Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2010 года Усть-Илимский городской суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Зандановой С.Г.
при секретаре Гайдукевич Н.М.
с участием истца Мартыновой А.А.,
представителя истца адвоката Рожковой А.В., действующей по ордеру
№ от ** ** ****,
представителя ответчика Саниной О.И., действующей по доверенности №-** ** **** от ** ** ****,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усть-Илимске
гражданское дело № 2-1986-2010 по иску Мартыновой А.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе о признании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, понуждении к выдаче государственного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование иска истица указала, что ** ** **** у неё родился сын М.И.А.. ** ** **** года сын умер, о чем ** ** **** года отделом по Усть-Илимскому району и г.Усть-Илимску управления службы ЗАГС Иркутской области была составлена запись акта о смерти № и выдано свидетельство о смерти №. ** ** **** года у неё родился сын М.А.А., о чем ** ** **** года этим же отделом Управления ЗАГС была составлена акта о рождении № и выдано свидетельство №.
После рождения второго ребенка она обратилась в УПФ РФ (ГУ) Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району (далее по тексту УПФ РФ) с заявлением о выдаче государственного сертификата на получение материнского капитала. Однако, ** ** **** УПФ РФ вынесло уведомление об отказе в выдаче государственного сертификата по причине отсутствия в приложении к ее заявлению свидетельства о рождении первого умершего ребенка. Вместо свидетельства о рождении первого ребенка была приложена справка о рождении формы №. В уведомлении указано, что справка не является документом, подтверждающим рождение ребенка.
Истица не согласилась с решением УПФ РФ, так как считала, что имеет право на получение такого сертификата как женщина, родившая второго ребенка после 1 января 2007 года. ФЗ РФ от 29.12.2006 № 256-ФЗ не предусмотрено требование о предоставлении именно свидетельства о рождении ребенка. Речь идет только о подтверждении факта рождения детей. Просила признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району Иркутской области в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району выдать ей государственный сертификат на получение материнского капитала.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования.
Представитель ответчика Маловинский С.В. в письменных возражениях по иску указал, что ФЗ РФ № 256-ФЗ от 26.12.2006 дает право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий этим семьям, обеспечивающих достойную жизнь. Для получения сертификата недостаточно только факта рождения второго и последующего ребенка, но необходимо наличие двух и более детей в семье. При этом на дату обращения за получением сертификата дети должны быть живы.
Согласно пункту 5 Правил подачи заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года № 876, заявление подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей. В соответствии со статьей 23 ФЗ РФ «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим рождение ребенка, является свидетельство о рождении, на основании которого в силу статьи 5 ФЗ РФ от 29.12.2006 № 256-ФЗ вносятся сведения в регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в форме выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При обращении в УПФ РФ истицей не было представлено свидетельство о рождении первого ребенка, очередность рождения которого влияет на установление права. Учитывая, что законодатель указал перечень тех необходимых документов, которые должны быть предоставлены вместе с заявлением о выдаче сертификата, а также обязал ведение государственного регистра, в который вносятся сведения не только о лице, имеющем право на дополнительные меры, но и сведения о детях с указанием реквизитов свидетельств о рождении, УПФ РФ лишено возможности вынести положительное решение по обращению Мартыновой А.А. В удовлетворении иска просил отказать л.д.23).
Представитель ответчика Санина О.И. поддержала приведенные письменные возражения.
Исследовав объяснения истицы, представителя ответчика, материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее по тексту ФЗ РФ № 256) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, когда средства материнского (семейного) капитала направляются на погашение процентов и (или) займа, полученного на строительство (приобретение) жилого помещения.
Частью 2 статьи 3 ФЗ РФ № 256 предусмотрен закрытый перечень случаев, наличие которых исключает возникновение указанного права, а именно при получении материнского капитала у конкретного лица не учитываются дети, в отношении которых данное лицо лишено родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данного лица.
Таким образом, в рассматриваемом случае необходимым условием для возникновения права истицы на получение дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала является рождение второго ребенка, являющегося гражданином России, начиная с 1 января 2007 года, и в отношении обоих детей истица не лишена родительских прав.
Как следует из свидетельства о рождении серии № от ** ** ****, выданного отделом по Усть-Илимскому району и г. Усть-Илимску управления службы ЗАГС Иркутской области, у Мартыновой А.А., гражданки РФ, ** ** **** года родился сын М.А.А.. Отец ребенка М.А.П. также является гражданином РФ л.д.8).
Согласно справке о рождении № от ** ** **** и свидетельству о смерти серии № от ** ** ****, выданных отделом по Усть-Илимскому району и г. Усть-Илимску управления службы ЗАГС Иркутской области, Мартынова А.А. ** ** **** года родила сына М.И.А., который умер ** ** **** года, то есть на первой неделе жизни. Отцом ребенка является М.А.П. л.д.6-7).
Как видно из заявления Мартыновой А.А. от ** ** ****, она просила выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка л.д.22-23). Согласно решению УПФ РФ в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе от ** ** **** за № в выдаче сертификата было отказано по тем основаниям, что справка о рождении первого ребенка, представленная заявителем, не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка (детей), при установлении права на материнский капитал л.д.20-21).
Действительно, согласно части 2 статьи 4, части 2 статьи 5 ФЗ РФ № 256 и принятым на основании данного Закона Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 в редакции постановления от 22.09.2008 № 709, для реализации своего права на получение материнского капитала женщине необходимо представить свидетельства о рождении детей; реквизиты свидетельств вносятся в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Вместе с тем, в соответствии с положениями, закрепленными в статье 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в статьях 3, 6, 8 и главе второй Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года № 143-ФЗ, свидетельство о рождении является документом, подтверждающим факт государственной регистрации рождения ребенка. В силу пункта 2 статьи 20 настоящего Федерального закона РФ в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится одновременно государственная регистрация его рождения и смерти. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации. Форма такого документа ( справка формы № 26) утверждена Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния".
Документом, подтверждающим факт рождения у Мартыновой А.А. первого ребенка, является справка формы 26 о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, выданная по её просьбе ** ** **** на основании записи акта о рождении ребенка за № от ** ** ****, составленной отделом записи актов гражданского состояния по Усть-Илимскому району и г. Усть-Илимску управления службы ЗАГС Иркутской области л.д.6).
Ссылка представителя ответчика на то, что ФЗ РФ № 256-ФЗ от 26.12.2006 дает право на дополнительные меры государственной поддержки семьям, которые имеют два и более детей, противоречит смыслу данного Закона. Согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006, в соответствии с которым позднее был принят указанный выше Федеральный закон № 256-ФЗ, дополнительные меры государственной поддержки в виде первичного, базового материнского капитала, были направлены на поднятие статуса женщины, принявшей решение родить второго ребенка, а также на реализацию программы стимулирования, повышения рождаемости.
Ограничение основанного на законе интереса женщины на реализацию данного права путем получения государственного сертификата из-за невозможности представления свидетельства о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, нарушает нормы статей 17, 18, 55 Конституции Российской Федерации, признающих и гарантирующих права и свободы человека и гражданина, которые являются непосредственно действующими и не могут быть произвольно ограничены без достаточных к тому оснований.
В силу части 6 статьи 5 ФЗ РФ № 256-ФЗ основанием для отказа к выдаче сертификата на материнский капитал являются: отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекращение права на такие меры по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки.
Судом проверено наличие оснований, препятствующих выдаче Мартыновой А.А. сертификата на материнский капитал. Как видно из справки информационного центра ГУВД Иркутской области от ** ** ****, в отношении истицы отсутствуют сведения о привлечении её к уголовной ответственности л.д.31). Согласно информации Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Усть-Илимску и Усть-Илимскому району от ** ** **** № сведений в отношении истицы о лишении либо ограничении её в родительских прав не имеется л.д.15).
Как видно из свидетельства о рождении М.А., справки о рождении М.И., паспортов их родителей, оба ребенка по факту рождения являлись гражданами России.
Таким образом, поскольку факт рождения у Мартыновой А.А. второго ребенка после 01.01.2007 подтвержден соответствующим свидетельством о рождении; очередность рождения второго ребенка подтверждена справкой о рождении первого ребенка, выданной на основании записи в акте гражданского состояния, постольку Мартынова А.А. приобрела соответствующее право на дополнительные меры государственной поддержки.
Обязанность по выдаче государственного сертификата на материнский капитал согласно статье 8 ФЗ РФ № 256 лежит на территориальном органе УПФ РФ, каковым является ответчик. Поэтому, он обязан в силу настоящего решения выдать истице сертификат на материнский капитал.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мартыновой А.А. удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе от ** ** **** года за № об отказе в выдаче Мартыновой А.А. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе выдать Мартыновой А.А. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка после 01.01.2007.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Усть-Илимский городской суд.
Председательствующий судья С.Г.Занданова
Решение вступило в законную силу 18.08.2010г.