Решение о взыскании недополученной заработной платы



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

19 августа 2010 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Шевченко Е.А.,

в присутствии:

истца Мирошниковой Т.И.,

в отсутствие:

представителя ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9»,

представителей третьих лиц на стороне ответчика Управления образования Администрации г. Усть-Илимска и Финансового управления Администрации г. Усть-Илимска,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2636/2010

по иску Мирошниковой Т.И. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» о взыскании недополученной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска Мирошникова Т.И. указала, что работает в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» в должности лаборанта 4 разряда с **.**.**** года. Считает, что заработная плата не соответствует установленному действующим законодательством минимальному размеру оплаты труда. С учетом северной надбавки и районного коэффициента ее заработная плата должна составлять ***. в месяц. Просит суд взыскать с ответчика недополученную заработную плату за период с **.**.**** года по **.**.**** года, отпускные в размере ***.

Согласно письменным возражениям от 11.08.2010г. № 235 директор МОУ «СОШ № 9» Соболева Е.А., действующая на основании Устава и прав по должности, в удовлетворении исковых требований истице просила отказать, указав, что часть 4 статьи 133 ТК РФ утратила силу с 01.09.2007 года. На сегодняшний день размер тарифной ставки может быть ниже МРОТ. Приведение тарифной ставки первого разряда к МРОТ будет являться незаконным, поскольку этот вопрос относится к ведению работодателя, устанавливающего систему оплаты труда на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Ответчик является муниципальным учреждением, финансируется из бюджета муниципального образования город Усть-Илимск и областной субвенции. Заработная плата работников школы относится к бюджетным обязательствам субъекта РФ в соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании». Бюджетное обязательство по выплате заработной платы рассчитывается в соответствии с Законом Иркутской области от 17.10.2007 года №91-ОЗ «О расчете нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области». Норматив финансирования, рассчитанный по Методике расчета в части расходов оплаты труда и доведенные в соответствии с ним лимиты бюджетных обязательств, позволяют установить в школе ту систему оплаты труда, которая установлена коллективным договором школы. Требования истиц об установлении окладов из размера МРОТ с применением межразрядного коэффициента не основано ни на одной норме закона, противоречит действующей в учреждении системе оплаты труда. Как усматривается из справок по форме 2-НДФЛ истицам заработная плата начислялась в размере более минимальной заработной платы с применением районного коэффициента и северных надбавок. Просили в иске отказать полностью.

Согласно письменным возражениям от 11.08.2010г. № 1341 начальник Управления образования Администрации города Усть-Илимска Пронина Л.А., действующая на основании Устава и прав по должности, в удовлетворении исковых требований истице просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях МОУ «СОШ № 9».

В судебном заседании истец Мирошникова Т.И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Просила суд взыскать с ответчика недополученную заработную плату за период с **.**.****г. по **.**.****г., отпускные за период с **.**.****г. по **.**.****г. и с **.**.****г. по **.**.****г. в сумме ***.

Представитель ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, своевременно. Согласно поступившему в адрес суда 19.08.2010 года заявлению представитель ответчика Московских Т.Н., действующая на основании доверенности № 32 от 01.03.2010 года с полным объемом процессуальных пав, сроком действия доверенности по 01.03.2013 года, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя школы.

Представители третьего лица Финансового управления Администрации города Усть-Илимска и Управления образования Администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Оплата труда работников муниципальных учреждений города Усть-Илимска производится в соответствии с Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска № 112 от 18.03.2008г. «Об установлении тарифных ставок (окладов) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск с 01.02.2008г.», и ранее действовавшим Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска за № 998 от 08.10.2007г., устанавливающего тарифные ставки (оклады) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск с 01.09.2007г.

В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ (в редакции от 01.09.2007), которой предусмотрено, в частности, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть 1); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3).

Предусмотренное статьей 133.1 ТК РФ установление МРОТ региональным соглашением в субъекте РФ для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, не дает право снижать МРОТ ниже установленного федеральным законом.

Действовавшее до 01.09.2007 (часть 2 статьи 129 ТК РФ в редакции ФЗ РФ от 30.06.2006 № 90-ФЗ) правовое регулирование определяло МРОТ как минимальную заработную плату, выплачиваемую за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы. И как следствие в МРОТ не включались выплаты, призванные стимулировать работника к качественному труду и компенсировать неблагоприятные производственные факторы, тарифная ставка и оклад, базовый оклад, базовые ставки заработной платы по квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях, были сохранены в неизменном виде.

Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Таким образом, в состав МРОТ не включаются доплаты за работу в особых условиях, которые должны начисляться к минимальной оплате труда. Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, где речь идет о доплатах к заработной плате. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.

Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренными статьями 146-148 ТК РФ. Дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат. Также в состав МРОТ должны включаться различного рода стимулирующие надбавки, в том числе за сложность, за качественные показатели труда.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет с 1 января 2009 года составляет 4330,0 рублей в месяц.

Согласно статьям 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Усть-Илимск и Усть-Илимский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Как следует из справок о заработной плате, начисление заработной платы истцу осуществлялось по следующим видам: повременная оплата по окладу, надбавка из надтарифного фонда, доплата за увеличение объема работ, условия труда, районный коэффициент и процентная (северная) надбавка. При этом размер районного коэффициента и процентной надбавки (северной надбавки) за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет соответственно 60% и 50%.

Следовательно, минимальный размер заработной платы при выполнении нормы рабочего времени не мог быть ниже 9093 руб. (4330 руб. + 50% процентная надбавка + 60% районный коэффициент).

В соответствии со статьями 16, 60.1, 60.2 ТК РФ фактическое допущение к работе с ведома работодателя следует расценивать как факт заключения трудового договора. Внутреннее совместительство предполагает выполнение другой оплачиваемой работы в свободное от основной работы время.

В соответствии со ст. 151 Трудового Кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличении объема работ или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается соглашением сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы входят всякого рода надбавки компенсационного и стимулирующего характера.

С учетом вышеизложенного суд полагает, что в состав минимальной заработной платы должны быть включены все виды доплат за совмещение профессий в связи с тем, что данные доплаты производятся без освобождения от основной работы в пределах нормы рабочего времени. Доплаты за пределами нормы рабочего времени при условии выполнения работы по вакансии или на период временно отсутствующего работника соответственно не могут включаться в минимальную заработную плату. В связи с чем судом сделаны расчеты по фактически отработанному времени.

Согласно трудовому договору *** от **.**.****г. Мирошникова Т.И. была принята на работу в МОУ «СОШ № 9» на должность старшего лаборанта. Работнику установлен 5 разряд ЕТС, 60% районный коэффициент, 50% северная надбавка.

Аналогичные сведения содержатся в приказе о приеме на работу за ***к от **.**.****г.

Согласно приказу ***к от **.**.****г. Мирошниковой Т.И. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск за период работы с **.**.****г. по **.**.****г. в количестве 2 календ. дней с **.**.****г. по **.**.****г.

Согласно приказу ***к от **.**.****г. Мирошниковой Т.И. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск за период работы с **.**.****г. по **.**.****г. в количестве 42 календ. дней с **.**.****г. по **.**.****г.

В соответствии с представленными расчетными листами за спорный период Мирошникова Т.И. в указанный период не выработала полную норму рабочего времени.

Следовательно, расчет задолженности по заработной плате за период с **.**.**** года по **.**.**** года, отпускным за период с **.**.****г. по **.**.****г. будет следующим:

месяц

норма дн.

факт дн

начислено

факт. начисл.

задолж.

апрель

26

18

***

***

***

май

24

20

***

***

***

июнь

25

22

***

***

***

отпускн

42

42

***

***

***

Всего: ***., которые подлежат взысканию с ответчика. При этом работодатель имеет право удержать из указанных сумм обязательные налоговые платежи.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход городского бюджета.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мирошниковой Т.И. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» о взыскании недополученной заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ***» в пользу Мирошниковой Т.И. задолженность по заработной плате за период с **.**.****г. по **.**.****г. в сумме *** рублей, задолженность по отпускным за период с **.**.****г. по **.**.****г. в сумме *** рублей, а всего *** рублей с правом работодателя удержать обязательные налоговые платежи.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» госпошлину в доход городского бюджета в размере 436,93 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме.

Судья: Н.С. Банщикова

Решение вступило в законную силу: 15.10.2010г.