РЕШЕНИЕ | |
Именем Российской Федерации | |
17 сентября 2010 года | г. Усть-Илимск |
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: | |
председательствующего судьи Банщиковой Н.С., | |
при секретаре судебного заседания Шевченко Е.А., | |
с участием помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Кулик К.В., | |
в присутствии: заявителя Лапшинова Э.В., заинтересованного лица Канделаки Д.А., | |
представителя заинтересованного лица Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии Ивановой Т.Л., | |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3086/2010 по заявлению Лапшинова Э.В. об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, | |
УСТАНОВИЛ: | |
В обоснование заявления Лапшинов Э.И. указал, что решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии (далее по тексту УИ РТИК) от .. .. .... г. за .... он зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» шестого созыва по многомандатному избирательному округу .... . Решением комиссии за .... от .. .. .... г. по этому же избирательному округу кандидатом зарегистрирован Канделаки Д.А., который представил в комиссию для регистрации два подписных листа, в которых содержится 15 подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения. Считает, что представленные Канделаки Д.А. подписи избирателей являются недействительными, т.к. во всех строках подписных листов все цифровые записи дат внесения подписей проставлены избирателями не собственноручно, а другим лицом, предположительно самим Канделаки Д.А., что влечет 100% недействительность подписей. Просит отменить решение Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии от .. .. .... года .... о регистрации Канделаки Д.А. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» шестого созыва по многомандатному избирательному округу .... . В судебном заседании заявитель Лапшинов Э.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Председатель Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии Иванова Т.Л. в судебном заседании пояснила, что .. .. .... г. УИ РТИК была уведомлена гражданином Канделаки Д.А. о согласии баллотироваться в депутаты Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» шестого созыва по избирательному округу .... в порядке самовыдвижения с представлением соответствующих документов. .. .. .... г. в УИ РТИК Кандераки Д.А. были представлены документы, необходимые для регистрации кандидатом, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве 1 папки с 15 подписями. Решением УИ РТИК от .. .. .... г. .... была образована рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в УИ РТИК и утверждено Положение о ней. В соответствии с Решением УИ РТИК .... от .. .. .... г. установлено, что проверке подлежит 100% подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата в депутаты в Думу МО «УИ район» и соответствующих им данных об избирателях, содержащихся в подписных листах, представленных для регистрации кандидата. .. .. .... г. состоялось заседание рабочей группы по проверке достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, где проверке подлежали все 15 представленных кандидатом сведений об избирателях, по результатам которой рабочая группа рекомендовала УИ РТИК зарегистрировать Канделаки Д.А. кандидатом в депутаты Думы МО «УИ район». .. .. .... г. был составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, представленных в поддержку выдвижения кандидата. Недостоверных и недействительных подписей выявлено не было. К проверке подписных листов по запросу УИ РТИК привлекался эксперт из числа специалистов органов внутренних дел. Однако такая кандидатура не была рекомендована, в связи с чем эксперт в составе рабочей группы участия не принимал. Решением УИ РТИК .... от .. .. .... г. Канделаки Д.А. был зарегистрирован кандидатом в депутаты в Думу МО «УИ район» шестого созыва по многомандатному избирательному округу .... . Считает, что УИ РТИК не были допущены нарушения избирательного законодательства при вынесении решения о регистрации Канделаки Д.А. кандидатом в депутаты Думы МО «УИ район». В судебном заседании Канделаки Д.А. возражал против доводов, изложенных Лапшиновым Э.В. Суду пояснил, что в представленных им подписных листах нарушений требований закона о собственноручном внесении избирателями в подписные листы подписи и даты ее внесения допущены не были. Во всех строках подписных листов все цифровые записи дат внесения подписей, как и сами подписи, были проставлены избирателями собственноручно. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление Лапшинова Э.В. подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление Лапшинова Э.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 3 статьи 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу. В судебном заседании установлено, что Лапшинов Э.В. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» шестого созыва по многомандатному избирательному округу .... , что подтверждается решением УИ РТИК от .. .. .... г. .... . В соответствии с Постановлением избирательной комиссии Иркутской области за .... от .. .. .... г. была сформирована Усть-Илимская районная территориальная избирательная комиссия. Постановлением избирательной комиссии Иркутской области за .... от .. .. .... г. полномочия избирательной комиссии муниципального образования Усть-Илимский район были возложены на Усть-Илимскую районную территориальную избирательную комиссию. Постановлением избирательной комиссии Иркутской области за .... от .. .. .... г. председателем Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии назначена Иванова Т.Л. Решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за .... от .. .. .... г. полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов .... по выборам депутатов Думы МО «Усть-Илимский район» шестого созыва были возложены на Усть-Илимскую территориальную избирательную комиссию. Решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за .... от .. .. .... г. утверждены в границах МО «Усть-Илимский район» три многомандатных избирательных округа для проведения выборов депутатов Думы МО «Усть-Илимский район» шестого созыва. Решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за .... от .. .. .... г. утверждена рабочая группа по приему и проверке избирательных документов. Решением Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» пятого созыва за .... от .. .. .... года назначены выборы депутатов Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» шестого созыва на .. .. .... года. Согласно заявлению от .. .. .... г. Канделаки Д.А. дал согласие баллотироваться в депутаты Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» шестого созыва по избирательному округу .... как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения. В связи с подачей соответствующего заявления для регистрации кандидатом Канделаки Д.А. были представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве 1 папки с 15 подписями избирателей. .. .. .... года решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за .... Канделаки Д.А. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» шестого созыва по избирательному округу .... . Основанием к регистрации послужило представленные подписи избирателей. В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии. Согласно пункту 6 статьи 76 указанного выше Закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии с пунктом 5 статьи 109 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003г. Федеральным законом решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом. В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием к отказу в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичная норма содержится в подпункте 5 пункта 3 статьи 60 Закона Иркутской области от 11.12.2003 N 72-оз "О муниципальных выборах в Иркутской области", согласно которой основанием к отказу в регистрации является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными. Предусматривая такие основания, в подпункте 6 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" установлено, что недействительными считаются подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно (за исключением случаев, установленных настоящим Законом). В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Пунктом 8 статьи 56 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" предусмотрены аналогичные положения. В соответствии с п. 2 ст. 56 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 1 процент от числа зарегистрированных избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов, но не менее десяти подписей. В соответствии с решением УИ РТИК за .... от .. .. .... г. установлено, что в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей избирателей, количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты в Думу МО «Усть-Илимский район» шестого созыва составляет 11 подписей избирателей. Максимальное количество подписей избирателей составляет 15 подписей. Проверке подлежит 100% подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата в депутаты Думы МО «Усть-Илимский район» шестого созыва. Из представленной ведомости проверки достоверности подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных в поддержку выдвижения кандидата Канделаки Д.А. от .. .. .... года, следует, что рабочей группой проверены 15 подписи избирателей. В ходе проверки нарушений не выявлено. В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Канделаки Д.А. от .. .. .... года, было заявлено и представлено 15 подписей избирателей, проверено 15 подписей избирателей, Достоверными признаны 15 подписей. Согласно статье 60 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" комиссия, определяющая результаты в округе, не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. Основаниями отказа являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных или недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. В соответствии с п. 44 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002г. № 67-ФЗ недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа. В соответствии со ст. 59 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" на избирательную комиссию возлагается обязанность по проведению проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, которая в силу своих полномочий может своим решением создавать для выполнения возложенных на нее задач рабочие группы. Функции избирательной комиссии по проверке достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, вытекает из положений ст. 58 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области", согласно которой кандидат после представления документов вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, за исключением подписных листов с подписями избирателей, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Федерального закона, настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Следовательно, в случае выявления избирательной комиссией оснований, подвергающих сомнению действительность подписи избирателя, как и дату собственноручного внесения избирателем подписи, избирательная комиссия должна провести проверку, результатом которой будет заключение с достоверностью подтверждающее выводы о недействительности (недостоверности) подписей. Согласно письму .... и .... от .. .. .... г. Усть-Илимская РТИК обратилась в УВД по г. Усть-Илимску и ОВД по Усть-Илимскому району о предоставлении кандидатуры для включения в Рабочую группу для проверки избирательных документов. Действия Усть-Илимской РТИК соответствуют положениям ст. 59 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области", согласно которой Комиссия для проведения проверки подписей избирателей, содержащихся подписных листах, может к такой проверке привлекать экспертов из числа специалистов органов внутренних дел. Право оценки обстоятельств, являющихся основанием для признания подписи недействительной или недостоверной, принадлежит в силу закона органу, проводящему проверку подписных листов кандидата, - избирательной комиссии, которая должна располагать для этого бесспорными, полными и конкретными данными о характере и количестве имеющихся расхождений действительных данных избирателя с указанными в подписных листах. Из пояснений председателя УИ РТИК Ивановой Т.Л. следует, что такой специалист направлен не был и участия в рабочей группе не принимал. При этом при проведении проверки рабочая группа недостоверных или недействительных подписей не установила. Как указывалось выше, в соответствии со статьей 56 пунктом 8 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области", подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель не может самостоятельно расписаться в подписном листе в связи с физическим недостатком, существующим после его возникновения постоянно и независимо от воли избирателя (слепота, отсутствие пальцев рук, иные недостатки), он вправе воспользоваться помощью другого избирателя. Лицо, оказавшее помощь избирателю, делает соответствующую оговорку в подписном листе и расписывается с указанием своей фамилии, имени и отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии, номера, даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Привлеченный к участию в деле в качестве специалиста старший эксперт Отдела .... Экспертно-криминалистического центра ГУВД по Иркутской области МВД России З. для оказания непосредственной технической помощи и получения консультации на основании произведенного исследования подписей и цифровых записей в подписных листах кандидата Канделаки Д.А. пояснил, что исследованию были подвергнуты цифровые записи дат внесения подписей избирателей в поддержку кандидата, и проведен их сравнительный анализ с иными цифровыми записями, содержащимися в подписных листах, выполненных лично Канделаки Д.А. как сборщиком подписей, а также с цифровыми записями, выполненными Канделаки Д.А. и содержащихся в иных документах, заполненных им лично и представленными в УИ РТИК. В результате исследования было установлено совпадение почерка, которым были выполнены цифровые записи в подписных листах в графе «Подпись и дата ее внесения», с почерком, которым были заполнены подписные листы, что свидетельствует о том, что цифровые записи дат внесения подписей в подписных листах выполнены лично Канделаки Д.А. Оценивая достоверность выводов специалиста, суд находит их состоятельными. У суда отсутствуют основания ставить под сомнение выводы опрошенного специалиста, поскольку из его пояснений установлено, что З. работает в должности с. Отдела .... Экспертно-криминалистического центра ГУВД по Иркутской области МВД России с .... . Опыт его работы по проведению почерковедческих экспертиз составляет свыше .... лет. Кроме того, З. имеет право на основании свидетельства самостоятельно производить судебные экспертизы, в том числе почерковедческие. Таким образом, выводы избирательной комиссии о признании подписей избирателей в поддержку кандидата Канделаки Д.А. достоверными, не были основаны на заключении эксперта, и носили предположительный характер, что указывает на вероятность выводов. При таких обстоятельствах суд не может согласиться с выводом избирательной комиссии о том, что подписи являются достоверными. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решение Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за .... от .. .. .... года о регистрации Канделаки Д.А. кандидатом в депутаты Думы МО «Усть-Илимский район» шестого созыва по многомандатному избирательному округу .... является не законным, а потому подлежит отмене. Руководствуясь статьями 194-198, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Лапшинова Э.В. об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата удовлетворить. Признать незаконным решение Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за .... от .. .. .... года о регистрации Канделаки Д.А. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» шестого созыва по многомандатному избирательному округу .... . Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 5 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Усть-Илимский городской суд. Судья Н.С. Банщикова Решение вступило в законную силу: 23.09.2010г. |