Решение об определении долей в праве собственности, признании права собственности, включении 1/6 доли недвижимого имущества в наследственную массу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2011 года г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Лысановой Ж.Н.,

при секретаре Вечтомовой М.А.,

в присутствии истца Александровой Г.И.,

ответчика Щербак А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-54/2011г. по иску Александровой Г.И., Александрова А.А. Владимировича к Александровой З.С., Александров А.А., Щербак А.Н., Александровой О.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Александровой Н.А. об определении долей в праве собственности, признании права собственности, включении 1/6 доли недвижимого имущества в наследственную массу,

Установил:

Александрова Г.И., Александров А.В. просят суд (с учетом уточнений предмета иска от **.**.****) определить доли в праве общей собственности, включить 1/6 долю умершего Александрова А.А. в наследственную массу; признать за Александровой Г.И., Александровым А.В. право собственности на 1/6 долю каждому в квартире, расположенной по адресу: <адрес>

В обоснование иска указали, что **.**.**** семье Александровых администрацией МО УИ р-н передана в собственность жилая квартира № ****, расположенная по адресу: <адрес>. На момент приватизации квартиры в ней были зарегистрированы истцы и их дети: А,Н,А, а также мать мужа З.С.. Заявление на передачу квартиры в собственность граждан было написано от имени всех проживающих в квартире лиц, т.е. от лица 6 человек. **.**.**** умер сын А.. В порядке наследования его долю приняли истцы, т.к. продолжали проживать в квартире, несли расходы по ее содержанию. С заявлениями о принятии наследства к нотариусу никто не обращался. Просят суд определить доли в праве общей собственности равными по 1/6 доле каждому, участвовавшему в приватизации квартиры, признать право собственности на 1/6 долю за каждым истцом, включить 1/6 долю умершего Александрова А.А. в наследственную массу.

Заявлением от **.**.**** истцы просят восстановить срок принятия наследства в связи с тем, что они практически приняли наследство (л.д.31).

В судебном заседании Александрова Г.И. поддержала требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила суду, что после смерти сына А истцы фактически приняли наследство, поскольку продолжают проживать в указанной квартире и несут бремя расходов по содержанию доли умершего. Истец Александров А.В. просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.40).

Ответчик Щербак Н.А. в судебном заседании пояснила, что не имеет возражений по иску Александровой Г.И. и Александрова А.В.

В соответствии с телеграммой от **.**.**** ответчик Александров А.А. просит дело рассмотреть без его участия, возражений по иску не имеет (л.д.39).

Ответчик Александрова О.Н., действующая в интересах несовершеннолетней Александровой Т.А., **** г.р., в судебное заседание не явилась, заявлением от **.**.**** признала исковые требования истцов в полном объеме. Порядок и последствия признания иска ей разъяснены и понятны.

Исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, суд находит требования Александровой Г.И., Александрова А.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с договором № **** от **.**.**** АООТ "КЛПХ" передала Александровой Г.И., Александрову А.В. Владимировичу в собственность трехкомнатную квартиру общей площадью 76,1 кв.м., в т.ч. жилой 51,4 кв.м., по адресу: <адрес> на состав семьи 6 человек: мать Александрову З.С., сына Александров А.А., сына Александрова А.А., дочь Александрову Н.А. (л.д.7). Договор приватизации зарегистрирован в БТИ г. Усть-Илимска **.**.**** за № ****.

Из сообщения начальника муниципального предприятия «Бюро технической инвентаризации» от **.**.**** № **** следует, что квартира № ****, расположенная в <адрес> по адресу: <адрес>, зарегистрирована в долях за Александровой Г.И. - 1/6, Александровым А.В. - 1/6, Александровой З.С. - 1/6, Александровым А.А. - 1/6, Александровым А.А. - 1/6, Александровой Н.А. - 1/6 на основании договора на передачу квартиры в собственность от **.**.**** № ****, зарегистрированного в БТИ **.**.**** **** (л.д.33).

Согласно техническому паспорту от **.**.**** <адрес>, расположенная в <адрес> по адресу: <адрес>, общей площадью 71,9 кв.м., в т.ч. жилой 45,4 кв.м., состоит из четырех комнат.

В кадастровом паспорте помещения отражено, что разночтения по количеству комнат в квартире произошло в связи с неправильным указанием количества жилых комнат в ранее выданных документах.

В соответствии со справкой о заключении брака № ****, выданной отделом по ЗАГС г. УИ **.**.****, Александрова Н.А. вступила в брак с гражданином Щербак А.Н. **.**.****, о чем составлена запись акта о заключении брака ****. После заключения брака жене присвоена фамилия Щербак.

В соответствии со ст. 244 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Образование совместной собственности на имущество предусмотрено Семейным кодексом РФ в режиме собственности супругов. Поскольку жилое помещение передавалось в собственность лиц, не состоящих в зарегистрированном браке, суд считает правильным определить доли в общей собственности в соответствии со ст. 245 ГК РФ равными, т.е. по 1/6 доле Александровой Г.И., Александрову А.В., Александровой З.С., Александрову А.А., Александрову А.А. и Александровой (Щербак) Н.А.

Требования истцов о включении 1/6 доли Александрова А.А. в его наследственную массу подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о смерти Александрову А.А., **.**.**** года рождения, умер **.**.****, о чем в ЗАГС <адрес> составлена запись акта о смерти за **** (л.д. 8).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 8 «О некоторых вопросах применения Судами Закона РФ « О приватизации Жилищного фонда в РФ» от 24 августа 1993 года следует, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь ввиду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал своего заявления, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно справке от **.**.**** администрации Ж/д МО, Александрову А.А., **.**.**** г.р., был зарегистрирован с **.**.**** по **.**.**** по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ дети, супруг и родители наследодателя являются наследниками первой очереди по закону.

Согласно ответу нотариуса Усть-Илимского нотариального округа Иркутской области Шваб Л.П. от **.**.****, наследственного производства после умершего **.**.**** Александрова А.А., нотариусом не возбуждалось (л.д.37).

В свидетельстве о рождении III-СТ ****, выданном <данные изъяты> **.**.**** указано, что Александрову А.А. родился **.**.**** в <адрес>, о чем произведена запись за ****. Родителями указаны: отцом Александров А.В. Владимирович, матерью Александрова Г.И. (л.д.9).

**.**.**** Александров А.А., **.**.**** года рождения вступил в брак к гр. Нечаевой О.Н., о чем произведена запись за **** (л.д.10). Жене присвоена фамилия Александрова.

Согласно свидетельству о рождении I-СТ ****, выданному ЗАГС г. УИ **.**.****, Александрова Т.А. родилась **.**.**** в <адрес>, о чем в книге актов гражданского состояния произведена запись за ****. Отцом в свидетельстве о рождении записан Александрову А.А., матерью Александрова О.Н. (л.д.11).

Приобретение несколькими нанимателями жилой площади в собственность в силу Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 (с последующими изменениями и дополнениями) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порождает право собственности на квартиру каждого из них, и в случае смерти одного из собственников наследники вправе наследовать его долю.

В соответствии с ч.4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В соответствии с ч.2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Поскольку судом установлены четыре наследника первой очереди по закону (родители, жена и дочь Александрова А.А.), постольку каждый из них вправе наследовать после Александрова А.А. по 1/4 доле от 1/6 каждый, или по 1/24 в указанной квартире каждый.

Судом установлено, что истцы, являясь наследниками первой очереди по закону, фактически приняли наследство после смерти Александрова А.А., поскольку продолжают проживать в ней, несут бремя содержания доли в указанной квартире. Поэтому суд считает возможным признать истцов принявшими наследство каждым в размере 1/24 доли в указанной квартире.

Сроки принятия наследства установлены правилами ст. 1154 ГК. В течение этих же сроков - как общих, так и специальных - может быть заявлен отказ от наследства. Однако если при пропуске срока для принятия наследства он может быть восстановлен и наследник признан принявшим наследство по правилам ст. 1155 ГК, то срок для принятия наследства не может быть восстановлен в целях отказа от наследства. При фактическом непринятии наследства презумпция отказа от наследства не нуждается в судебном подтверждении.

Ответчик Александрова О.Н., действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетней Александровой Т.А., **.**.**** года рождения, признала исковые требования истцов заявлением от **.**.****, что свидетельствует об отказе от наследства.

В соответствии с ч.4 ст.1157 ГК РФ отказ от наследства в случае, когда наследником является несовершеннолетний, недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин, допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Доказательств наличия разрешения органа опеки и попечительства на отказ от наследства в отношении несовершеннолетней Александровой Т.А., 1998 года рождения, суду не представлен, поэтому суд не принимает признание иска ответчиком Александровой О.Н.

Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить требования истцов полностью, определив доли в праве собственности на квартиру № ****, расположенную по адресу: <адрес>, Александровой Г.И., Александрову А.В. Владимировичу, Александровой З.С., Александрову А.А., Александрову А.А., Александровой (Щербак) Н.А. по 1/6 каждому; признать за Александровой Г.Н., Александровым А.В. право собственности за каждым по 1/6 доле в квартире № **** дома **** по адресу: <адрес>, включить в состав наследственного имущества Александрова А.А., **.**.**** года рождения, умершего **.**.****, 1/6 долю в указанной квартире.

Признать Александрову Г.И. принявшей наследство в виде 1/24 доли умершего **.**.**** Александрова А.А. в указанной квартире. Таким образом, следует признать за Александровой Г.И. право собственности на 5/24 доли в квартире по адресу <адрес>.

Признать Александрова А.А. Владимировича принявшим наследство в виде 1/24 доли умершего **.**.**** Александрова А.А. в указанной квартире. Таким образом, следует признать за Александровым А.В. Владимировичем право собственности на 5/24 доли в квартире по адресу <адрес>.

В соответствии со ч.2 ст.1153 ГК РФ в установленный срок.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Александровой Г.И., Александрова А.А. Владимировича удовлетворить.

Определить доли в праве общей собственности по договору № **** на передачу квартиры в собственность от **.**.**** на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, в <адрес>, Александровой Г.И., Александрову А.В. Владимировичу, Александровой З.С., Александрову А.А., Александрову А.А., Александровой (Щербак) Наталье Александров А.А. по 1/6 доле каждому.

Включить в состав наследственного имущества Александрова А.А., **.**.**** года рождения, умершего **.**.****, 1/6 долю в праве общей собственности на <адрес> по адресу <адрес>, из которой 1/4 доля принята Александровой Г.И. и 1/4 доля принята Александровым А.В. Владимировичем.

Признать за Александровой Г.И. право собственности на 5/24 доли <адрес>.

Признать за Александровым А.В. Владимировичем право собственности на 5/24 доли <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья: подпись

Решение вступило в законную силу: 29.01.2011