Решение об отказе призания нуждающимся в улучшении жилищных условий



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2010г. г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Курахтановой Е.М.,

при секретаре Клиновской Е.В.,

с участием представителя истца Чернигова В.Г. - Павловой Г.М., действующей на основании доверенности № 99 от 08.06.2010г. сроком действия на три года с полным объемом процессуальных прав,

представителя ответчика - Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району - Мореход А.И., действующей на основании доверенности № 08-6641 от 31.12.2009г. сроком действия до 31.12.2010г.,

в отсутствие истца - Чернигова В.Г.,

представителя ответчика - Администрации Седановского муниципального образования,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3172-2010 по иску Чернигова В.Г. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, Администрации Седановского муниципального образования о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Истец Чернигов В.Г. обратился в Усть-Илимский городской суд с иском, в обоснование которого указал, что он является ветераном- участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы. С .. .. .... он проживает в неблагоустроенном жилом помещении жилой площадью 36,7 кв.м в двухквартирном брусовом доме, расположенном по адресу: .... . Указанная квартира была передана в собственность ему и Ч.., умершей .. .. ..... В настоящее время вместе с ним в квартире проживает ФИО13., с которой был зарегистрирован брак в 2002г. В 2008г. распоряжением главы Администрации Седановского муниципального образования от 30.12.08г. он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран ВОВ в соответствии со ст.14 ФЗ «О ветеранах». Однако в 2010г. распоряжением главы Администрации Седановского муниципального образования от 17.02.2010г. он был снят с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран ВОВ в связи с тем, что площадь его жилого помещения превышает учетную норму 18 кв.м. на одного человека. Он не согласен с принятым решением жилищно-бытовой комиссии и считает его незаконным. Он более 40 лет проживает в неблагоустроенном жилом доме по адресу: .... Он пожилой человек, инвалид, ему **** года и необходимы благоустроенные жилищные условия - водоснабжение и отопление. Он неоднократно обращался в департамент социальной защиты населения по г.Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, в Администрацию Усть-Илимского района, Администрацию Седановского муниципального образования, Усть-Илимскую межрайонную прокуратуру с обращениями поставить на льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако ему везде было отказано т.к. на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий ему необходимо было встать до 01.01.2005г. Он об этом ничего не знал, т.к. юридически был неграмотен. В ответе на его обращения в компетентные органы ссылаются на тот факт, что у его жены имеется жилье в г.Усть-Илимске, однако считает, что оно не имеет отношения к нему. Эта квартира находится в долевой собственности с ее сыном, кроме того она была приватизирована 20 лет назад, а брак был зарегистрирован только в 2002г., его супруга с момента регистрации брака проживает с ним в п.Седаново. Просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию Седановского Муниципального образования восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи первоначального заявления с 28.08.08г.

В судебном заседании представитель истца Павлова Г.М. поддержала исковые требования, по доводам, изложенным в иске.

Истец Чернигов В.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно заявления от 17.10.2010г. исковые требования поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 51).

Представитель ответчика - Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Усть-Илимску и Усть-Илимскому району -Мореход А.И. не признала исковые требования пояснив, что признание граждан нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий не относится к компетенции Управления, а является функцией органов местного самоуправления, в данном случае Администрации Седановского МО. По сведениям, представленным компетентными органами муниципальных образований, Управление социальной защиты формирует дела для направления их в дальнейшем в Министерство социальной защиты для решения вопроса о выдаче в связи с требованиями Указа Президента РФ №714 от 7.05.2008г. участнику, ветерану или инвалиду ВОв свидетельства на социальную выплату для приобретения жилья. Действительно в данном случае не имело бы значения встал Чернигов В.Г. на учет до 1.01.2005г. или позже, если бы он действительно был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В данном случае основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, предусмотренные ст. 51 Жилищного кодекса РФ, отсутствовали. В настоящее время истец состоит на получение субсидии на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Представитель ответчика глава Администрации Седановского муниципального образования Смолина Г.Н. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, дополнительно указав, что с иском не согласна. Постановка и снятие с учета производилась на основании ЖК РФ. Предоставить благоустроенное жилье Чернигову В.Г. не представляется возможным в связи с отсутствием такого жилья на территории Седановского муниципального образования.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Чернигова В.Г. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Указом № 714 от 07.05.2008г. Президент РФ постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОв, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О Ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: получение и содержание жилых помещений (п. 3 ч. 1 ст. 13). Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (п. 3 ч. 1 ст. 15). Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (ст. 23.2 Закона «О ветеранах»).

Истец считает, что нарушено его право на обеспечение в рамках Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008г. и Закона «О ветеранах» благоустроенным жильем, поскольку он фактически нуждается в таковом, но в установленном порядке не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Чернигов В.Г является собственником трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: .... . Указанная квартира была передана в общую долевую собственность Чернигову В.Г. ****.р. и его супруге - Черниговой С.С. ****.р. в равных долях согласно договору на передачу квартиры (дома) в собственность жителя Усть-Илимского района **** от .. .. .... (л.д.11-12). Чернигова С.С. умерла .. .. .... (л.д.14). Как следует из справки **** от .. .. .... Чернигов В.Г. зарегистрирован и проживает в указанной квартире с 12.02.1968г. по настоящее время (л.д. 8).

Истец является ветераном-участником ВОв, с 18.04.1996г. и имеет 2 группу инвалидности, установленную бессрочно (л.д. 6, 7).

Из акта проверки жилищно-бытовых условий от 05.04.2010г., составленного комиссией в составе главы администрации Седановского МО, специалиста 1 категории администрации Седановского МО и заведующей Седановской врачебной амбулатории следует, что истец Чернигов В.Г. проживает в трехкомнатной квартире в двухквартирном доме. Отопление дома печное, местное электроотопление, вода привозная, баня и туалет во дворе. Чернигов В.Г. проживает совместно с Павловой Г.М. с 27.09.2002г. Дом ухоженный, санитарно-гигиенические условия удовлетворительные, но бытовые условия дл Чернигова тяжелые, поскольку воду нужно принести, заготовить дрова и т.п. (л.д.19).

Согласно свидетельства о заключении брака Чернигов В.Г. состоит в зарегистрированном браке с Павловой Г.М. с 27.09.2002г. (л.д.9).

Согласно договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан №1583 от 24.03.1992г. Павлова Г.М. и ее сын Павлов Д.В. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: .... (л.д.13).

28.08.08г. Чернигов В.Г. обратился к главе администрации Седановского МО с письменным заявлением с просьбой о постановке на учет в очередь на улучшение жилищных условий, просил предоставить благоустроенное жилье (л.д.34).

Распоряжением главы Администрации Седановского МО №47 от 30.12.2008г. Чернигов В.Г. был поставлен на регистрационный учет на улучшение жилищных условий (благоустроенное жилье) под номером 81 (л.д.33).

25.08.2009г. Чернигов В.Г. обращался к главе администрации Седановского МО Смолиной Г.Н. с письменным заявлением о постановке его в очередь на благоустроенное жилье. Согласно резолюции главы на данном заявлении благоустроенного жилья на территории Седановского МО не имеется (л.д.17).

Сообщением Управления Департамента социальной защиты населения Иркутской области по г.Усть-Илимску и Усть-Илимскому району №02-1910 от 27.05.08г. истцу в ответ на его обращение было разъяснено право на постановку на учет на льготную очередь граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и при получении жилищного сертификата ему разъяснено право на приобретение благоустроенной квартиры в выбранном им месте жительства (л.д.16).

Распоряжением № 02 от 17.02.2010г. главы Администрации Седановского МО было принято решение снять инвалида, ветерана ВОв Чернигова В.Г. ****.р. с регистрационного учета на улучшение жилищных условий (л.д.32). Истцу было направлено уведомление, в котором указано о принятом решении, основанном на том, что площадь его жилого помещения превышает учетную норму-18 кв.м. на одного человека. (л.д.10).

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях являются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

На территории Седановского муниципального образования установлена учетная площадь жилого помещения в размере 18 кв.м. общей площади на 1 члена семьи.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что общая площадь квартиры, принадлежащей истцу на праве собственности, составляет 48,9 кв.м. (л.д. 11-12) Учитывая фактическое проживание с Черниговым В.Г. его супруги Павловой Г.М., на каждого приходится по 24,45 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную на территории Седановского МО решением главы Администрации № 25/5 от 28.12.2009г. Следовательно, истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Следует отметить, что согласно пункту 12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела суду не было представлено доказательств признания в установленном порядке жилого дома, в котором проживает истец, аварийным и непригодным для проживания, принимая во внимание то, что квартира истца расположена на территории Седановского МО, где отсутствует система водопровода, центрального отопления и канализации, суд считает, что применительно к условиям населенного пункта, в котором проживает истец, занимаемое им жилое помещение отвечает критериям пригодного для проживания жилого помещения.

При указанных обстоятельства истца нельзя признать нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 ч. 1 с. 51 ЖК РФ.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает, что глава Администрации Седановского МО правомерно принял решение о снятии Чернигова В.Г. с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. В удовлетворении требований Чернигова В.Г. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления т.е. 20.08.08г. необходимо отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Чернигова В.Г. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, Администрации Седановского муниципального образования о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи первоначального заявления, то есть с 28.08.2008г. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд путем подачи жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.М. Курахтанова

Решение вступило в законную силу 17.12.2010г.

и