Решение о восстановлении на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 марта 2011 года г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Лысановой Ж.Н.,

при секретаре Вечтомовой М.А.,

в присутствии истца Малодед Н.А. и её представителя - адвоката Медведевой Л.В., действующей на основании ордера *** от **.**.****,

представителя ответчика Целуйко Н.В., действующей на основании доверенности № *** от **.**.**** сроком действия три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-38-2011 по иску Малодед Н.А. к УВД г. УИ о восстановлении на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 1996 года,

УСТАНОВИЛ:

Малодед Н.А. обратилась в суд с иском к УВД по г. Усть-Илимску о восстановлении на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указала, что с 1996 года она и ее муж М.А. работают в УВД г. Усть-Илимска, не имеют жилья, проживали в административном здании - городском приемнике-распределителе УВД, расположенном по адресу г. Усть-Илимск Иркутской области ул. ****, там же были зарегистрированы по месту постоянного жительства. С 1996 года семья состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. **.**.**** в результате пожара было уничтожено здание по ул. ****. В настоящее время семья Малодед вынуждена проживать в дачном домике по ул. ****, *** который не предназначен для постоянного проживания, поскольку в нем нет водоснабжения, отопления и канализации. В соответствии со ст.30 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в первоочередном порядке. Однако до настоящего времени квартира не предоставлена. Более того, в списках сотрудников УВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Малодед Н.А. отсутствует. Руководство УВД города Усть-Илимска отказалось как-либо объяснить сложившуюся ситуацию.

В судебном заседании Малодед Н.А. и её представитель - адвокат Медведева Л.В. исковые требования поддержали полностью по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснили суду, что рапорт о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий был подан председателю жилищно-бытовой комиссии УВД г. Усть-Илимска Б.Г. в 1996 году. Позже списки потерялись, и в новых списках с 2001 года Малодед Н.А. не значится, хотя неоднократно в 2005-2006 г.г. руководство УВД обращалось в администрацию города Усть-Илимска с просьбой выделить жилплощадь семье Малодед. В 2006 году здание по ****, где жила семья Малодед, было отключено от отопления и электроэнергии, семья переехала на дачу. В мае 2007 года, когда здание по ****, сгорело, и выяснилось, что в списках нуждающихся в жилье фамилия Малодед отсутствует, Малодед Н.А. обращалась к начальнику УВД г. Усть-Илимска с рапортом о восстановлении на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Резолюцией на рапорте **.**.**** начальник УВД дал указание председателю жилищной комиссии М.В. принять меры по первоочередному предоставлению жилья в связи с его полным отсутствием, однако до настоящего времени жилье не предоставлено, в списках нуждающихся Малодед Н.А. не значится. Бывший председатель жилищной комиссии УВД Б.Г. в настоящее время уволена из органов внутренних дел и по состоянию здоровья не может дать показания в качестве свидетеля в судебном заседании. Однако факт постановки на учет в 1996 году могут подтвердить другие бывшие сотрудники УВД г. Усть-Илимска З.Ю., П.П.

Представитель УВД по г. Усть-Илимску Целуйко Н.В. в судебном заседании исковые требования Малодед Н.А. не признала. В обоснование возражений указала, что действующий председатель жилищно-бытовой комиссии УВД М.В., приступил к исполнению обязанностей с 2001 года. В имеющихся у него материалах рапорт Малодед Н.А. о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отсутствует, ее фамилия в списке очередников не значится. Каких-либо архивных документов, содержащих информацию до 2001 года, в УВД не сохранилось. Для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истцу следует обратиться в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ в администрацию города Усть-Илимска.

Исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, суд находит иск Малодед Н.А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в ст. 40 провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Это право означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом, а также распоряжаться им в установленных законом случаях и порядке.

В ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище".

На момент возникновения спорных правоотношений действовал Жилищный кодекс РСФСР.

В связи с введением в действие ЖК РСФСР Совет Министров РСФСР издал Постановление от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. N 34, от 23 июля 1993 г. N 726, от 28 февраля 1996 г. N 199).

Данным Постановлением были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.

Названные Правила устанавливали единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда.

Основания, по которым граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливались ст. 29 ЖК РСФСР, Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.

В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

Согласно статье 31 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в спорный период времени в 1996 году, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства гражданина решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Согласно ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 205 года, жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включении в списки на получение жилых помещений.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Этим же Федеральным законом установлено, что впредь до приведения в соответствие с этим Кодеком законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ и данному федеральному закону (часть 1 статьи 4).

В соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 1 и подпунктом 37 пункта 8 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 18 июля 1996 года № 1039, статьей 3 Закона Российской Федерации от 24.12.1992г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» и частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавших в 2003 году, приказом Министерства внутренних дел РФ от 24 мая 2003 года № 345 было утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.

Указанный нормативный правовой акт был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 июля 2003 года, регистрационный номер 4938, опубликован в «Российской газете» от 07.08.2003г.

Положение, согласно его пункту 1, регулирует деятельность структурных подразделений МВД России по учету лиц рядового и начальствующего состава, государственных служащих, работников и пенсионеров органов внутренних дел, а также членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и распределению жилых помещений.

Пункт 4 Положения определяет порядок учета лиц, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений, предусматривая включение таких очередников в отдельные списки. Тем самым данная норма позволяет соответствующим категориям граждан реализовать свое право на первоочередное предоставление жилья, предоставленном им федеральными законами, в частности частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции».

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно справке № *** от **.**.****, старший лейтенант милиции Малодед Н.А. - <данные изъяты> УВД по г. Усть-Илимску действительно проходит службу в органах внутренних дел с **.**.****.

Согласно справке Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска от **.**.**** № ***-Дж, М.А. и Малодед Н.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Администрации города Усть-Илимска не состоят.

Согласно домовой книге для прописки граждан, проживающих в доме № *** по ул. ****, М.А., Малодед Н.А., М.Д., М.Д.А. зарегистрированы в г. Усть-Илимске по ул. ****, *** с **.**.****.

Аналогичные сведения указаны в ответе от **.**.**** № *** отдела УФМС России по Иркутской области в г. Усть-Илимске.

По сообщению МП БТИ г. УИ от **.**.**** № ***, здание по адресу г. Усть-Илимск Иркутской области ул. ****, дом *** значилось в БТИ как нежилое.

В списки на получение и расширение жилплощади по УВД г. Усть-Илимска, утвержденные начальником УВД г. Усть-Илимска **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.****, представленные суду, истец Малодед Н.А. не включена.

Из пояснений представителя ответчика следует, что списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также рапорты, заявления о постановке на учет за период с 1996 по 1999 годы не сохранились.

В соответствии с п. 18 и 19 постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984г. № 335 (в редакции от 28.02.1996г., с изменениями от 18.09.2003г.) «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Предприятия, учреждения, организации не позднее 15 апреля уточненные списки направляют в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.

Между тем, согласно сообщению сектора по архивной работе администрации г. Усть-Илимска от **.**.**** № ***, списки очередности граждан, работавших в ОВД г. УИ, на получение жилья за 1996, 1997, 1998, 1999г. на хранение не поступали.

Из пояснений свидетеля З.Ю. в судебном заседании установлено, что в период с 1995по 2003 годы он работал в УВД г. Усть-Илимска, отвечал за кадры. В управлении работала жилищно-бытовая комиссия, председателем которой была Б.Г. Комиссия вела учет сотрудников, нуждающихся в предоставлении и улучшении жилищных условий. Семья Малодед Н.А. своего жилья не имела и состояла в очереди на получение жилья с 1996 года. Семья жила в здании приемника-распределителя, т.к. не было возможности сразу предоставить нормальное жилье. Свидетель лично видел фамилию Малодед в списках. Поскольку свидетель отвечал за кадровую политику, он лично разговаривал с председателем жилищно-бытовой комиссии Б.Г. по вопросу предоставления жилья семье Малодед Н.А., поэтому хорошо помнит, что Малодед состояла в списке очередников. Вместе с ней в списках были М.В., К.С.. Все списки хранились у Б.Г.

Из показаний свидетеля П.П. следует, что свидетель работал в УВД г. Усть-Илимска с 1995 по 2000г. В то время распределением жилплощади занималась жилищно-бытовая комиссия УВД, председателем которой была Б.Г. - <данные изъяты>. В состав комиссии входили представители подразделений УВД, всего 7 человек. Муж Малодед работал в <данные изъяты>, а истец работала в <данные изъяты>. Семья была многодетная, не имела своего жилья, состояла в очереди на получение квартиры, поэтому руководство УВД приняло решение о выделении им нескольких комнат в приемнике- распределителе по ****, для временного проживания, но с очереди их не сняли. Во второй половине 90-х годов строительство жилья в городе не велось, квартиры никому не выделялись. Вместе с Малодед Н.А. в списках значились Т.С., А.А..

Свидетель Т.М. суду пояснила, что работала в УВД г. Усть-Илимска <данные изъяты> и помогала вселить Малодед Н.А. в спецприемник. Списки на получение жилья вела Б.Г. В списки Малодед включили, но жилья не было.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку они последовательны, согласуются между собой и не противоречат письменным материалам дела.

Так, В 2005 году ходатайством, адресованным мэру г. Усть-Илимска, и.о. начальника УВД г. Усть-Илимска Палеха В,Н. и председатель ЖБК УВД г. Усть-Илимска М.В. просили выделить жилплощадь семье Малодед (4 человека), которые работают в органах МВД с *** года, с 1996 года проживают в административном здании специального приемника-распределителя при УВД г. Усть-Илимска по ул. ****, ***, где занимают три комнаты, которые не соответствуют санитарным и противопожарным нормам.

Ходатайством от **.**.**** № *** начальник УВД г. Усть-Илимска Палеха В,Н. просил генерального директора МУП «УИ ЖКХ» Ю.А. оказать содействие в выделении жилплощади семье сотрудников милиции <данные изъяты> М.А. и <данные изъяты> Малодед Н.А.. В ходатайстве указано, что семья Малодед своего жилья не имеет, проживает на даче. На иждивении имеет двоих несовершеннолетних детей: М.Д., *** года рождения, и М.Д.А., *** года рождения.

Указанные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что Малодед Н.А. состояла на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 1996 года, продолжает службу в УВД г. Усть-Илимска, является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из акта ЦГСЭН в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе от **.**.**** следует, что дом по ****, сдан в эксплуатацию в *** году, брусовой, двухэтажный. В помещениях дома размещены спец. приемник и квартира Малодед Н.А., остальные помещения пустуют. Дом на балансе ни одной организации не стоит. Санитарно-техническое состояние коммуникаций аварийное, полы прогнили, сантехника разрушена, отопление в комнаты жильцами проведено самостоятельно, на потолках протечки, второй этаж не эксплуатируется. В подвальном помещении размещен спецприемник ОВД г. Усть-Илимска, <данные изъяты>. Инженерные коммуникации ремонту не подлежат, стены из штукатурки разрушены. Условия проживания семьи Малодед не отвечают установленным требованиям.

Согласно справке № *** от **.**.**** ОГПН по г. УИ и УИ р-ну подтверждает факт пожара **.**.**** в г. Усть-Илимске по ул. ****, ***, двухэтажный дом огнем уничтожен полностью.

Доводы истца о том, что после пожара семья вынуждена проживать в дачном доме, другого жилья не имеет и нуждается в улучшении жилищных условий, ответчиком не оспариваются.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Малодед Н.А. удовлетворить.

Обязать Управление внутренних дел по городу Усть-Илимску восстановить Малодед Н.А. на учете сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 1996 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись.

Решение вступило в законную силу: 22.03.2011г.