Решение о взыскании недополученной заработной платы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2010 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Шевченко Е.А.,

в присутствии:

истца Трушиной О.А.,

в отсутствие:

представителя ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10»,

представителей третьих лиц на стороне ответчика Управления образования Администрации г. Усть-Илимска и Финансового управления Администрации г. Усть-Илимска,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2617/2010

по иску Трушиной О.А. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 10» о взыскании недополученной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

В обосновании иска Трушина О.А. указала, что работает в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» в должности лаборанта по 4 разряду с **.**.**** года. Считает, что размер ее заработной платы не соответствует закону. С 01.01.2009 года минимальный размер оплаты труда в РФ составляет 4330 рублей в месяц, а с учетом районного коэффициента и северных надбавок в г. Усть-Илимске минимальный размер оплаты труда ежемесячно должен составлять 9093 руб. Просит суд взыскать с ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» недополученную заработную плату за период с **.**.**** года по **.**.**** года в размере *** руб., за период с **.**.**** года по **.**.**** года в размере *** руб. Обязать ответчика с **.**.**** года производить начисление ей заработной платы в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки. Взыскать с ответчика в ее пользу расходы за оказание юридической помощи в размере 1500,0 руб.

Определением суда от 16.07.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования Администрации г. Усть-Илимска.

Определением суда от 04.08.2010 года производство по делу в части взыскания недополученной заработной платы за период с **.**.**** года по **.**.**** года прекращено в связи с отказом истца от иска.

Определение суда от 04.08.2010 года к производству суда принято заявление Трушиной О.А. об увеличении исковых требований, согласно которому просит суд взыскать с ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» недополученную заработную плату за март, апрель, май 2010г. в размере *** руб.

В судебном заседании истец Трушина О.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме с уточнениями на 04.08.2010г. по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своевременно. Согласно поступившему в адрес суда 19.08.2010 года заявлению представитель ответчика Московских Т.Н., действующая на основании доверенности от 04.08.2010 года с полным объемом процессуальных прав, сроком действия доверенности по 04.08.2011 года, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя школы. В своих письменных возражениях от 04.08.2010 года просила в удовлетворении исковых требований Трушиной О.А. отказать, указав, что истицей пропущен срок для обращения с иском в суд по требованию за март 2010г. Срок для обращения в суд с настоящим спором составляет согласно статье 392 ТК РФ 3 месяца со дня, когда работник узнал о нарушении своего права. Истица ежемесячно получала расчетные листы, заработную плату, в связи с чем была осведомлена о порядке начисления зарплаты и ее составляющих. Кроме того, ответчик является муниципальным учреждением, финансируется из бюджета муниципального образования город Усть-Илимск и областной субвенции. Заработная плата работников школы относится к бюджетным обязательствам субъекта РФ в соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании». Бюджетное обязательство по выплате заработной платы рассчитывается в соответствии с Законом Иркутской области от 17.10.2007 года № 91-03 «О расчете нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области». Норматив финансирования, рассчитанный по Методике расчета в части расходов оплаты труда и доведенные в соответствии с ним лимиты бюджетных обязательств, позволяют установить в школе ту систему оплаты труда, которая установлена коллективным договором школы. Истице заработная плата начислялась в размере более МРОТ с применением районного коэффициента и северных надбавок, в связи с чем у ответчика перед истцом отсутствует задолженность по заработной плате.

Представители третьих лиц на стороне ответчика Финансового управления Администрации города Усть-Илимска, Управления образования Администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Причины не явки суду не сообщили.

Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из искового заявления, последнее поступило в суд 13 июля 2010 года. Спорный период был определен истцом с **.**.**** года по **.**.**** года.

Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 Трудового Кодекса РФ, которая предусматривает, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Для споров по составу и размеру заработной платы ст. 392 ТК РФ установлены трехмесячные сроки со дня, когда истец узнал или должен бьш узнать о нарушении своего права.

Согласно отраслевому соглашению, утвержденному 03.08.2009г., работодатель обязался обеспечивать выплату заработной платы не реже чем каждые полмесяца: авансирование за текущий месяц - до 30 числа текущего месяца, окончательный расчет - до 25 числа месяца, следующего за расчетным.

В судебном заседании истица пояснила, что расчетные листы по заработной плате выдаются ежемесячно в период с 10 по 15 число месяца следующего за отработанным. Заработная плата выплачивается до 25 числа каждого месяца следующего за отработанным. В расчетных листах указан состав заработной платы и ее размер, указана тарифная ставка, надтарифный фонд, все доплаты, фактически отработанное время, районный коэффициент и северная надбавка, общая сумма начисления заработной платы. С истцом заключен письменный трудовой договор, в котором также отражен размер оклада или тарифной ставки, т.е. истец о составе заработной платы по окончании каждого месяца уведомлен своевременно.

Оценивая указанные доказательства, суд приходит к выводу, что истец о составе и размере заработной платы бьш извещен своевременно. Принимая во внимание сроки получения истцом расчетных листов на руки, сроки выплаты заработной платы, то срок для обращения с иском в суд об оспаривании размера начислений заработной платы подлежит исчислению с момента получения истцом на руки расчетных листов, либо с момента получения заработной платы, т.е. не позднее 10 числа каждого следующего за расчетным месяца.

Поскольку ответчиком не бьш представлен локальный акт, устанавливающий дату выдачи расчетных листов, то судом срок для обращения с иском в суд об оспаривании размера начислений заработной платы исчисляется с момента получения истицей заработной платы, т.е. с 25 числа месяца, следующего за расчетным.

Истица с исковым заявлением о взыскании задолженности по заработной плате обратилась **.**.**** года. Следовательно, учитывая дату предъявления иска в суд, истица не пропустила установленный законом трехмесячный срок для обращения с иском в суд за период с **.**.**** года по **.**.**** года.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Оплата труда работников муниципальных учреждений города Усть-Илимска производится в соответствии с Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска № 112 от 18.03.2008г. «Об установлении тарифных ставок (окладов) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск с 01.02.2008г.», и ранее действовавшим Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска за № 998 от 08.10.2007г., устанавливающего тарифные ставки (оклады) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск с 01.09.2007г.

Доводы ответчика о том, что начисление заработной платы истцу в спорный период производилось в соответствии с требованиями трудового законодательства, в частности, не ниже минимальной оплаты труда (МРОТ), суд находит обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ (в редакции от 01.09.2007), которой предусмотрено, в частности, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть 1); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3).

Предусмотренное статьей 133.1 ТК РФ установление МРОТ региональным соглашением в субъекте РФ для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, не дает право снижать МРОТ ниже установленного федеральным законом.

Действовавшее до 01.09.2007 (часть 2 статьи 129 ТК РФ в редакции ФЗ РФ от 30.06.2006 № 90-ФЗ) правовое регулирование определяло МРОТ как минимальную заработную плату, выплачиваемую за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы. И как следствие в МРОТ не включались выплаты, призванные стимулировать работника к качественному труду и компенсировать неблагоприятные производственные факторы, тарифная ставка и оклад, базовый оклад, базовые ставки заработной платы по квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях, были сохранены в неизменном виде.

В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативньми актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии со статьей 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу статьи 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (статья 317 ТК РФ).

Постановлением Совета Министров СССР № 1029 от 10 ноября 1967 года г. Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, повышенная оплата производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц, указанный размер действует до настоящего времени.

С учетом северной надбавки 50 % и районного коэффициента 60% при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истца должна составлять не менее 9093 рубля.

Как установлено в судебном заседании истец Трушина О.А. с 19 марта 2009 года принята в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» на должность лаборанта 4 разряда согласно ETC.

В соответствии со справкой о составе заработной платы следует, что заработная плата истца состоит из должностного оклада (тарифная ставка), северной надбавки, районного коэффициента, кроме того, включает доплаты за условия труда, совмещение профессий. При этом сумма тарифной ставки и доплат ниже установленного федеральным законом размера оплаты труда.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ в состав заработной платы входят всякого рода надбавки компенсационного и стимулирующего характера.

С учетом изложенного суд полагает, что сделанный истцом расчет по фактически отработанному времени, учитывая, что заработная плата истца рассчитывается пропорционально отработанному времени исходя из той тарифной ставки, которая установлена истцу, суд находит верным.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. В судебном заседании установлено, что заработная плата истцу выплачивается в меньшем установленного минимального размера оплаты труда размере, при этом с Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» подлежит взысканию в пользу Трушиной О.А. заработная плата за март, апрель, май 2010 года в размере *** рубля, при этом работодатель имеет право удержать из указанной суммы обязательные налоговые платежи.

В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную й в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Требования истца Трушиной О.А. о понуждении ответчика с **.**.**** года начислять ежемесячную заработную плату не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации без учета районного коэффициента и северной надбавки, без учета оплаты за совместительство, не противоречит закону и соответствует действующему законодательству.

Поскольку в добровольном порядке работодатель отказывается начислять заработную плату в соответствии с нормами закона, то суд считает правильным понудить работодателя начислять заработную плату истцу в соответствии с нормами закона.

В исковом заявлении истец заявила требование о возмещении судебных расходов за оказание юридической помощи в сумме 1500 рублей. Из представленной квитанции к приходному кассовому ордеру *** от **.**.**** года, акта выполненных работ от **.**.**** года следует, что Б. принял на себя исполнение следующих услуг: составление искового заявления, расчета, ходатайства о восстановлении срока, консультирование, размер вознаграждения определен сторонами в размере 1500 рублей.

В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Оценивая исполнение представителем истца оказанных услуг, связанных с составление искового заявления, расчета, ходатайства о восстановлении срока, консультированием, суд находит разумным взыскать с МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» в пользу Трушиной О. А. судебные расходы за оказание юридической помощи в размере 1500,0 рублей.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход городского бюджета.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Трушиной О.А. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 10» о взыскании недополученной заработной платы удовлетворить.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» в пользу Трушиной О.А. заработную плату за март, апрель, май 2010 года в размере *** рубля *** копейки с правом работодателя удержать обязательные налоговые платежи.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» в пользу Трушиной О.А. судебные расходы в сумме 1500 рублей.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» производить начисление заработной платы Трушиной О.А. с **.**.**** года, при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнения норм труда (трудовых обязанностей), в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда, с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ***» госпошлину в доход городского бюджета в размере 549 рублей 77 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме.

Судья: Н.С. Банщикова

Решение вступило в законную силу: 08.10.2010г.