РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
14 декабря 2010 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующий судья Высочин О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Кудряшовой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3376/2010 по иску Карповой Т.Ф. к индивидуальному предпринимателю Зюлькову Д.А. о внесении записей в трудовую книжку, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
Установил:
В обоснование Карпова Т.Ф. указала, что 29 июня 2010 года она была принята на работу в качестве продавца-консультанта к ИП Зюлькову Д.А. При приеме на работу она представила трудовую книжку, страховое свидетельство. 29 июня 2010 года с ней был заключен срочный трудовой договор на один месяц, при этом она работала на постоянной основе в отделе по продаже детских вещей, питания, в супермаркете «Дети». По окончании срочного трудового договора она продолжила работу, выполняя те же трудовые функции. В конце августа она подписала заявление о расторжении договора подряда, считает, что подала заявление об увольнении по собственному желанию. Ответчик не выплатил ей компенсацию за неиспользованный отпуск, трудовую книжку она получила только 05 октября 2010 года, причем без соответствующих записей, считает, что работодатель в период с 01 сентября по 05 октября 2010 года незаконно лишил ее возможности трудиться, она не могла устроится на другую работу, встать на учет в центр занятости. Незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, который она оценивает в 20000 рублей. Уточнив исковые требования, истец просит признать срочный трудовой договор от 29 июня 2010 года заключенным на неопределенный срок, обязать ответчика внести в трудовую книжку запись о приеме на работу с 24 июня 2010 года продавцом-консультантом, запись об увольнении по собственному желанию с 01 сентября 2010 года, взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 1563,80 рубля, взыскать неполученный заработок за незаконное лишение возможности трудиться в размере 7595,50 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Ответчик в представленном возражении указал, что 29 июля 2010 года между ним и истцом заключен договор подряда на выполнение работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском) товара на период с 29 июля 2010 года до 29 октября 2010 года. Считает, что договор носит гражданско-правовой характер, поскольку не содержит обязательных для трудового договора условий. 31 августа 2010 года договор был расторгнут по соглашению сторон. Просит в иске отказать.
В судебном заседании истец, ее представитель поддержали исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, был извещен, в представленном заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав пояснения, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленного срочного трудового договора от 29 июня 2010 года, заключенного между индивидуальным предпринимателем Зюльковым Д.А. и Карповой Т.Ф. следует, что работник принята в качестве продавца-консультанта на срок с 29 июня 2010 года по 29 июля 2010 года, работа по договору является основным местом работы, договор подписан предпринимателем и работником, заверен печатью ИП Зюлькова Д.А.
В соответствии со статьей 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения.
В соответствии со статьей 58 ТК РФ в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.
Ответчик не представил суду доказательств того, что имелись основания для заключения срочного трудового договора с работником, что срочный трудовой договор от 29 июня 2010 года с Карповой Т.Ф. был расторгнут, что Карпова Т.Ф. прекратила работу после 29 июля 2010 года, что в соответствии со статьей 56 ГПК РФ является его обязанностью.
Из показаний свидетелей ***, ***, ***, допрошенных в судебном заседании следует, что они работали вместе с Карповой Т.Ф. у ИП Зюлькова Д.А.в супермаркете «Дети» в г. Усть-Илимске. Карпова Т.Ф. выполняла работу продавца-консультанта, ее трудовые функции в течение всего период работы, в том числе 29 июля 2010 года не изменялись.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд находит, что срочный трудовой договор от 29 июня 2010 года между ИП Зюльковым Д.А. и Карповой Т.Ф. считается заключенным на неопределенный срок.
Из договора подряда № 55 от 29 июля 2010 года следует, что он заключен между работодателем ИП Зюльковым Д.А. и работником Карповой Т.Ф., которая приняла на себя обязанности выполнять работу в качестве продавца-консультанта в срок с 29 июля 2010 года до 29 октября 2010 года, соблюдать правила охраны труда и ТБ, стоимость работы 5000 рублей ежемесячно.
Представленный договор подряда № 55 от 29 июля 2010 года на выводы суда о наличии трудовых отношений между ИП Зюльковым Д.А. и Карповой Т.Ф. не влияет, кроме того, по содержанию он фактически является трудовым договором.
В соответствии со статьей 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Из представленной трудовой книжки TK-II № ** Карповой Т.Ф. следует, что записи в нее предпринимателем Зюльковым Д.А. не внесены.
В соответствии со статьей 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника. В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.
Из представленного заявления Карповой Т.Ф. на имя ИП Зюлькова Д.А. от 01 сентября 2010 года она просит расторгнуть с ней договор подряда № 55 от 29 июля 2010 года с 31 августа 2010 года. Из представленного соглашения от 01 сентября 2010 года следует, что стороны по обоюдному согласию решили досрочно расторгнуть договор № 55 от 29 июля 2010 года с 31 августа 2010 года.
Оценивая действия сторон, с учетом установленного факта трудовых отношений между ИП Зюльковым Д.А. и Карповой Т.Ф., исходя из пояснений истца, которая показала, что последним днем ее работы был 01 сентября 2010 года, показаний свидетеля ***, подтвердившей данное обстоятельство, суд считает возможным понудить ответчика внести в трудовую книжку Карповой Т.Ф. запись о приеме на работу с 29 июня 2010 года продавцом-консультантом, запись об увольнении по собственному желанию с 01 сентября 2010 года, по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со статьей 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Ответчик не представил суду доказательств установленного размера, начисления и выплаты заработной платы Карповой Т.Ф., с учетом чего суд считает возможным обосновать выводы пояснениями истца, которая указала, что размер ее заработной платы был установлен в сумме 5000 рублей, ежемесячно, при этом суд учитывает, что указанная сумма закреплена в договоре подряда № 55 от 29 июля 2010 года.
В соответствии со статьей 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Суду не представлено доказательств выплаты ответчиком компенсации за неиспользованный отпуск Карповой Т.Ф., суд считает возможным вынести решение по заявленным истцом требованиям, представленный расчет компенсации отпуска судом проверен, суд находит его верным, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма в размере 1563,80 рублей.
В соответствии со статьей 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
В соответствии с п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 при задержке выдачи работнику трудовой книжки по вине работодателя, внесении в трудовую книжку неправильной или не соответствующей федеральному закону формулировки причины увольнения работника работодатель обязан возместить работнику не полученный им за все время задержки заработок.
Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ. Поскольку Кодекс (статья 139) установил единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, в таком же порядке следует определять средний заработок при взыскании денежных сумм за время вынужденного прогула, вызванного задержкой выдачи уволенному работнику трудовой книжки (статья 234 ТК РФ)
Ответчик не представил доказательств вручения трудовой книжки истцу в день увольнения. Из представленной суду расписки следует, что Карпова Т.Ф. получила трудовую книжку 05 октября 2010 года.
Расчет заработка за время вынужденного прогула, вызванного задержкой выдачи трудовой книжки, судом проверен, суд находит его верным, с ответчика в пользу Карповой Т.Ф. подлежит взысканию сумма в размере 7595,50 рублей.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Оценивая обстоятельства причинения вреда истцу, степень нарушения ее прав, с учетом объема и характера причиненных нравственных страданий, степени вины работодателя, требований разумности и справедливости, с учетом показаний свидетеля *** суд считает возможным определит к взысканию с ИП Зюлькова Д.А. в пользу Карповой Т.Ф. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, в остальной части требования заявлены истцом не обосновано и удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из представленного договора поручения от 08 октября 2010 года следует, что Карпова Т.Ф. поручила Анкудиновой Т.И. составить исковое заявление, рассчитать исковые требования, составить необходимые ходатайства и заявления, участвовать в судебных заседаниях, вознаграждение указано в размере 10000 рублей.
Из представленной расписки от 08 октября 2010 года следует, что Анкудинова Т.И. получила от Карповой Т.Ф. деньги по договору от 08 октября 2010 года в сумме 10000 рублей.
Учитывая требования разумности суд считает возможным взыскать в пользу Карповой Т.Ф. с ИП Зюлькова Д.А. судебные расходы в сумме 5000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать срочный трудовой договор от 29 июня 2010 года между индивидуальным предпринимателем Зюльковым Д.А. и Карповой Т.Ф. заключенным на неопределенный срок.
Обязать индивидуального предпринимателя Зюлькова Д.А. внести в трудовую книжку Карповой Т.Ф. запись о приеме на работу с 29 июня 2010 года продавцом-консультантом, запись об увольнении по собственному желанию с 01 сентября 2010 года.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Зюлькова Д.А. в пользу Карповой Т.Ф. компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 1563,80 рублей, неполученный заработок за незаконное лишение возможности трудиться в размере 7595,50 рублей, а всего 9159 рублей 30 копеек, с правом работодателя удержать обязательные налоговые платежи.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Зюлькова Д.А. в пользу Карповой Т.Ф. компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, судебные расходы в сумме 5000 рублей, а всего 10000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Карповой Т.Ф. к индивидуальному предпринимателю Зюлькову Д.А. о взыскании компенсации морального вреда в сумме 15000 рублей отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Илимский городской суд.
Судья О.Ю. Высочин
Решение вступило в законную силу: 31.12.2010 года