Решение об обязывании предоставить технические средства реабилитации



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

16 декабря 2010 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующий судья Высочин О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Кудряшовой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3529/2010 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Уваровой Р.Ф. к Министерству социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области об обязывании предоставить технические средства реабилитации,

Установил:

В обосновании иска прокурор указал, что Уварова Р.Ф. является инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации. В августе 2009 года она была поставлена на учет в Фронде социального страхования, с начала 2010 года полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов перешли в ведение Министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области. 07 мая 2010 года Уварова Р.Ф. была поставлена на учет в Управлении министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области ей пояснили, что технические средства реабилитации будут предоставлены только после поступления денежных средств, в порядке очередности. Согласно индивидуальной программе реабилитации от 19 августа 2009 года Уваровой Р.Ф. положены коляска комнатная, кресло-стул с санитарным оснащением пассивного типа, индивидуальной программой реабилитации от 17 июня 2010 года предусмотрены поручни для ванной комнаты, поручни для туалета, протез лечебно-тренировочный на правую н/конечность, протез рабочий, чехол 4 шт., ортопедическая помощь. Ранее Уваровой Р.Ф. указанные технические средства не выдавались, за собственный счет приобрести положенные средства она не имеет возможности. Просит обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области выдать Уваровой Р.Ф. предусмотренные программой реабилитации технические средства: коляску комнатную, кресло-стул с санитарным оснащением пассивного типа, поручни для ванной комнаты, поручни для туалета, протез лечебно-тренировочный на правую н/конечность, протез рабочий, чехол 4 шт., ортопедическую обувь.

В представленных возражениях представитель ответчика возражала по заявленным требованиям, указала, что Уварова Р.Ф. обратилась в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области с рекомендациями на обеспечение техническими средствами реабилитации (памперсами, коляской комнатной, креслом-стулом с санитарным оснащением пассивного типа) 07 мая 2010 года с индивидуальной программой реабилитации от 31 марта 2009 года. 16 июня 2010 года Уваровой Р.Ф. была разработана новая индивидуальная программа реабилитации, которая отменила ранее действовавшую, новая программа не содержит записи о нуждаемости в кресле-коляске комнатной, согласно письму филиала № 17 ГБ МСЭ Уварова Р.Ф. не нуждается в кресле-стуле с санитарным оснащением пассивного типа. Уварова Р.Ф. отказалась от протезирования 08 июля 2010 года. Предусмотренными поручнями для ванной и туалета Уварова Р.Ф. будет обеспечена в порядке очередности. Просит в иске отказать.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала исковые требования.

Представитель третьего лица, Управления министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области, в судебном заседании поддержала позицию ответчика, указала, что Уварова Р.Ф. стоит в очереди на получение технических средств реабилитации, очередь образовалась из-за недостаточного финансирования, от протезирования Уварова Р.Ф. отказалась, просит в иске отказать.

Истец в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, опрошенная судом в ходе выполнения отдельного процессуального действия, по месту жительства исковые требования поддержала полностью, просила рассмотреть дело без ее участия, поскольку лишена возможности свободного передвижения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены, в представленном заявлении представитель ответчика просила рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения, исследовав доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленной справки серии МСЭ-2007 № ** Уваровой Р.Ф. установлена первая группа инвалидности **.**.*** года на срок до **.**.*** года.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Перечень показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (Федерального бюро, главного бюро). Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. Индивидуальная программа реабилитации инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно. При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2100-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Иркутской области, согласно которому Правительству Иркутской области передана часть федеральных полномочий по обеспечению проживающих в Иркутской области лиц, признанных инвалидами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, техническими средствами реабилитации.

Согласно Положению о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 22.03.2010 N 44-пп, уполномоченным органом по исполнению полномочий на территории Иркутской области является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Организацию работы с инвалидами (ветеранами) по месту жительства осуществляют управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Обеспечение инвалидов ТСР (техническим средством реабилитации) и услугами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов (ветеранов) ТСР (изделиями) осуществляется путем предоставления соответствующего ТСР (изделия); предоставления проезда инвалиду (ветерану), сопровождающему его лицу при необходимости, установленной ИПР (индивидуальной программой реабилитации), к месту нахождения организации, обеспечивающей ТСР (изделиями), отобранными Министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. Инвалид (ветеран), которому не может быть предоставлено предусмотренное ИПР (заключением) ТСР (изделие) или который самостоятельно приобрел указанное ТСР (изделие) за счет собственных средств, имеет право на выплату компенсации. Компенсация предоставляется в размере стоимости ТСР (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с ИПР (заключением). Заявление на обеспечение ТСР, услугами, изделием, а также о выплате денежной компенсации подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в управление с представлением паспорта инвалида (ветерана) и ИПР (заключения). Управление в течение 15 календарных дней со дня поступления документов, рассматривает полученные документы, принимает соответствующее решение и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению ТСР (изделием), предоставлении инвалиду услуг и (или) выплате компенсации либо об отказе с изложением причин отказа. Одновременно с уведомлением о постановке на учет управление а) высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление (в случае необходимости) на получение, изготовление, ремонт ТСР (изделия) (далее - направление). Выплата инвалидам (ветеранам) компенсаций, осуществляется управлением в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления денежных средств на лицевой счет инвалида (ветерана), открытый в банке или иной кредитной организации.

Из представленной индивидуальной программы реабилитации инвалида к акту освидетельствования № ** от 31 марта 2009 года на имя Уваровой Р.Ф. она нуждается в памперсах, коляске комнатной, кресле-стуле с санитарным оснащением пассивного типа.

Из представленного заявления Уварова Р.Ф. обратилась в Управление министерства 07 мая 2010 года, просила обеспечить ее техническими средствами реабилитации.

Решением от 07 мая 2010 года Уварова Р.Ф. поставлена на учет по обеспечению ТСР, как инвалида.

Уведомлением от 07 мая 2010 года Уварова Р.Ф. уведомлена о постановке на учет для обеспечения креслом-коляской и креслом-стулом.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что коляской комнатной и креслом-стулом с санитарным оснащением пассивного типа Уварова Р.Ф. обеспечена не была, компенсация, в связи с невозможностью обеспечения, ей не выплачивалась.

Из представленной индивидуальной программы реабилитации к акту освидетельствования № ** от 16 июня 2010 года на имя Уваровой Р.Ф. она нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации: тростью опорной, костылем подмышечным, поручнями для ванной комнаты 60 см. 2 шт. на 7 лет, поручнями для туалета 30 мс. 2 шт. на 7 лет, протезом лечебно-тренировочным на правую н/конечность 1 шт. на 1 год, протезом рабочим 1 шт. на 2 года, чехлами 4 шт., ортопедической обувью 2 пары на год: 1п. - летняя, 1п. - зимняя.

Из представленного заявления Уварова Р.Ф. обратилась в Управление министерства 08 июля 2010 года, просила обеспечить ее техническими средствами реабилитации.

Требования истца о предоставлении коляски комнатной, кресла-стула с санитарным оснащением пассивного типа суд находит необоснованными, в судебном заседании установлено, что на сегодняшний день действующей является индивидуальная программа реабилитация к акту освидетельствования № ** от 16 июня 2010 года, в которой о нуждаемости Уваровой Р.Ф. в коляске комнатной, кресле-стуле с санитарным оснащением пассивного типа не указано. Анализ положений Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" позволяет суду сделать вывод, что вновь разрабатываемая индивидуальная программа реабилитации должна содержать полный перечень технических средств реабилитации, в которых нуждается инвалид на момент проведения медико-социальной экспертизы.

Поскольку выдача технических средств реабилитации производится только на основании рекомендаций, закрепленных в индивидуальной программе реабилитации, представленное в материалах дела письмо руководителя филиала № 17 главного бюро МСЭ основанием для предоставления Уваровой Р.Ф. коляски комнатной являться не может, Уварова Р.Ф. не лишена возможности обратиться в филиал № 17 главного бюро МСЭ для решения вопроса о внесении дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации.

Суд находит необоснованными доводы представителя ответчика о том, что Уварова Р.Ф. отказалась от обеспечения ее протезом лечебно-тренировочным на правую н/конечность 1 шт. на 1 год, протезом рабочим 1 шт. на 2 года, чехлами 4 шт., ортопедической обувью 2 пары на год: 1п. - летняя, 1п. - зимняя. Представленное заявление от 22 ноября 2010 года указанных сведений не содержит, принятие устного отказа Положением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями не предусмотрено, Уварова Р.Ф. в ходе судебного разбирательства указала о том, что она нуждается в протезировании.

Доводы представителя ответчика о том, что инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации в порядке очередности, не могут являться основаниями для отказа в иске.

Законодательством, регламентирующим обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, наличие очередности не предусмотрено, право граждан на получение соответствующих услуг в зависимости от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих соответствующее право, поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете и времени принятия их на учет в установленные сроки.

Довод представителя третьего лица об отсутствии надлежащего финансирования не основан на законе, а потому не может служить основанием к отказу в иске.

Оценивая в совокупности представленные доказательства суд находит требования подлежащими удовлетворению частично, Министерство социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области обязано обеспечить Уварову Р.Ф. техническими средствами реабилитации, в том числе поручнями для ванной комнаты 60 см. 2 шт. на 7 лет, поручнями для туалета 30 мс. 2 шт. на 7 лет, протезом лечебно-тренировочным на правую н/конечность 1 шт. на 1 год, протезом рабочим 1 шт. на 2 года, чехлами 4 шт., ортопедической обувью 2 пары на год: 1п. - летняя, 1п. - зимняя, в судебном заседании не подтвержден отказ Уваровой Р.Ф. от протезирования. Требования о предоставлении Уваровой Р.Ф. коляски комнатной, кресла-стула с санитарным оснащением пассивного типа заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат, в судебном заседании нуждаемость в указанных средствах не доказана.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области обеспечить Уварову Р.Ф. техническими средствами реабилитации, в том числе поручнями для ванной комнаты 60 см. 2 шт., поручнями для туалета 30 см. 2 шт., протезом лечебно-тренировочным на правую н/конечность 1 шт., протезом рабочим 1 шт., чехлами 4 шт., ортопедической обувью 2 пары: 1п. - летняя, 1п. - зимняя.

В удовлетворении требований Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Уваровой Риммы Федоровны к Министерству социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области о предоставлении Уваровой Р.Ф. коляски комнатной, кресла-стула с санитарным оснащением пассивного типа отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Илимский городской суд.

Судья О.Ю. Высочин

Решение вступило в законную силу: 25.02.2011 года