Решение о взыскании заработной платы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июля 2010 года г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Лысановой Ж.Н.,

при секретаре Иконниковой И.С.,

в отсутствие истца Гацко Н.Н.,

представителей ответчиков - финансового управления администрации г. Усть-Илимска, Управления образования администрации г. Усть-Илимска,

в присутствии представителя ответчика - муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» Московских Т.Н., действующей на основании доверенности **** от **.**.****г. сроком действия три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2401-2010 по иску Гацко Н.Н. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 11», финансовому управлению администрации г. Усть-Илимска, Управлению образования администрации г. Усть-Илимска о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Гацко Н.Н. просит суд признать незаконным выплату ему заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда без учета компенсационных выплат, взыскать с работодателя - МОУ «СОШ № 11» сумму недоначисленной и невыплаченной ему заработной платы за период с **.**.****г. по **.**.****г. в размере ****, 87 руб., обязать работодателя производить с **.**.****г. начисление и выплату заработной платы ежемесячно при условии выработки нормы рабочего времени в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки.

В обоснование иска указал, что работает в МОУ «СОШ № 11» с **.**.****г. лаборантом. Согласно тарификации на 2009-2010 учебный год ему установлен должностной оклад (тарифная ставка) в размере **** руб. с выплатой районного коэффициента за работу местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 60% должностного оклада, и процентной надбавки к заработной плате за работу в этой местности в размере 50% должностного оклада, а также доплаты 5% оклада согласно постановлению администрации г. Усть-Илимска № 112 от 18.03.2008г. Считает, что работодатель в период с 01.02.2010г. по 30.04.2010г. начислял и выплачивал заработную плату не в полном объеме, в размере менее установленного федеральным законом. Он работает в условиях нормального режима рабочего времени (36 часов в неделю - ст.91 ТК РФ). Согласно расчетным листкам за февраль-апрель 2010г. в состав его заработной платы включены оплата по окладу, районный коэффициент, северная надбавка, другие выплаты. Срок выплаты заработной платы установлен коллективным договором до 25 числа каждого месяца. Расчетные листы выдаются до 10 числа каждого месяца за предыдущий. О нарушении своего права на выплату заработной платы в размере менее установленного истец мог узнать только после получения заработной платы, т.е. после 25 числа. Поэтому исковые требования с учетом срока, установленного ст.392 ТК РФ, предъявлены за период с **.**.****г. Всего за период с **.**.****г. по **.**.****г. задолженность составила **** руб.87 коп.

В судебное заседание Гацко Н.Н. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель финансового управления администрации г. Усть-Илимска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.

Представитель Управления образования администрации г. Усть-Илимска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил письменные возражения по иску, в которых указал, что размеры тарифных ставок определены постановлением главы администрации г. Усть-Илимска от 18 марта 2008 года № 112 «Об установлении с 01.02.2008г. тарифных ставок (окладов) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск». Установленная система оплаты труда соответствует требованиям действующего законодательства, осуществляется подготовительный этап к переходу на новую систему оплаты труда. Суммы расходов на выплату районного коэффициента, северной надбавки относятся к расходам на оплату труда в полном размере, то есть должны быть включены в заработную плату. Просит в иске Гацко Н.Н. отказать.

Представитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» Московских Т.Н. в судебном заседании исковые требования Гацко Н.Н. не признала, ссылаясь на то, что в соответствии с коллективным договором (п.п.4.1.2) оплата труда производится на основании Единой тарифной сетки для бюджетных организаций, постановления главы администрации г. Усть-Илимска от 18 марта 2008г. № 112 «Об установлении с 01.02.2008г. тарифных ставок (окладов) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск». В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 отраслевого соглашения между Усть-Илимской городской общественной организацией - профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации, работодателями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных учреждений дополнительного образования детей, Управлением образования администрации г. Усть-Илимска от 23.04.2009г. установлено, что в муниципальных общеобразовательных учреждениях устанавливается тарифная система оплаты труда, тарифные ставки и оклады устанавливаются в соответствии с разрядами ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы, будет осуществляться переход на новую систему оплаты труда. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» является муниципальным учреждением, финансируется из бюджета муниципального образования город Усть-Илимск и областной субвенции. В соответствии со ст. ст. 6, 162 Бюджетного кодекса РФ школа как получатель бюджетных средств обязана исполнять бюджетную смету, принимать и исполнять бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов. Заработная плата работников школы относится к бюджетным обязательствам субъекта Российской Федерации (ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»). В целом ежемесячно начисленная и выплаченная истцу заработная плата превышает размер МРОТ (4330 руб.), что подтверждается расчетными листками. Довод истца о том, что он мог узнать о нарушении своего права только после получения второй части заработной платы за отработанный месяц, т.е. после 25 числа, несостоятелен. Минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 руб. в месяц установлен Федеральным законом от 24.06.2008г. с 01.01.2009г., текст закона опубликован в «Парламентской газете» от 03.07.2008г., в «Российской газете» от 28.06.2008г., в Собрании законодательства РФ от 30.06.2008г. Неосведомленность истца по поводу своих прав на обжалование не может являться уважительной причиной пропуска срока обращения в суд с индивидуальным трудовым спором. Истец ежемесячно с 3 по 10 число каждого месяца получает расчетные листки, в которых указан состав заработной платы и её размер (тарифная ставка (оклад), фактически отработанное время, все доплаты за месяц, районный коэффициент, северная надбавка, общая сумма начисления заработной платы). То есть истец был своевременно, с 3 по 10 марта 2010г., осведомлен о составе своей заработной платы за февраль 2010г., и без уважительных причин пропустил срок для взыскания заработной платы за февраль 2010г. Просит в иске Гацко Н.Н. отказать в полном объеме.

Исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Истец Гацко Н.Н. работает в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» с **.**.****г. рабочим по комплексному обслуживанию здания (трудовой контракт **** от **.**.****г., копия трудовой книжки в материалах дела).

Как следует из искового заявления Гацко Н.Н., оно поступило в суд **.**.**** года. Спорный период определен истцом с **.**.**** года по **.**.**** года.

Доводы представителя ответчика о том, что истец пропустил трехмесячный срок обращения в суд с иском о взыскании заработной платы за февраль 2010г., суд находит необоснованными.

Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 Трудового Кодекса РФ, которая предусматривает, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Для споров по составу и размеру заработной платы ст. 392 ТК РФ установлены трехмесячные сроки со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Представитель ответчика МОУ «СОШ №11» в судебном заседании пояснила, что расчетные листы по заработной плате в школе выдают ежемесячно до 10-го числа следующего месяца по окончании каждого расчетного месяца. В расчетных листах указан состав заработной платы и её размер - указана тарифная ставка, все доплаты, фактически отработанное время, районный коэффициент и северная надбавка, общая сумма начисления заработной платы. Истцом эти обстоятельства не опровергнуты. Однако суд считает возможным восстановить срок для обращения в суд с иском о взыскании заработной платы за февраль 2010г., поскольку с **.**.****г. по **.**.****г. (8 дней) истец был нетрудоспособен, поэтому срок обращения в суд с иском о взыскании зарплаты за февраль 2010г., исчисляемый тремя месяцами с **.**.****г., подлежит восстановлению.

В соответствии с Уставом, утвержденным 23.01.2008г., МОУ «СОШ №11» является муниципальным учреждением муниципального образования город Усть-Илимск и финансируется из бюджета города по расходам на содержание зданий и коммунальных расходов через финансовое управление администрации города, в части расходов на оплату труда работников школы и хозяйственные нужды на основании субвенций, выделяемых Иркутской область в соответствии с нормативами ( п.6.1 Устава).

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;

Незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (т.е. публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с коллективным договором (п. 4.1.2) оплата труда производится на основании Единой тарифной сетки для бюджетных организаций. На 2009 год действует постановление главы администрации города Усть-Илимска от 18 марта 2008 года № 112 «Об установлении тарифных ставок (окладов) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск с 01.02.2008 года». Как пояснил в судебном заседании представитель школы, размеры тарифных ставок работникам школы определены в соответствии с указанным постановлением. Разделом 4 коллективного договора предусмотрены различные доплаты, надбавки компенсационного и стимулирующего характера, в том числе за вредные и опасные условия труда, работу в особых климатических условиях, за совмещение должностей (профессий) и т.д. Существующая система оплаты труда в школе включает в себя размеры тарифных ставок (окладов), систему доплат и надбавок в зависимости от объемов и видов выполняемых работ, учитывает квалификацию работников и обеспечивает равные условия труда в зависимости от занимаемой должности.

Пояснения представителя школы подтверждаются Коллективным договором МОУ «СОШ №11», принятым **.**.**** года, Положением о доплатах и надбавках к заработной плате работникам МОУ «СОШ №11» в 2009-2010 учебном году.

Кроме того, представлено Отраслевое соглашение между Усть-Илимской городской организацией общественной организацией- Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, работодателями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных учреждений дополнительного образования детей, Управлением образования администрации г. Усть-Илимска и администрацией г. Усть-Илимска от 03.08.2009 года, в соответствии с которым установлено, что в муниципальных образовательных учреждениях устанавливается тарифная система оплаты труда. Тарифные ставки и оклады работников устанавливаются в соответствии с разрядами ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся: 10) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования.

Данное положение Закона РФ «Об образовании» соответствует требованиям Трудового Кодекса РФ, который предусмотрел исключительное право работодателя на установление систем оплаты труда, размеров окладов и тарифных ставок. Вопрос об установлении конкретным работникам окладов в определенном размере не относится к компетенции суда общей юрисдикции.

В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ (в редакции от 01.09.2007), которой предусмотрено, в частности, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть 1); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3).

Предусмотренное статьей 133.1 ТК РФ установление МРОТ региональным соглашением в субъекте РФ для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, не дает право снижать МРОТ ниже установленного федеральным законом.

Действовавшее до 01.09.2007 (часть 2 статьи 129 ТК РФ в редакции ФЗ РФ от 30.06.2006 № 90-ФЗ) правовое регулирование определяло МРОТ как минимальную заработную плату, выплачиваемую за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы. И как следствие в МРОТ не включались выплаты, призванные стимулировать работника к качественному труду и компенсировать неблагоприятные производственные факторы, тарифная ставка и оклад, базовый оклад, базовые ставки заработной платы по квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях, были сохранены в неизменном виде.

Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Таким образом, в состав МРОТ не включаются доплаты за работу в особых условиях, которые должны начисляться к минимальной оплате труда. Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, где речь идет о доплатах к заработной плате. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.

Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренными статьями 146-148 ТК РФ. Дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат. Также в состав МРОТ должны включаться различного рода стимулирующие надбавки, в том числе за сложность, за качественные показатели труда.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет с 1 января 2009 года 4 330 рублей в месяц.

Согласно статьям 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Усть-Илимск и Усть-Илимский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Следовательно, минимальный размер заработной платы при выполнении нормы рабочего времени не мог быть ниже 9093 руб. (4330 руб. + 50% процентная надбавка + 60% районный коэффициент).

Если норма рабочего времени не отработана, то следует применять тот же расчет, но пропорционально отработанному времени. Иное свидетельствовало бы о дискриминации прав истца, и умалении права работника на получение гарантированного государством размера оплаты труда. Часть 3 ст. 133 ТК РФ не ограничивает прав работника, не полностью отработавшего норму рабочего времени, на получение заработной платы в размере, рассчитанном пропорционально отработанному времени, исходя из минимального размера оплаты труда.

Из расчетных листков по заработной плате за период с **.**.****г. по **.**.****г., выписке из расчетных ведомостей работников МОУ «СОШ № 11» за период с **.**.****г. по **.**.****г. следует, что в феврале и в апреле 2010 года истец выполнил установленную норму рабочего времени, а потому его заработная плата не может быть ниже 9093 руб. в месяц. Фактически за февраль и за апрель 2010г. истцу начислено **** руб.23 коп., следовательно, следует взыскать с МОУ «СОШ № 11» в пользу истца 9093-****,23=**** руб.77 коп. х 2 мес.=**** руб.54 коп. (за февраль и апрель 2010г.). В марте 2010г. истец был временно нетрудоспособен в период с **.**.****г. по **.**.****г. (копия листка нетрудоспособности имеется в материалах дела), при норме рабочего времени в марте 2010г. - 26 рабочих дней отработал 19 рабочих дней. Отсюда 4330 рублей (МРОТ) : 26 (норма) х 19 (фактически отработано) х 2.1 (северная надбавка и районный коэффициент) = ****,89 рублей следовало начислить, фактически начислено без учета суммы по больничному листу **** руб.51 коп. (****,51-****) рублей, недоплата составляет **** руб. 38 коп. (****89-****,51). Всего задолженность работодателя перед истцом за период с **.**.****г. по **.**.****г. составит ****,77 + ****,77 + ****,38 = **** руб.87 коп.

Часть 2 ст. 45 Конституции РФ, ст. 352 Трудового кодекса РФ предусматривают право каждого на защиту своих трудовых прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Трудовой кодекс РФ содержит открытый перечень способов защиты права.

В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Требование о понуждении ответчика начислять ежемесячную заработную плату не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, без учета районного коэффициента и северной надбавки не противоречит закону и соответствует вышеприведенным правовым нормам. Поскольку в добровольном порядке работодатель отказывается начислять заработную плату в соответствии с нормами закона, то суд считает правильным обязать работодателя начислять заработную плату истцам в соответствии с нормами закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гацко Н.Н. удовлетворить.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» в пользу Гацко Н.Н. заработную плату за период с **.**.****г. по **.**.****г. в размере **** руб.87 коп. (**** рублей 87 коп.), с правом работодателя удержать из этой суммы обязательные налоговые платежи.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» производить начисление заработной платы Гацко Н.Н. с **.**.**** года при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнения норм труда (трудовых обязанностей) в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда, с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий судья:

Решение вступило в законную силу 03.09.2010г.