Решение о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням на обязательное пенсионное страхование



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2010 года г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Лысановой Ж.Н.,

при секретаре Вечтомовой М.А.,

с участием прокурора Крытцовой М.Ю.,

в присутствии представителя истца УПФ РФ (ГУ) в г. УИ и УИ р-не Саниной О.И., действующей на основании доверенности № СМ-***** от **.**.**** сроком действия по **.**.****,

представителя ответчика Баяновой Г.С., действующей на основании прав по должности, распоряжение администрации МО "УИ район" *****-лс от **.**.****,

представителя третьего лица на стороне истца - Комитета по экономике и финансам администрации МО "УИ район" Хакимовой Н.Р., действующей на основании доверенности от **.**.**** ***** сроком действия до **.**.****,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3440/2010 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Управления УПФ РФ (ГУ) в г. УИ и УИ р-не к МУК «Межпоселенческая центральная библиотека» о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням на обязательное пенсионное страхование,

УСТАНОВИЛ:

Истец просит суд взыскать с ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2009 года в размере ***** руб. 74 коп., в том числе на страховую часть трудовой пенсии ***** руб. 00 коп., на накопительную часть пенсии ***** руб. 00 коп.; пени за несвоевременную уплату задолженности за полугодие 2009 г. - на страховую часть пенсии ***** руб. 40 коп., на накопительную часть пенсии ***** руб. 35 коп.; пени за несвоевременную уплату задолженности за 2007 год - на страховую часть пенсии ***** руб. 08 коп., на накопительную часть пенсии ***** руб. 24 коп.; пени за несвоевременную уплату задолженности за 2008г. - на страховую часть пенсии ***** руб. 05 коп., на накопительную часть пенсии ***** руб. 71 коп.; пени за несвоевременную уплату задолженности за 1 квартал 2009 года - на страховую часть пенсии ***** руб. 45 коп., на накопительную часть пенсии ***** руб. 46 коп.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что МУК «Межпоселенческая центральная библиотека» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, зарегистрированным в ГУ УПФ РФ (ГУ) в г. УИ и УИ р-не как работодатель (регистрационный № ПФР/ИНН *****). Уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за полугодие 2009 года учреждением не производилась, в связи с чем образовалась задолженность по уплате страховых взносов в размере ***** руб. 74 коп.

В соответствии с пунктом 1 ст. 16 ФЗ-167 от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются собственностью Российской Федерации. Неуплата ответчиком задолженности по страховым взносам за полугодие 2009 года приводит к нарушению интересов Российской Федерации в части соблюдения конституционных прав граждан на своевременное и полное пенсионное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ).

В судебном заседании прокурор Крытцова М.Ю. и представитель истца Санина О.И. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Порядок и последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны. Признание иска занесено в протокол судебного заседания, заявление об этом приобщено к письменным материалам дела. По существу иска представитель ответчика пояснила, что МУК «Межпоселенческая центральная библиотека» является бюджетным учреждением, финансируется из бюджета города в соответствии со сметой. Учреждение ведет учет задолженности, своевременно извещает главного распорядителя бюджетных средств о сложившейся ситуации с задолженностью, ежемесячно, до 5 числа отчитывается в орган, исполняющий местный бюджет - Комитет, о состоянии кредиторской задолженности. Данная задолженность образовалась в результате недофинонсирования учреждения главным распорядителем бюджетных средств. МУК «Межпоселенческая центральная библиотека» просит уменьшить госпошлину до минимального размера.

Представитель третьего лица на стороне истца - Комитета по экономике и финансам администрации МО "УИ район" в судебном заседании возражений по иску не представила.

Исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Частью 1 статьи 39 Конституции РФ закреплено гарантируемое государством право каждого гражданина на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца. Гарантированное государством социальное обеспечение осуществляется за счет средств бюджета пенсионного фонда РФ. В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ является страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

В силу п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. с изменениями от 24.12.1993 г. и 05.05.1997г., пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и этим Положением, денежные средства которого в соответствии с п. 2 данного Положения находятся в государственной собственности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г № 167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью. Согласно ст. 17 ФЗ РФ от 15.12.2001г. № 167-ФЗ бюджет пенсионного фонда формируется в том числе за счет страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г., № 167-ФЗ, страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица.

В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г., № 167-ФЗ, страхователи обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; обеспечивать реализацию прав застрахованных лиц, вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"; своевременно и в полном объеме перечислять в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также вести учет, связанный с исчислением, удержанием и перечислением указанных страховых взносов и с уплатой взносов работодателя в пользу застрахованных лиц в соответствии с указанным Федеральным законом; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г., № 167-ФЗ, под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Из материалов дела усматривается, что ответчиком не исполнена установленная законом обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов, в связи с чем истцом были выставлено требование N ***** об уплате имеющейся задолженности по страховым взносам и пени в срок до **.**.**** (л.д. 8). Поскольку ответчиком не исполнено указанное требование, истцом на основании ст. 26 Закона о пенсионном страховании начислены пени.

Задолженность ответчика в бюджет УПФ РФ (ГУ) в г. УИ и УИ р-не за полугодие 2009 года в размере ***** руб. 74 коп. подтверждается реестрами поступлений по страхователям за полугодие 2009 года по всем КБК, расчетами авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, расчетами сумм недоимки, пени, и не оспаривается ответчиком.

Требование № ***** об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на **.**.****, было направлено руководителю МУК «Межпоселенческая центральная библиотека» заказным письмом **.**.****, однако до настоящего времени страховые взносы, пени и штрафы не уплачены. Расчет сумм задолженности и пени, представленный истцом, судом проверен и принимается верным. Возражений по механизму расчета ответчик не заявил.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания пени в связи с отсутствием вины в образовании задолженности по страховым взносам суд считает несостоятельными, поскольку согласно ст.26 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленным данным Законом сроками. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем оплаты, до даты фактической уплаты задолженности.

Досудебный порядок по взысканию пени, установленный ст.25.1 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионным фондом соблюден. Доводы ответчика об отсутствии вины в образовании задолженности в связи с задержкой финансирования из городского бюджета суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии с п.п. 2 п. 4 ст. 26 Закона об обязательном пенсионном страховании основанием освобождения от уплаты пени является только невозможность страхователя погасить задолженность в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Таких доказательств суду не представлено.

То обстоятельство, что муниципальное управление культуры «Межпоселенческая центральная библиотека» не получало финансирования из районного бюджета, не освобождает учреждение от предусмотренной Законом (статьями 14, 24 Федерального закона от **.**.**** N 167-ФЗ) обязанности по исчислению и перечислению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку именно учреждение является страхователем в УПФ РФ (ГУ) в г. УИ и УИ р-не, а не главный распорядитель бюджетных средств - Комитет по экономике и финансам администрации МО "УИ район"

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в доход городского бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ***** руб. 91 коп. (*****,74-20000х3%+800).

Оснований для снижения размера государственной пошлины в соответствии со ст. 90 ГПК РФ, ч.2 ст. 333.20 НК РФ не имеется.

Поскольку все юридические лица обязаны иметь банковский (расчетный) счет и сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии каждого счета в каком-либо банке, оценка имущественного положения юридического лица при решении вопроса о снижении размера госпошлины зависит от доказанности длительного отсутствия денежных средств на его банковских счетах либо от значительного количества предъявленных к счету требований (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

К документам, устанавливающим имущественное положение ответчика, относятся:

- подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты, включая счета филиалов и представительств юридического лица - заинтересованной стороны;

- подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.

Ответчик не представил суду подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты, и доказательств отсутствия на соответствующих счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора удовлетворить.

Взыскать с МУК «Межпоселенческая центральная библиотека» в пользу бюджета УПФ РФ (ГУ) в г. УИ и УИ р-не недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2009 год в размере ***** руб. 74 коп., в том числе на страховую часть трудовой пенсии ***** руб. 00 коп. (КБК *****), начисленные на неё пени ***** руб. 40 коп. (КБК ***** на накопительную часть трудовой пенсии ***** руб. 00 коп. (КБК *****), начисленные на нее пени ***** руб.35 коп. (КБК *****); пени за несвоевременную уплату задолженности за 2007 г. на страховую часть пенсии ***** руб. 08 коп. (КБК *****), на накопительную часть пенсии ***** руб. 24 коп. (КБК ***** пени за несвоевременную уплату задолженности за 2008г. на страховую часть пенсии ***** руб. 05 коп. (КБК *****), на накопительную часть пенсии ***** руб. 71 коп. (КБК *****); пени за несвоевременную уплату задолженности за 1 квартал 2009 года на страховую часть пенсии ***** руб. 45 коп. (КБК *****), на накопительную часть пенсии ***** руб. 46 коп. (КБК *****

Взыскать с МУК «Межпоселенческая центральная библиотека» государственную пошлину в доход городского бюджета в размере ***** руб.91 коп.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий судья: подпись.

Решение вступило в законную силу: 27.11.2010г.