РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2010 года г. Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Лысановой Ж.Н.,
при секретаре Иконниковой И.С.,
в отсутствие истца Погибловой Л.А., представителя третьего лица - Управления образования администрации города Усть-Илимска, представителя соответчика - Финансового управления администрации города Усть-Илимска,
в присутствии представителя ответчика - муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» Водовой В.Д., действующей на основании прав по должности; приказ ** л/с от **.**.****г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2419-2010 по иску Погибловой Л.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида ** «Красная шапочка» о взыскании недополученной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Погиблова Л.А. просит суд взыскать с ответчиков недополученную заработную плату в сумме **,19 руб. за период с **.**.****г. по **.**.****г.
В обоснование иска Погиблова Л.А. указала, что работает в МДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» помощником воспитателя и считает, что её заработная плата не соответствует закону. С 1 января 2009 года МРОТ составляет 4330 рублей в месяц. С учетом северной надбавки и районного коэффициента заработная плата должна быть не менее 9093 рублей. Она получают меньше, следовательно, должны доплатить разницу. Согласно представленному расчету за период с **.**.****г. по **.**.****г. разница в оплате труда составляет **,19 руб.
В судебное заседание истец Погиблова Л.А. не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» Водова В.Д. исковые требования Погибловой Л.А. не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях по иску.
Из текста письменных возражений от 19.07.2010г. следует, что ответчик не признает исковые требования Погибловой Л.А. полностью, ссылаясь на следующие обстоятельства. Ответчик считает, что в соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. Оплата труда работникам муниципальных образовательных учреждений города Усть-Илимска и в том числе истцу производится в соответствии с тарифными ставками (окладами) ЕТС (постановление главы администрации города Усть-Илимска от 18 марта 2008 года № 112). Кроме того, утвержден надтарифный фонд надбавок и доплат в размере 17% фонда оплаты труда согласно постановлению главы администрации г. Усть-Илимска от 22.01.2010г. № 18. Другими нормативными правовыми актами, позволяющими устанавливать иной способ расчета заработной платы, учреждение не располагает. В настоящее время нет ни одного нормативного документа, который бы регламентировал что, размер тарифной ставки (оклада, должностного оклада) не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Представитель соответчика - финансового управления администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица - Управления образования администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представил в суд письменное пояснение, котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления образования, в удовлетворении иска Погибловой Л.А. отказать в полном объеме. Письменное пояснение повторяет полностью доводы, изложенные в письменных возражениях по иску ответчиком.
Суд, исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.
В соответствии со ст. 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.
Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения ( ст. 317 ТК РФ).
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 г.Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, повышенная оплата производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, минимальный размер заработной платы в г. Усть-Илимске при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 60% районного коэффициента и северной надбавки 50% должен составлять с 01 января 2009 года не менее 9093 рубля (4330+60%+50%).
Согласно постановлению главы администрации города Усть-Илимиска № 112 от 18.03.2008 года работникам муниципальных образовательных учреждений города Усть-Илимска установлена повременная система оплаты труда на основании единой тарифной сетки.
Из пояснений ответчика, приказа о приеме на работу 4 к от **.**.****г. л.д. 24), записей в трудовой книжке л.д. 13) следует, что Погиблова Л.А. работает в детском саду «Красная шапочка» помощником воспитателя.
Судом исследованы расчетные листки начисленной истцу заработной платы в спорный период работы, из которых следует, что норма рабочего времени в марте, апреле и мае 2010г. истцом отработана полностью, в состав заработной платы Погибловой Л.А. входит оклад в сумме ** руб., надбавка из надтарифного фонда в сумме **,0 руб.32 коп., северная надбавка 50%, районный коэффициент 60% в общей сумме ** руб.51 коп., доплаты за расширенную зону обслуживания ** руб. 51 коп., всего ** руб. 18 коп. в марте 2010г., ** руб.78 коп. в апреле 2010г., ** руб.18 коп. в мае 2010 года.
Доводы истца о том, что она выработала в марте 188 часов при норме 159, в апреле 207 часов при норме 157 суд считает состоятельными, поскольку из расчетных листов, приказа **а от **.**.****г. «О дополнительной оплате за март 2010 года» и **а от **.**.****г. «О дополнительной оплате за апрель 2010г.», пояснений представителя ответчика следует, что Погиблова Л.А. в марте и апреле 2010г. выполняла обязанности временно отсутствующих работников (в марте - пом.воспитателя Б. с **.**.****.по **.**.****г., в апреле пом. воспитателя Б-й с **.**.**** по **.**.****г.).
В соответствии со ст. 151 Трудового Кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличении объема работ или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается соглашением сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы входят всякого рода надбавки компенсационного и стимулирующего характера.
С учетом вышеизложенного суд полагает, что в состав минимальной заработной платы должны быть включены все виды доплат за совмещение профессий в связи с тем, что данные доплаты производятся без освобождения от основной работы в пределах нормы рабочего времени. Доплаты за пределами нормы рабочего времени при условии выполнения работы по вакансии или на период временно отсутствующего работника соответственно не могут включаться в минимальную заработную плату, в связи с чем суд считает верными расчеты истца, произведенные по фактически отработанному времени л.д.4).
Таким образом, задолженность по заработной плате за период с **.**.****г. по **.**.****г. составит ** руб.19 коп.
Часть 2 ст. 45 Конституции РФ, ст. 352 Трудового кодекса РФ предусматривают право каждого на защиту своих трудовых прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Трудовой кодекс РФ содержит открытый перечень способов защиты права.
В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Из Устава МДОУ Детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» следует, что МДОУ является некоммерческой организацией, организационно-правовая форма: муниципальное учреждение, финансирование осуществляется из средств местного бюджета муниципального образования город Усть-Илимск в соответствии со сметой доходов и расходов и в пределах утвержденных ассигнований на текущий год, а также в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и другими нормативными правовыми документами.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств несет от имени муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
В силу статей 135,136 ТК РФ ответственность по начислению и выплате заработной платы лежит на работодателе. На день рассмотрения настоящего дела суду не представлено доказательств недостаточности у МДОУ Детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» средств по возникшим обязательствам. Поэтому требования истца подлежат удовлетворению непосредственно за счет ответчика - МДОУ Детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка», как работодателя.
В случае недостаточности средств у МДОУ Детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» в ходе исполнения настоящего решения истец вправе обратиться в суд в силу пунктов 2,3 статьи 18 Бюджетного кодекса РФ с иском на общих основаниях к соответствующему муниципальному органу о привлечении его к дополнительной (субсидиарной) ответственности.
В удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате с Финансового управления администрации города Усть-Илимска Погибловой Л.А. следует отказать, т.к. финансовое управление не является работодателем истца.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика МДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» следует взыскать государственную пошлину в доход городского бюджета в сумме 100 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Погибловой Л.А. удовлетворить.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» в пользу Погибловой Л.А. заработную плату за период с **.**.****г. по **.**.****г. в сумме ** руб.19 коп. с правом работодателя удержать обязательные налоговые платежи.
В удовлетворении требований Погибловой Л.А. о взыскании задолженности по заработной плате с Финансового управления администрации города Усть-Илимска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней.
Судья:
Решение вступило в законную силу: 01.09.2010г.