РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 декабря 2010 года г. Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Лысановой Ж.Н.,
при секретаре Вечтомовой М.А.,
с участием прокурора Тукмаковой О.В.,
в присутствии главы Ершовского муниципального образования Квитка А.В.,
представителя отдела ГПН по г. И и УИ р-ну УГПН ГУ МЧС России Ио Ефимова М.С., действующего на основании доверенности *** от **.**.****,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3496-2010 по заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации Ершовского муниципального образования устранить нарушения Правил пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Усть-Илимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации Ершовского муниципального образования устранить нарушения Правил пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведенной органами пожарного надзора проверки в с. Ершово Усть-Илимского района Иркутской области **.**.**** установлены несоблюдения администрацией Ершовского муниципального образования требований пожарной безопасности - в неисправном состоянии содержатся 2 пожарных водоема. Администрация муниципального образования не принимает достаточных мер по обеспечению первичной пожарной безопасности в границах населенного пункта, что ставит под угрозу безопасность населения от чрезвычайных ситуаций и нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и имущества. Усть-Илимский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Ершовского муниципального образования привести в исправное состояние два пожарных водоема, находящихся на территории населенного пункта с. Ершово, в срок до **.**.****
В судебном заседании помощник прокурора Тукмакова О.В. требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Глава Ершовского муниципального образования Квитка А.В. в судебном заседании пояснила, что в период с сентября по ноябрь 2010 года администрация проводила работы по очистке, ремонту и заполнению водой пожарного водоема, расположенного на улице ****, *** (территория МОУ «Ершовская СОШ»). В данное время водоем готов к эксплуатации, очищен от мусора, трещины обработаны монтажной пеной, заполнен водой, оборудован двойными крышками. Второй пожарный водоем по ул. **** будет готов к указанному в предписании сроку, т.е. к **.**.****. Кроме того, имеется специальная техника для пожаротушения - пожарная машина, заправленная водой; две водовозные машины, одна из которых оснащена помпой. В 300 метрах от села расположена водозаборная скважина, где круглосуточно дежурят рабочие, обеспечивающие залив воды в водовозные машины. С двух сторон села расположена береговая зона водохранилища (расстояние от 200 до 400 метров). Постановлением главы администрации от 20.01.2010г. № 3 «О создании добровольной пожарной команды на территории Ершовского муниципального образования» утвержден состав ДПК в количестве пяти человек.
Представитель отдела ГПН по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району ГУ МЧС России по Иркутской области Ефимов М.С. в судебном заседании пояснил, что при проведении внеплановой проверки **.**.**** на территории Ершовского муниципального образования было установлено нарушение требований Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно: на территории населенного пункта в неисправном состоянии содержатся два пожарных водоема; а также ряд нарушений в центральной котельной с. Ершово. В настоящее время в отдел ГПК поступил акт от **.**.**** о приемке пожарного водоема, расположенного на территории МОУ «Ершовская СОШ», в эксплуатацию. Второй пожарный водоем необходимо привести в исправное состояние в срок до **.**.****. Ранее этого срока из-за промерзания грунта невозможно будет проверить, уходит вода из водоема в землю или сохраняется в нем.
Исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций включает в себя комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (статья 7 ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994).
На основании ст.19 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Аналогичное положение содержат в себе п.п. 8 и 9 п.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Суд считает, что предметы ведения местного самоуправления сформулированы в Законе так, что они оказываются, по сути, совместными и для государственных органов (федеральных и региональных), и для органов местного самоуправления.
Более конкретно определена юрисдикция органов местного самоуправления по вопросам местного значения в Законе Иркутской области от 02.04.2003г. № 16-оз (в редакции от 17.05.2007г.) «О пожарной безопасности в Иркутской области». В соответствии со ст.6 (1) названного Закона Иркутской области первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов могут включать в себя:
а) издание муниципальных нормативных правовых актов по вопросам пожарной безопасности;
б) организацию тушения пожаров;
в) разработку целевых программ и планов обеспечения пожарной безопасности;
г) содействие деятельности добровольных пожарных;
д) организацию и осуществление проведения противопожарной пропаганды;
е) утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств органов местного самоуправления;
ж) организацию работы комиссии муниципального образования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также осуществление контроля за ее деятельностью.
Согласно пунктам 1,2,3 статьи 68 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Актом проверки *** от **.**.**** ОГПН по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району установлено, что Ершовское МО расположено в северо-западной части Иркутской области, примыкает с восточной стороны Усть-Илимского водохранилища. Поселение граничит с Усть-Илимским муниципальным районом (межселенная территория). Расстояние до г.Усть-Илимска левобережной части - 130 км. На территории поселения расположено: 1 учреждение здравоохранения (Фельдшерский акушерский пункт МУ «УИ ЦРБ»); 1 учреждение образования - средняя общеобразовательная школа, 1 детский сад. Жилищный фонд МО представлен в основном 1 этажными зданиями 5 степени огнестойкости. Кроме этого в поселении расположена 1 котельная, отпускающая теплоэнергию населению. На территории населенного пункта в неисправном состоянии содержатся 2 пожарных водоёма (л.д.8).
В соответствии с предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности № *** выданным **.**.****. ОГПН по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, администрация Ершовского муниципального образования обязана в срок до **.**.****. восстановить работоспособность пожарных водоемов на территории населенного пункта в соответствии со статьями 63, 68 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (л.д.9-10).
Согласно п. 9.29 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84*
"Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"
(утв. постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 г. N 123, срок введения в действие 1 января 1985 г.) количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать согласно п.9.30 (при наличии автонасосов - в радиусе 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от типа мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п.9.32. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.), при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.
Доводы прокурора о том, что администрация Ершовского муниципального образования не в полном объеме осуществляет обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах с. Ершово, суд считает состоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что в с. Ершово действует только один из двух имеющихся в наличии пожарных резервуаров.
Учитывая изложенное, суд считает требования прокурора по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в срок до **.**.****. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Усть-Илимского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Ершовского муниципального образования привести в исправное состояние пожарный водоем, расположенный по ул. Гагарина на территории населенного пункта с. Ершово Усть-Илимского района Иркутской области в срок до **.**.****.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья:
Решение вступило в законную силу: 24.12.2010г.