Решение о включении периодов работы в стаж, понуждении к назначению трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 августа 2010 года г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Лысановой Ж.Н.,

при секретаре Иконниковой И.С.,

в присутствии истца Шишкина В.В.,

представителей ответчика Казанцевой Н.Н., действующей на основании доверенности СМ-09/13109 от **.**.****г. сроком действия по **.**.****г., Руссковой Л.Ю., действующей на основании доверенности СМ-09/13110 от **.**.****г. сроком действия по **.**.****г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2381-2010 по иску Шишкина В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж, понуждении к назначению трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Шишкин В.В. просил суд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы с **.**.**** по **.**.**** года в должности фельдшера в армии, с **.**.**** по **.**.****г. в ... **** в должности и.о. врача медицинского изолятора, с **.**.****г. по **.**.****г. в ... во время прохождения интернатуры, с **.**.****г. по **.**.****г. врачом-терапевтом здравпункта Целлюлозного завода ТПО «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс», с **.**.****г. по **.**.****г. заведующим врачом-терапевтом центрального здавпункта АООТ «Усть-Илимский ЛПК», с **.**.****г. по **.**.****г. заведующим терапевтическим отделением, врачом-терапевтом АООТ «Усть-Илимский ЛПК», с **.**.****г. по **.**.****г. в СП «ИЛПП-1» в должности врача-терапевта, с **.**.****г. по **.**.****г. начальником медицинской службы ОАО ПО УИ ЛПК, с **.**.****г. по **.**.****г. начальником медицинской службы ОАО УИ ЛПК, с **.**.****г. по **.**.****г., с **.**.****г. по **.**.****г. врачом-терапевтом первой категории ОАО ПО УИ ЛПК, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения в Пенсионный фонд **.**.****г., отменить решение от **.**.****г. об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости -л.д.57-60 том 1.

В обоснование иска указал, что в спорные периоды времени осуществлял лечебную деятельность в должностях и учреждениях, включенных в Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, однако ответчик решением от **.**.****г. отказался включить эти периоды работы в трудовой стаж и назначить пенсию в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Заявлением от **.**.****г. истец просил обязать ответчика зачесть трудовой стаж работы в сельском врачебном участке ... в период с **.**.****г. по **.**.****г. исходя из расчета 12 месяцев за 15 месяцев л.д.273-275 том 2).

Заявлением от **.**.****г. истец отказался от иска в части понуждения ответчика зачесть в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы с **.**.****г. по **.**.****г. в ... **** в должности и.о. врача медицинского изолятора, с **.**.****г. по **.**.****г. в СП «ИЛПП-1» в должности врача-терапевта -л.д.286 том 2.

Определением суда от **.**.****г. отказ от иска принят, производство по делу в этой части прекращено -л.д. 287-288 том 2.

В судебном заседании Шишкин В.В. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении л.д. 57-60 том 1) и дополнении к иску л.д. 273-275 том 2), пояснив, что обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии в мае 2009г. устно, а **.**.****г. с письменным заявлением. На момент обращения с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости он выработал необходимый стаж лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения, однако ответчик принял решение об отказе в установлении пенсии.

Представители ответчика Русскова Л.Ю., Казанцева Н.Н. в судебном заседании исковые требования Шишкина В.В. не признали по доводам, изложенным в письменном возражении от 06.04.2010г. л.д. 280-285 том 2). В обоснование письменных возражений ответчик ссылается на то, что в период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР в должности фельдшера с **.**.****г. по **.**.****г. документами не подтверждена занятость в учреждениях, предусмотренных Списком № 464 от 06.09.1991г., по периоду прохождения интернатуры с **.**.****г. по **.**.****г. в ... не представлен приказ о зачислении на штатную должность по врачебной деятельности, период работы с **.**.****г. по **.**.****г. врачом - терапевтом сельского врачебного участка в ... зачислен в стаж в связи с лечебной деятельностью календарно, т.к. для зачета год за год и 3 месяца документами не подтверждена деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), работа истца врачом-терапевтом здравпункта Целлюлозного завода ТПО «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» с **.**.****г. по **.**.****г. не подлежит зачету в стаж, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списками, документально не подтверждено, что здравпункт является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения; период работы истца с **.**.****г. по **.**.****г. в должности заведующего врача-терапевта центрального здравпункта АООТ «Усть-Илимский ЛПК» не подлежит включению в стаж лечебной деятельности, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списками, документально не подтверждено, что центральный здравпункт является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения; период работы истца в должности заведующего терапевтическим отделением врачом-терапевтом АООТ «Усть-Илимский ЛПК» с **.**.****г. по **.**.****г. не включен в стаж, т.к. учреждение не предусмотрено Списком № 781 от 29.10.2002г. и ранее действовавшими Списками № 464 от 06.09.1991г. и № 1066 от 22.09.1999г.; период работы с **.**.****г. по **.**.****г. начальником медицинской службы ОАО УИ ЛПК не включен ответчиком в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. учреждение не предусмотрено Списками, документально не подтверждено, что медицинская служба является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, не подтверждено осуществление истцом врачебной деятельности; по аналогичным основаниям не включен в стаж период работы истца с **.**.****г. по **.**.****г. начальником медицинской службы ОАО ПО УИ ЛПК; работа врачом-терапевтом первой категории ОАО ПО УИ ЛПК с **.**.****г. по **.**.****г., с **.**.****г. по **.**.****г. не зачтена в стаж, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списками, документально не подтверждено выполнение работы в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени. Просят в иске Шишкину В.В. отказать.

Исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела и показаниями свидетелей Т., Р., суд находит иск Шишкина В.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунком 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28) Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 утверждены «Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ранее действовали Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066, до 01.11.1999г. применяется Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464.

Суд также учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г. (постановление № 25) о том, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

При определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Согласно справке от **.**.****г., уточняющей особый характер работы или условия за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст.27, 28 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», выданной муниципальным учреждением «...», Шишкин В.В. действительно работал в Балейской центральной районной больнице, основной вид деятельности которой состоит в обеспечении квалифицированной стационарной и амбулаторной медицинской и неотложной помощи ... и ..., был принят для прохождения интернатуры на штатную должность врача-терапевта с **.**.****г. (приказ ****), с **.**.****г. по **.**.****г. работал в должности врача-терапевта сельского врачебного участка ... (приказ **** от **.**.****г., приказ **** от **.**.****г.) в течение полного рабочего дня -л.д. 133 том 1.

Следовательно, период работы истца с **.**.**** года по **.**.**** года (1 год 8 месяцев 29 дней в календарном исчислении) в сельском врачебном участке ... может быть исчислен в льготном порядке - год за год и 3 месяца и составит 2 года 1 месяц 29 дней, период работы истца в ... во время прохождения интернатуры с **.**.****г. по **.**.****г. подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном исчислении и составит 10 месяцев 8 дней.

Доводы ответчика о том, что период службы истца в должности фельдшера в Вооруженных Силах СССР не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, суд считает несостоятельными, т.к. в соответствии со ст.25 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливался в том числе нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Согласно абзацу 4 пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов. При подсчете стажа до 01.11.1999г. следует применить номенклатуры учреждений здравоохранения в системе здравоохранения Министерства обороны РФ.

Согласно трудовой книжке л.д.12-14 том 1) Шишкин В.В. с **.**.****г. по **.**.****г. обучался в Читинском медицинском училище, с **.**.****г. по **.**.****г. находился в рядах Вооруженных Сил СССР.

Факт службы Шишкина В.В. в Вооруженных Силах СССР в период с **.**.****г. по **.**.****г. подтверждается военным билетом серии НЧ **** л.д.73-74 том 1), справкой военного комиссариата **** л.д.81 том 1), на момент призыва на военную службу истец имел среднее специальное медицинское образование по квалификации «фельдшер» - диплом Ю ****. В военном билете имеется отметка о том, что Шишкин В.В. служил курсантом с **.**.****г. по **.**.****г. в в/ч **** и фельдшером в в/ч **** с **.**.****г. по **.**.****г., л.д.116 том 1).

В соответствии с пунктами 90-91, 212-214, 386-393 Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР 30.07.1975 года л.д.82 том 1), в каждом полку воинской части предусматривалась медицинская служба. В состав суточного наряда в обязательном порядке входил дежурный фельдшер или санитарный инструктор, а также дневальные по медицинскому пункту. В медицинском пункте проводился амбулаторный прием военнослужащих. Военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травмы, направлялись в медицинский пункт полка немедленно в любое время суток после осмотра врачом либо фельдшером. На стационарное лечение вне расположения воинской части военнослужащие направлялись по заключению врача командиром части, а для оказания неотложной помощи в отсутствие врача - дежурным фельдшером (санитарным инструктором) по медицинскому пункту с одновременным докладом начальнику медицинской службы части или дежурному по части. Согласно пунктам 269-271 указанного Устава в обязанности дежурного фельдшера входило оказание первичной медицинской помощи военнослужащим, осмотр вновь прибывающих из отпуска или командировки, а также поступающих в наряд по столовой, выполнение назначений врача по лечению военнослужащих, находящихся на стационарном лечении, определение доброкачественности продуктов питания, выдаваемых в столовую, осуществление контроля за качеством пищи для больных.

По определению Усть-Илимского городского суда в порядке выполнения судебного поручения ... судом ... **.**.****г. приобщены к материалам дела письменные пояснения юридической службы Тихоокеанского флота, из которых следует, что войсковая часть **** входила в состав Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского флота и в соответствии с директивой ГШ ВМФ от **.**.****г. **** расформирована с **.**.****г. В соответствии с пунктом 20 раздела «Обязанности должностных лиц медицинской службы соединения и части (корабля) главы 2 части 1 «Руководства по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-Морского флота» фельдшер отвечает за проведение лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий и осуществление контроля за выполнением санитарно-гигиенических требований в подразделениях, за обеспечение медицинским имуществом, за подготовку личного состава батальона медицинского пункта. Фельдшер обязан оказывать медицинскую помощь личному составу батальона и направлять больных, нуждающихся во врачебной помощи, в медицинский пункт части; участвовать в амбулаторных приемах больных и в медицинских обследованиях личного состава, осуществлять медицинское обеспечение личного состава на занятиях по боевой подготовке и при проведении спортивных мероприятий, вести учет лиц, нуждающихся в диспансерном наблюдении, своевременно направлять их на обследования, осуществлять контроль за условиями труда личного состава, организовать мероприятия по сохранению здоровья личного состава, вести санитарно-просветительную работу в подразделениях батальона и другие л.д. 254-268 том 2).

Анализ приведенных выше нормативных актов и установленных судом обстоятельств дела свидетельствует о том, что служба Шишкина В.В. фельдшером в Вооруженных Силах СССР в период с **.**.****г. по **.**.****г. подлежит включению в трудовой стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Из трудовой книжки Шишкина В.В. следует, что в следующие спорные периоды времени с **.**.****г. по **.**.****г. он работал врачом-терапевтом в здравпункте Целлюлозного завода ТПО «Усть-Илимский ЛПК», при этом с **.**.****г. дополнительно заведующим здравпунктом (приказ ****к от **.**.****г. нал.д. 94 том 1), с **.**.****г. по **.**.****г. в должности заведующего центральным здравпунктом и врачом-терапевтом (приказ ****к от **.**.****г. нал.д. 91 том 1), с **.**.****г. по **.**.****г. в АООТ «Усть-Илимский ЛПК», ОАО УИ ЛПК в должности заведующего терапевтическим отделением - врачом-терапевтом (приказ ****к от **.**.**** года нал.д. 92 том 1), с **.**.****г. по **.**.****г. начальником медицинской службы ОАО УИ ЛПК, с **.**.****г. по **.**.****г. начальником медицинской службы ОАО ПО УИ ЛПК (приказ ****к от **.**.****г. нал.д.83-85 том 1), с **.**.****г. по **.**.****г. (приказ ****-к от **.**.****г. нал.д.87 том 1), с **.**.****г. по **.**.****г. врачом-терапевтом первой категории ОАО ПО УИ ЛПК (приказ ****к от **.**.****г. нал.д.86 том 1)..

Из сообщения архивного отдела администрации ... от **.**.****г. **** следует, что документы здравпункта Целлюлозного завода ТПО «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс», Центрального здравпункта АООТ «Усть-Илимский лесопромышленный концерн», здравпункта СП «ИЛПП-1» ОАО «Усть-Илимский лесопромышленный концерн» на хранение не поступали. Сохранность документов от истца не зависит и не может ограничивать его права в области пенсионного обеспечения.

Суд принимает во внимание то обстоятельство, что в Уставах АООТ УИ ЛПК, зарегистрированного **.**.****г., ОАО УИ ЛПК, зарегистрированного **.**.****г., медицинская деятельность к видам деятельности указанных обществ не отнесена.

Между тем в соответствии в пунктом 15 «Номенклатуры учреждений здравоохранения», утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. № 395, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Пунктом 5 «Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.10.2005г. № 627 предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Из приказа **** от **.**.****г. следует, что с **.**.****г. на базе здравпунктов общества «Усть-Илимский лесопромышленный концерн» была создана медицинская служба, в которую вошла амбулатория целлюлозного завода, отделение скорой и неотложной помощи, гинекологическое отделение, стоматологическое отделение и терапевтическое отделение л.д.203-206 том 2).

В материалах дела имеются лицензия на осуществление медицинской деятельности ОАО ПО УИ ЛПК от **.**.****г. и протокол к ней л.д.137-138 том 1), сертификат лицензионно-аккредитационной комиссии от **.**.****г. о присвоении медицинскому учреждению второй квалификационной категории л.д.139 том 1), лицензия медицинской службы ОАО ПО «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» и сертификат к ней л.д.140-141 том 1), протокол к сертификату лицензии л.д.142-143 том 1), лицензия на осуществление медицинской деятельности здравпунктов ОАО УИ ЛПК от **.**.****г. л.д. 180-181 том 1).

Также в материалах дела имеются штатные расписания медицинской службы ОАО ПО УИ ЛПК л.д.144-148 том 1,л.д.204-206 том 2), должностная инструкция врача-терапевта медицинской службы л.д.88 том 1), положение о медицинской службе обшества л.д.171-179 том 1), приказы о ее создании и расформировании л.д.198-199 том 2), Устав общества за 2002 год, в котором в качестве одной из целей деятельности общества указана медицинская деятельность л.д. 149-170 том 1).

Так, из штатного расписания медицинской службы ОАО «Усть-Илимский ЛПК» с **.**.****г. следует, что в штатном расписании 1996-1998 годов предусмотрены врачи-терапевты в штате терапевтического отделения медицинской службы л.д. 204-206 том 2), из штатного расписания ОАО ПО УИ ЛПК следует, что с **.**.****г. предусмотрен врач-терапевт 1 категории в здравпунктах предприятий л.д.144 том 1).

В представленной суду должностной инструкции врача-терапевта 1 и 2 категории, утвержденной в ОАО ПО УИ ЛПК **.**.****г., указаны должностные обязанности врача-терапевта, требования, документы, регламентирующие его деятельность по проведению лечебно-диагностической работы, проведению медосмотров, руководству работой среднего медицинского персонала, экспертизе временной нетрудоспособности, оформлению направлений на санаторно-курортное лечение и другая л.д.88 том 1).

Из показаний свидетелей Р., Т. в судебном заседании следует, что свидетели работали вместе с Шишкиным В.В. в здравпункте целлюлозного завода Усть-Илимского ЛПК, затем в медицинской службе ЛПК. Шишкин В.В. с **.**.****г. постоянно работал врачом-терапевтом, вел прием больных, читал лекции, следил за соблюдением санитарных норм и правил охраны труда, оказывал необходимую неотложную медицинскую помощь. Работая начальником медицинской службы, не переставал вести работу врача-терапевта на полную ставку. Неоднократные изменения организационно-правовых форм деятельности Усть-Илимского ЛПК не влияли на характер трудовых функций, возложенных на врачей-терапевтов здравпунктов и медицинской службы: осуществление лечебно-профилактической деятельности по охране здоровья работников ЛПК.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку они последовательны, согласуются между собой и не противоречат письменным материалам дела. Личной заинтересованности свидетелей в исходе дела суд не установил.

Согласно приказу Минздрава РФ от 27.08.1999г. № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», действовавшему до 13.03.2008г., к врачебной деятельности относится выполнение обязанностей главного врача (заведующего, директора, начальника) в области охраны здоровья населения.

Конституционный суд РФ в постановлении от 03.06.2004г. № 11-П отметил, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда ( в данном случае - лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, осуществляемой на протяжении длительного периода времени).

То обстоятельство, что индивидуальные сведения на Шишкина В.В. сдавались без простановки в них кода льгот с **.**.****г. (дата регистрации в системе государственного пенсионного страхования), суд признает независящим от истца обстоятельством, которое не может ограничивать его права в области пенсионного обеспечения.

Учитывая установленные судом обстоятельства в совокупности с вышеуказанными нормативными актами, суд считает необходимым обязать ответчика включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы Шишкина В.В. с **.**.****г. по **.**.****г. врачом-терапевтом здравпункта Целлюлозного завода ТПО «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс», с **.**.****г. по **.**.****г. заведующим врачом-терапевтом центрального здавпункта АООТ «Усть-Илимский ЛПК», с **.**.****г. по **.**.****г. заведующим терапевтическим отделением, врачом-терапевтом АООТ «Усть-Илимский ЛПК», с **.**.****г. по **.**.****г. начальником медицинской службы ОАО ПО УИ ЛПК, с **.**.****г. по **.**.****г. начальником медицинской службы ОАО УИ ЛПК, с **.**.****г. по **.**.****г., с **.**.****г. по **.**.****г. врачом-терапевтом первой категории ОАО ПО УИ ЛПК.

Из текста решения **** от **.**.****г. об отказе в установлении пенсии Шишкину В.В. (с дополнением **** от **.**.****г.) следует, что ответчиком принят к зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы продолжительностью 14 лет 3 месяца 13 дней л.д.61-65, 99-100 том 1). К этому следует добавить 5 месяцев за работу в сельском врачебном участке ... (год за год и три месяца), 2 года 2 дня - фельдшером в составе Вооруженных Сил СССР, 10 месяцев 8 дней - интернатура в должности врача-терапевта ...), 11 лет 4 месяца 12 дней работа врачом-терапевтом здравпунктов и медицинской службы Усть-Илимского ЛПК, всего спорный период времени в календарном исчислении составил 15 лет 5 мес. 22 дня. Итого 14-03-13 + 15-05-22 = 29 лет 09 месяцев 05 дней. по состоянию на **.**.****г.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Шишкин В.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии **.**.****г., заявление рассматривалось ответчиком **.**.****г. и **.**.****г. (протоколы заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан нал.д. 66-68, 96-98 том 1). Из текстов указанных протоколов и решения об отказе в установлении пенсии следует, что при рассмотрении заявления Шишкина В.В. ответчиком проверялся период работы по **.**.****г.

Между тем, на дату обращения с заявлением о назначении пенсии Шишкин В.В. с **.**.****г. по **.**.****г. работал врачом-терапевтом на одну ставку в МУ Городская поликлиника, с **.**.****г. - врачом МУЗ Станции скорой помощи на полную ставку, что следует из представленных суду сведений о перечнях рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения за 2009 год с поименными списками к ним. Стороны в судебном заседании пояснили, что спора по поводу включения этого периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, между Шишкиным В.В. и Управлением Пенсионного фонда РФ, не имеется. Данный период безусловно подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ.

Таким образом, на дату обращения с заявлением о назначении пенсии (**.**.****г.) к установленному выше стажу продолжительностью 29 лет 9 месяцев 5 дней следует добавить и период работы с **.**.****г. по **.**.****г. - более семи месяцев в календарном исчислении, поэтому по состоянию на **.**.****г. стаж на соответствующих видах работ составит более 30 лет. Поскольку настоящим решением установлен факт наличия у Шишкина В.В. достаточного стажа работы на дату обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии, решение ответчика об отказе в установлении Шишкину В.В. трудовой пенсии с **.**.****г. является незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шишкина В.В. удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от **.**.****г. **** незаконным в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы Шишкина В.В. с **.**.**** по **.**.**** года фельдшером в составе Вооруженных Сил СССР, с **.**.**** по **.**.****г. в должности врача-терапевта Балейской центральной районной больницы, с **.**.****г. по **.**.****г. врачом-терапевтом здравпункта Целлюлозного завода ТПО «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс», с **.**.****г. по **.**.****г. заведующим врачом-терапевтом центрального здавпункта АООТ «Усть-Илимский ЛПК», с **.**.****г. по **.**.****г. заведующим терапевтическим отделением, врачом-терапевтом АООТ «Усть-Илимский ЛПК», с **.**.****г. по **.**.****г. начальником медицинской службы ОАО ПО УИ ЛПК, с **.**.****г. по **.**.****г. начальником медицинской службы ОАО УИ ЛПК, с **.**.****г. по **.**.****г., с **.**.****г. по **.**.****г. врачом-терапевтом первой категории ОАО ПО УИ ЛПК.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области включить в трудовой стаж Шишкина В.В. на соответствующих видах работ следующие периоды работы: с **.**.**** по **.**.**** года фельдшером в составе Вооруженных Сил СССР, с **.**.**** по **.**.****г. в должности врача-терапевта ..., с **.**.****г. по **.**.****г. врачом-терапевтом здравпункта Целлюлозного завода ТПО «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс», с **.**.****г. по **.**.****г. заведующим врачом-терапевтом центрального здавпункта АООТ «Усть-Илимский ЛПК», с **.**.****г. по **.**.****г. заведующим терапевтическим отделением, врачом-терапевтом АООТ «Усть-Илимский ЛПК», с **.**.****г. по **.**.****г. начальником медицинской службы ОАО ПО УИ ЛПК, с **.**.****г. по **.**.****г. начальником медицинской службы ОАО УИ ЛПК, с **.**.****г. по **.**.****г., с **.**.****г. по **.**.****г. врачом-терапевтом первой категории ОАО ПО УИ ЛПК.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области назначить и выплачивать Шишкину В.В. трудовую пенсию по старости с **.**.**** года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись

Решение вступило в законную силу: 17.09.2010г.