Решение о взыскании недополученной заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2010 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Юрониной Н.Ю.,

при секретаре Ибрагимовой Е.Б.,

с участием истца Геземчука В.М.,

представителя ответчика МДОУ детский сад № 24 «Красная шапочка» в лице Зариповой И.Р., действующей на основании доверенности № 562 от 07.04.2010 г.,

в отсутствие представителей ответчиков МДОУ детский сад № 24 «Красная шапочка» заведующей Водовой В.Д., Финансового управления Администрации г. Усть-Илимска, представителя третьего лица Управления образования Администрации г. Усть-Илимска,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2880/2010 по иску Геземчук В.М. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 24 «Красная шапочка» о взыскании недополученной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска истец указал, что он работает в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 24 «Красная шапочка» в должности сторожа. Ответчик выплачивает ему заработную плату не в полном объеме, занижая ее размер. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 г. № 91 минимальная заработная плата в России с 01 января 2009 года установлена в размере 4330 рублей. В силу положений ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Ему установлен районный коэффициент в размере 60% и процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50%. При выработке им месячной нормы рабочего времени его заработок ежемесячно не может составлять ниже 4330 руб. х1,6+4330руб. х1,5 = 9093 рубля. В период с 01 мая 2010 г. по 31 июля 2919 года его заработная плата была ниже, чем это установлено законом.

Просит суд взыскать со МДОУ детский сад № 24 «Красная шапочка» и с Финансового управления Администрации г. Усть-Илимск солидарно в его пользу недополученную заработную плату согласно представленного им расчета в размере ***** рублей за период с 01.05.2010 года по 31 июля 2010 г.

В судебном заседании истец Геземчук В.М. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что работает в МДОУ детский сад № 24 «Красная шапочка» сторожем с 27 апреля 200 года по настоящее время. Оплата его труда занижена.

Представители ответчика МДОУ Детский сад № 24 «Красная шапочка» Зарипова И.Р., Водова В.Д., с предъявленным иском не согласились. По существу возражений пояснили следующее. При расчете заработной платы учреждение руководствовалось постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 18.03.2008 № 112, которым установлены тарифные ставки (оклады) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск. Доплаты и надбавки установлены Положением о порядке установления стимулирующих надбавок из надтарифного фонда, которые выплачиваются за сложность, напряженность, высокое качество. На сегодняшний день учреждение не располагает нормативным правовым актом, позволяющим устанавливать иной способ расчета заработной платы работникам муниципальных учреждений МО город Усть-Илимск. Просили в иске отказать в полном объеме.

Представитель финансового управления администрации города Усть-Илимска Кравцова Т.Д., в письменных возражениях просила отказать в исках, ссылаясь на те же доводы, что и представители детского сада. Кроме того, указала, что главным распорядителем бюджетных средств для детского сада является управление образования, которое несет субсидиарную ответственность от имени муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Дело просила рассмотреть в ее отсутствие.

Суд, выслушав пояснения истца, исследовав их в совокупности с письменными возражениями ответчика и третьего лица, представленными доказательствами, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.

В соответствии со ст. 146,147,148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.

Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 г. Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, повышенная оплата производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Исходя из установленных фактических обстоятельств и вышеприведенных правовых норм минимальный размер начисляемой работодателем заработной платы в г. Усть-Илимске, при условии выработки нормы рабочего времени в пределах нормальной продолжительности рабочего времени, и начисления 60% районного коэффициента и северной надбавки 50%, должен составлять с 01 января 2009 года - 9093 рубля.

Факт трудовых отношений с истцом ответчиком не оспаривался.

Как установлено в судебном заседании, согласно приказа о приеме на работу *****к от **.**.**** г., истец Геземчук В.М. работает в МДОУ детский сад № 24 «Красная шапочка» в должности сторожа с 07.04.2000 года, с выплатой 50% северной надбавки. Оплата труда работникам МДОУ производится с учетом районного коэффициента в размере 60%.

Судом исследована справка № 1037, отражающая начисление заработной платы истцу в спорный период л.д. 11), из которой следует, что истцом в спорный период были отработаны часы по графику.

Заработная плата истцу подлежит начислению в следующем порядке: оклад плюс предусмотренная надбавка надтарифного фонда, оплата за условия труда, совмещение профессий, доведение получившегося размера до 4330 рублей, начисление северного и районного коэффициентов, при выработке нормы рабочего времени. Итого 9093 рубля - по одной ставке, в пределах нормальной продолжительности рабочего времени. Как видно из представленной справки законный порядок начисления заработной платы в спорный период не соблюдался.

Расчет исковых требований истца ответчиком не оспорен. Расчет сделан с учетом фактически отработанного рабочего времени. Судом расчет проверен и составляет:

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

*****

Таким образом, размер не начисленной заработной платы за май, июнь, июль 2010 года составляет ***** рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. С указанной суммы работодатель вправе удержать налог на доходы физических лиц.

В соответствии с частью 12 статьи 20 ТК РФ дополнительная ответственность собственника (учредителя) по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем) наступает в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Из Устава детского сада № 24 «Красная шапочка» следует, что учреждение является муниципальным и относится к объектам муниципальной собственности. Его учредителем является управление образования, финансирование осуществляется полностью за счет средств городского бюджета.

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств несет от имени муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).

Согласно постановлению главы администрации города Усть-Илимска от 01.11.2007 № 1066 «Об утверждении перечня главных распорядителей средств бюджета города» Управление образования администрации города Усть-Илимска является главным распорядителем средств городского бюджета, предусмотренных на содержание детского сада и реализацию возложенных на него полномочий.

В случае недостаточности средств у детского сада № 24 «Красная шапочка» в ходе исполнения настоящего решения истец вправе обратиться в суд в силу пунктов 2, 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ с иском на общих основаниях к соответствующему муниципальному органу о привлечении его к дополнительной (субсидиарной) ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Геземчук В.М. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 24 «Красная Шапочка» о взыскании недополученной заработной платы, удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 24 «Красная шапочка» в пользу Геземчук В.М. заработную плату за май, июнь, июль 2010 года в общей сумме ***** 08 копеек, с правом работодателя удержания обязательных налоговых платежей.

Отказать в удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Ю. Юронина

Решение вступило в законную силу: 11.09.2010 г.