания населения г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района» в её пользу судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей, за составление искового заявления суммы в размере 1500 руб. судом учитывается следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд считает, что фактически понесенные истцом расходы по оплате помощи представителя подлежат возмещению в размере 5000 руб., поскольку именно такой размер, по мнению суда, является разумным, обусловленным конкретными обстоятельствами, объемом оказанных услуг и ценностью подлежащего защите права. В данном случае оспаривалось право Катаевой Л.А. на достойную оплату труда, провозглашенное Конституцией Российской Федерации (ст.37 Конституции Российской Федерации). В то же время ответчики не представили суду доказательств чрезмерности взыскиваемых расходов по оплате услуг адвоката.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Учитывая объем работы представителя истца Гусаровой Н.Т. по настоящему делу - составление мотивированного искового заявления, сложных математических расчетов, заявления об увеличении размера исковых требований, представление интересов истца в суде путем участия в подготовке дела к судебному разбирательству и судебных заседаниях (всего 4 раза), суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу Катаевой Л.А. расходы на оплату услуг представителя и за составление искового в заявлении *** руб. всего *** рублей.

Ответчика от уплаты госпошлиы освободить.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Катаевой Л.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Областного государственного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района» в пользу Катаевой Л.А. недополученную заработную плату за период с 01 февраля 2010 г. по 30 апреля 2010 года в размере *** руб. *** коп.

Взыскать с Областного государственного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района» в пользу Катаевой Л.А. расходы по оплате услуг представителя в размере *** руб., за подготовку искового заявления в размере *** руб., всего *** руб.

Обязать Областное государственное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района» производить ежемесячное начисление заработной платы Катаевой Л.А. с 01 мая 2010 года в размере не ниже установленного Федеральным законом « О минимальном размере оплаты труда» с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки.

Ответчика от уплаты госпошлины освободить.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в 10 дневный срок со дня постановления решения в окончательной форме.

Судья:

Решение вступило в законную силу: 18.08.2010