РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2010 года г. Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Лысановой Ж.Н.,
при секретаре Вечтомовой М.А.,
с участием прокурора Тукмаковой О.В.,
в присутствии представителя истца УПФ РФ г. УИ Саниной О.И., действующей на основании доверенности № СМ-*** от 31.12.2009г. сроком действия по 31.12.2010г.,
в отсутствие представителя ответчика МУЗ "Станция скорой мед. помощи"
представителя третьего лица на стороне истца - Финуправление г. УИ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3471/2010 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации в лице УПФ РФ г. УИ к МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням на обязательное пенсионное страхование,
УСТАНОВИЛ:
Истец просит суд взыскать с ответчика задолженность по пеням за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год, за 1 квартал 2008г., 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2008г. в размере *** руб. 39 коп., в том числе пени за несвоевременную уплату задолженности за 2007 г. на страховую часть пенсии *** руб. 34 коп., на накопительную часть пенсии *** руб. 60 коп.; пени за несвоевременную уплату задолженности за 1 квартал 2008 г. - на страховую часть пенсии *** руб. 35 коп., на накопительную часть пенсии *** руб. 38 коп.; пени за несвоевременную уплату задолженности за полугодие 2008 года - на страховую часть пенсии *** руб. 03 коп., на накопительную часть пенсии *** руб. 53 коп.; пени за несвоевременную уплату задолженности за 9 месяцев 2008г. - на страховую часть пенсии *** руб. 77 коп., на накопительную часть пенсии - *** руб. 39 коп.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрировано в УПФ РФ г. УИ как работодатель (регистрационный № ПФР/ИНН ***). Уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год, за 1 квартал 2008г., за полугодие и 9 месяцев 2008 года учреждением своевременно не произведена, в связи с чем образовалась задолженность по уплате пеней по страховым взносам в размере *** руб. 39 коп.
В соответствии с пунктом 1 ст. 16 ФЗ-167 от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются собственностью Российской Федерации. Неуплата ответчиком задолженности по страховым взносам приводит к нарушению интересов Российской Федерации в части соблюдения конституционных прав граждан на своевременное и полное пенсионное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ).
В судебном заседании прокурор Тукмакова О.В. и представитель истца Санина О.И. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя учреждения.
В письменном отзыве на исковое заявление от 03.12.2010г. за подписью зам. главного врача МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» указано, что наличие задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в указанные периоды ответчик не отрицает. Учреждение не является главным распорядителем бюджетных средств, финансируется из бюджета города в соответствии со сметой. Учреждение не имеет права заниматься коммерческой или иными видами деятельности, приносящими доход, и, следовательно, не имеет каких-либо собственных денежных средств (л.д.43).
Представитель третьего лица на стороне истца - Финуправление г. УИ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не известил, возражений по иску не представил.
Исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации закреплено гарантируемое государством право каждого гражданина на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца.
Гарантированное государством социальное обеспечение осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ является страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
В силу п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. с изменениями от 24.12.1993 г. и 05.05.1997г., пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и этим Положением, денежные средства которого в соответствии с п. 2 данного Положения находятся в государственной собственности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г № 167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью. Согласно ст. 17 ФЗ РФ от 15.12.2001г. № 167-ФЗ бюджет пенсионного фонда формируется в том числе за счет страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г., № 167-ФЗ, страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица.
В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ страхователи обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; обеспечивать реализацию прав застрахованных лиц, вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"; своевременно и в полном объеме перечислять в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также вести учет, связанный с исчислением, удержанием и перечислением указанных страховых взносов и с уплатой взносов работодателя в пользу застрахованных лиц в соответствии с указанным Федеральным законом; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г., № 167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком не исполнена установленная ст. 14 Закона о пенсионном страховании обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов, в связи с чем истцом были выставлены требования № 2144 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на **.**.****, *** об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на **.**.****, *** об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на **.**.****,
Поскольку ответчик не исполнил требования УПФ РФ г. УИ , истец на основании ст. 26 Закона о пенсионном страховании начислил пени.
Задолженность ответчика в бюджет УПФ РФ г. УИ за 2007г., за 1 квартал 2008г., за полугодие и девять месяцев 2008г. подтверждается реестрами поступлений по страхователям за период **.**.**** по **.**.**** год по всем КБК (л.д.29-37), реестром поступления платежей от страхователей за период с **.**.**** по **.**.****, таблицами начисления пени по страховой части за 2007г. за период с **.**.**** (л.д.16), за 1 квартал 2008г. (л.д.17), за полугодие 2008 года (л.д.18), за 9 месяцев 2008 года (л.д.19), таблицами начисления пени по накопительной части за 2007 год (л.д.23), 1 квартал 2008 года (л.д.22), за полугодие 2008 года (л.д.21), за 9 месяцев 2008 года (лд.20), расчетами сумм пени, и не оспаривается ответчиком.
Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем направлены руководителю муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» заказными письмами (л.д. 24-28). Расчет сумм задолженности и пени, представленный истцом, судом проверен и принимается. Возражений по механизму расчета ответчик не заявил.
Согласно ст.26 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленным данным Законом сроками. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем оплаты, до даты фактической уплаты задолженности.
Досудебный порядок по взысканию пени, установленный ст.25.1 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионным фондом соблюден. Доводы ответчика об отсутствии вины в образовании задолженности в связи с задержкой финансирования из городского бюджета суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии с п.п. 2 п. 4 ст. 26 Закона об обязательном пенсионном страховании основанием освобождения от уплаты пени является только невозможность страхователя погасить задолженность в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Таких доказательств суду не представлено.
То обстоятельство, что МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» не получало финансирования из бюджета, не освобождает учреждение от предусмотренной Законом (статьями 14, 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ) обязанности по исчислению и перечислению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку именно учреждение является страхователем в УПФ РФ г. УИ , а не главный распорядитель бюджетных средств - Финуправление г. УИ.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** руб. 02 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора удовлетворить.
Взыскать с МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в пользу бюджета УПФ РФ г. УИ задолженность по пеням на счет в Управлении Федерального казначейства МФ РФ по Иркутской области (МИ ФНС России № 9 по Иркутской области) № 40101810900000010001 в банке ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Иркутской области, БИК 042520001 ИНН 3817026322 в размере *** руб.39 коп., в том числе:
пени за несвоевременную уплату задолженности за 2007 год на страховую часть пенсии - *** руб. 34 коп. (КБК 18210202010062000160), на накопительную часть пенсии - *** руб.60 коп. (КБК 18210202020062000160); пени за несвоевременную уплату задолженности за 1 квартал 2008г. на страховую часть пенсии - *** руб. 35 коп. (КБК 18210202010062000160), на накопительную часть пенсии - *** руб. 38 коп. (КБК 18210202020062000160); пени за несвоевременную уплату задолженности за полугодие 2008г. на страховую часть пенсии - *** руб. 03 коп. (КБК 18210202010062000160), на накопительную часть пенсии - *** руб. 53 коп. (КБК 18210202020062000160); пени за несвоевременную уплату задолженности за 9 месяцев 2008 года на страховую часть пенсии - *** руб. 77 коп. (КБК 18210202010062000160), на накопительную часть пенсии - *** руб. 39 коп. (КБК 18210202020062000160).
Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» государственную пошлину в доход городского бюджета в размере *** руб.02 коп.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий судья:
Решение вступило в законную силу: 21.12.2010г.