Решение о признанании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2011 года г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Лысановой Ж.Н.,

при секретаре Вечтомовой М.А.,

с участием представителя истца Оладько В.Н., действующего на основании доверенности от **.**.**** сроком действия три года,

представителя ответчика Куклиной А.Ю., действующей на основании доверенности № 1-д от **.**.****, сроком действия по **.**.****,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-53/2011 по иску Марченко В.Х. к администрации города Усть-Илимска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска Марченко В.Х. указал, что является инвалидом ВОВ. В марте 2007 года он переехал на постоянное место жительства к дочери О.Л. в г. Усть-Илимск. До этого он проживал в ****. Переезд к дочери вызван тем, что он нуждается в постоянном постороннем уходе. Свою 1/2 долю неблагоустроенного жилого дома в ст. **** он продал за *** рублей. За такие деньги в г. Усть-Илимске квартиру не купишь. Он, как инвалид войны, **.**.**** подал заявление в Администрацию города Усть-Илимска по вопросу предоставления жилья по Указу Президента об обеспечении благоустроенным жильем в течение 2010 года. Однако в постановке на учет ему было отказано протоколом № *** от **.**.****. Причиной отказа в постановке на учет послужило то, что истец якобы намеренно ухудшил свои жилищные условия и у него нет оснований состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В настоящее время он проживает у дочери в г.Усть-Илимске по адресу: ул. ****, д. *** кв. *** уже три года, своего жилья не имеет. В квартире дочери проживает семья из семи человек (муж, два сына, дочь и две внучки), на каждого проживающего приходиться по 5,93 кв.м. (л.д.3-4).

Заявлением от **.**.**** Марченко В.Х. уточнил предмет иска. Просит суд признать незаконным решение от **.**.**** об отказе в постановке на учет и поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.38).

В судебное заседание истец Марченко В.Х. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, по состоянию здоровья не может принимать участия в судебном заседании.

Представитель истца Оладько В.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что его тесть Марченко В.Х., **.**.**** года рождения (*** лет), является инвалидом ВОВ. Он имел в собственности 1/2 долю неблагоустроенного дома в ст. **** по адресу: **** земельный участок. Ранее по указанному адресу Марченко В.Х. проживал со своей супругой, которая осуществляла уход за ним. После смерти супруги истец был вынужден продать дом и переехать жить родственникам, т.к. самостоятельно не мог проживать в неблагоустроенном доме, носить воду, заготавливать топливо, с **.**.**** по **.**.**** проживал без регистрации, с **.**.**** зарегистрирован и проживает у дочери О.Л. по адресу: Иркутская область город Усть-Илимск ул. ****, д. *** кв. ***. Намерений ухудшить свои жилищные условия у Марченко В.Х. не было, он был вынужден это сделать, поскольку после смерти супруги не мог себя самостоятельно обслуживать, нуждается в постоянном постороннем уходе. Принадлежавшую ему на праве собственности 1/2 дома в **** он продал в 2007 году за *** рублей, но сделку оформил только в 2010 году. Указанные обстоятельства подтверждает свидетель М.М., которая купила половину дома. Просит суд удовлетворить иск, принять Марченко В.Х. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель Администрации города Усть-Илимска в судебном заседании исковые требования Марченко В.Х. не признала, ссылаясь в обоснование возражений на доводы, изложенные в письменном отзыве от **.**.****

Из текста возражений от 21.02.2011г. № *** следует, что Марченко В.Х. обратился в Администрацию г. Усть-Илимска **.**.**** с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье в соответствии с законом «О ветеранах». В данном случае нуждаемость граждан определяется Законом Иркутской области от 17.12.2008 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма». Данным законом определен перечень документов, которые необходимы для постановки на учет. Перечень документов состоит из 10 пунктов. Статья 53 ЖК РФ говорит о том, что если граждане, совершили намеренные действия, в результате которых также граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. **.**.**** Марченко В.Х. продал 1/2 долю жилого дома (*** кв.м.) в **** ст. ****, ****, за *** рублей М.М.\

Поэтому в соответствии с п.5 ст.52 и ст.54 ЖК РФ оснований для постановки Марченко В.Х. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется.

Суд, исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 21.12.2009) "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 1, подпункта 2 пункта 3, пункта 11 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидов Великой Отечественной войны нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 N 127-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма" на учет принимаются категории граждан определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст. 2). Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом, осуществляющим ведение учета (ст. 4).

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) поставлена задача завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Как следует из статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые в соответствии с законом могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии на учет допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (п.3 ч.1).

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В силу ч. 8 и 9 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «а» п. 2 Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 07.05.2008г. № 714 (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) Правительству Российской Федерации предписано разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа (т.е. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих прав на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах»), исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.

В соответствии с удостоверением серии I-А № ***, выданным И-й отдел соцзащиты **.**.****, Марченко В.Х. является инвалидом ВОВ *** группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны (л.д. 10, 30).

Согласно справки с места жительства № *** от **.**.**** Марченко В.Х. зарегистрирован с **.**.**** по месту жительства в г. Усть-Илимске Иркутской области ул. ****, д. *** кв. ***; общая площадь жилого помещения составляет *** кв.м., жилая площадь *** кв.м. Вместе с истцом в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают Оладько В.Н., *** года рождения, О.Л., *** года рождения, их дети Н.В., *** года рождения, О.И., *** года рождения, И.В., *** года рождения, внучки О.М., *** года рождения, О.К., *** года рождения. Таким образом, норма жилой площади на каждого проживающего в квартире составляет *** : ***= *** кв.м. (или *** кв.м. общей площади).

Указанное жилое помещение собственностью Марченко В.Х. не является (справка МП «Бюро технической инвентаризации» муниципального образования «город Усть-Илимск» от **.**.**** *** на л.д. 23). Согласно договору приватизации от **.**.**** указанное жилое помещение является собственностью Оладько В.Н., Л.В., И.В. в равных долях (договор приватизации на л.д. 31-32).

Из протокола № *** заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Усть-Илимска от **.**.**** следует, что **.**.**** Марченко В.Х. обратился в Администрацию города Усть-Илимска с просьбой принять его на учет граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий, имеющих право на льготное обеспечение жилой площадью согласно Федеральному закону от **.**.**** «О ветеранах», заявитель является инвалидом ВОВ. В удовлетворении заявления Марченко В.Х. отказано в связи с ухудшением жилищных условий - продажа жилого дома (ст.53 ЖК РФ) и не представлением документов за период с **.**.**** по **.**.**** - л.д. 34-35.

Полномочия и состав общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Усть-Илимска (далее - Комиссия) определены соответствующим Положением, утвержденным постановлением мэра города Усть-Илимска № 414 от 02.05.2007 года, с изменениями, внесенными постановлениями и.о. главы Администрации города № 370 от 27.07.2009 года, № 661 от 18.12.2009 года, постановлением от 16.08.2010г. № 489. Комиссия создана в целях объективного рассмотрения вопросов, возникающих при принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (п. 1.3). К полномочиям Комиссии отнесено рассмотрение заявлений граждан по вопросам внеочередного предоставления жилых помещений, принятия на учет граждан в качестве нуждающихся для возможности участия в федеральных целевых программах и программах Иркутской области. Решения принимаются путем голосования простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии. Решение оформляется протоколом. Состав комиссии определен 12 человек.

В соответствии с протоколом № *** от **.**.****, сообщением от **.**.**** Марченко В.Х. решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Усть-Илимска отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании п.3, ч.1 ст.54 ЖК РФ, поскольку не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок, а именно заявитель за пять лет, предшествующих дате подачи заявления, совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилом помещении. На основании договора купли-продажи от **.**.**** заявитель продал принадлежащую ему на праве собственности 1/2 долю жилого дома, общей площадью 56,70 кв.м. (л.д. 34-35).

Суд считает отказ администрации г. Усть-Илимска в принятии на учет Марченко В.Х. в качестве нуждающегося в жилом помещении не соответствующим закону по следующим основаниям.

В соответствии с договором купли-продажи от **.**.**** М.В., действующий от имени Марченко В.Х. на основании доверенности от **.**.****, продал 1/2 долю жилого дома, принадлежавшую Марченко В.Х. по адресу: ****, М.М. за *** рублей (л.д. 17-20).

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что жилищной комиссией не выяснялся вопрос о намеренности действий заявителя по ухудшению жилищных условий продажей доли в ст. ****.

Допрошенная **.**.**** И-м райсудом **** свидетель М.М. (покупатель 1/2 доли Марченко В.Х.) суду показала, что в 2006 году она купила 1/2 долю жилого дома, расположенного по адресу: ст. ****, у Марченко В.Х. При этом право собственности и сделка зарегистрированы только в 2010 году, поскольку до этого времени не были оформлены правоустанавливающие документы на дом и земельный участок. В 2009г. она отправила все необходимые документы Марченко В.Х. для оформления доверенности на риэлтора. Доверенность он прислал только в конце 2009г. С февраля 2010г. начали оформлять документы и в мае 2010г. получила свидетельство о регистрации права на жилой дом и земельный участок. Марченко с 2005 года проживал у своей внучки в ****, в 2007 г. он уехал в г. Усть-Илимск.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, поскольку они последовательны, не противоречат письменным материалам дела, суд не усматривает личной заинтересованности свидетеля в исходе дела.

В судебном заседании из пояснений специалиста - врача-терапевта С. и амбулаторной медицинской карты установлено, что Марченко В.Х. <данные изъяты> поэтому он нуждается в постоянном постороннем уходе, у него постельный режим.

Допрошенная в судебном заседании свидетель О.Л. (дочь истца) пояснила, что в 2007 году Марченко В.Х. пришел в администрацию **** на костылях и попросил, чтобы работники администрации позвонили дочери и попросили забрать его к себе. Поступил звонок от специалиста И-й администрации. В **** отец жил в частном доме на 2-х хозяев. Его часть дома состояла из двух комнат. Благоустройства не было, не было ни отопления, ни воды, ни туалета. Сам за собой отец ухаживать не мог. Раньше за ним ухаживала супруга, но она умерла. Встречали отца в г. Иркутске в аэропорту, там уже дежурила скорая помощь. <данные изъяты>

Доводы истца о том, что принадлежавшая ему на праве собственности половина дома в ст. **** является неблагоустроенной, подтверждаются техническим и кадастровым паспортом, а также описанием дома в договоре купли-продажи недвижимости от **.**.**** (одноэтажный, деревянный, данных о годе постройки не имеется, хозяйственные постройки - сарай и летняя кухня из бутового камня, деревянная калитка, забор, погреб).

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу, что при вынесении решения об отказе в постановке на учет Марченко В.Х. комиссия в нарушение требований ст. 53 ЖК РФ не мотивировала свои выводы о намеренности действий Марченко В.Х. по ухудшению жилищных условий при продаже квартиры в ст. ****.

Вместе с тем в судебном заседании факт злоупотребления правом и совершения намеренных действий, влекущих постановку на учет в качестве нуждающегося, со стороны Марченко В.Х. не установлено. Переезд Марченко В.Х. в г. Усть-Илимск был обусловлен состоянием здоровья и возрастом заявителя (*** года, на момент рассмотрения дела в суде *** лет). Кроме того, на денежные средства, вырученные от продажи половины дома в ст. **** (*** руб.), заявитель не смог бы приобрести жилое помещение, соответствующее социальным нормам, в виду сложившихся цен на жилье в г. Усть-Илимске. При установленных обстоятельствах отказ в принятии на учет Марченко В.Х. нельзя признать обоснованным и законным, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Марченко В.Х. удовлетворить.

Признать незаконным отказ комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Усть-Илимска от **.**.**** № *** в принятии Марченко В.Х. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Обязать администрацию города Усть-Илимска принять Марченко В.Х. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись

Решение вступило в законную силу: 15.03.2011г.