Решение о признании бездействия Администрации города при решении вопроса о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях незаконным



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

15 марта 2011 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующий судья Высочин О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Кудряшовой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-503/2011 по заявлению Жубриной Г.М. об оспаривании действий органа местного самоуправления,

Установил:

В обоснование заявления Жубрина Г.М. указала, что является собственником квартиры по адресу: г. Усть-Илимск, ул. ***, д. ** кв. ** общей площадью 43,58 кв.м. В указанном жилом помещении зарегистрированы члены ее семьи дочь Азовцева А.П., внучка Азовцева М.А. Она является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право на соответствующие компенсации и льготы. 30 ноября 2010 года она обратилась с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в заявлении указала членов семьи Азовцеву М.А. и Азовцеву А.П. 19 января 2011 года общественная комиссия по жилищным вопросам при Администрации города Усть-Илимска отказала ей в постановке на учет, указав, что заявитель за пять лет, предшествующих дате подачи заявления, совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых она не может быть признанна нуждающейся в жилом помещении. С данным решением она не согласна, поскольку не имела намерений сознательно ухудшить свои жилищные условия. Просила признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Усть-Илимска от 19 января 2011 года протокол № ** об отказе Жубриной Г.М. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, обязать общественную комиссию по жилищным вопросам при администрации города Усть-Илимска принять Жубрину Г.М. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 19 января 2011 года. Дополнив требования, заявитель указала, что является инвалидом в связи с аварией на Чернобыльской АЭС с 1997 года. 11 января 2010 года она подала заявление в Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска для постановки на учет граждан, подвергшихся радиационному воздействию при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получила отказ. Считает отказ не законным, поскольку он нарушает ее права как гражданина РФ и по статусу инвалида в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Изменив предмет требований, просит признать бездействие администрации города Усть-Илимска в принятии на учет ее в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, обязать администрацию г. Усть-Илимска принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

В представленных возражениях представитель Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска указала, что департамент не уполномочен принимать решения об отказе или принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании заявитель поддержала заявленные требования.

Заинтересованное лицо Азовцева А.П. поддержала заявленные требования, пояснила, что вселилась в квартиру, к матери в качестве члена ее семьи, вынуждено, другого жилья не имеет, намеренного ухудшения жилищных условий не было.

Заинтересованное лицо Азовцева М.А. в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в представленном заявлении поддержала заявленные требования.

В судебном заседании представитель Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска, Администрации г. Усть-Илимска возражала против заявленных требований, пояснила, что при обращении Жубриной Г.М. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она представила не все документы, подтверждающие право состоять на учете, по документам не установлено место жительства Азовцевой А.П. в период с апреля 2006 года по апрель 2009 года, а значит и права на объекты недвижимого имущества, не установлен размер доходов Азовцевой А.П. в период предшествующий обращению в администрацию, что препятствует решению вопроса о признании граждан малоимущими. При обращении Жубриной Г.М. 30 ноября 2010 года было установлено, что она является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на льготное обеспечение жилой площадью, вместе с Жубриной Г.М. в принадлежащей ей на праве собственности квартире зарегистрированы ее дочь и внучка, необходимая потребность при улучшении жилищных условий составляет не менее 10,2 кв.м., однако общественная комиссия посчитала, что Жубрина Г.М. совершила действия повлекшие ухудшение жилищных условий, прописав Азовцеву А.П., поэтому приняла решение отказать Жубриной Г.М. в постановке на учет. Администрацией г. Усть-Илимска после решения комиссии решений не принималось, Жубрина Г.М., была уведомлена письменно, ей направлена выписка из протокола Общественной комиссии от 19 января 2011 года.

Выслушав пояснения, исследовав доказательства, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 13, 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Положения пункта 2 части первой статьи 14 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

В соответствии с Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 127-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма" Закон в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации определяет порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На учет принимаются определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Для принятия на учет граждане обращаются с заявлением в органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Иркутской области, осуществляющие ведение учета, по месту своего жительства.

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со статьей 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Согласно Положению об общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Усть-Илимска, утвержденному постановлением Администрации г. Усть-Илимска от 16 августа 2010 года № 489, комиссия является консультативно-совещательным органом при Администрации г. Усть-Илимска, решения Комиссии носят рекомендательный характер и являются основанием для подготовки соответствующих проектов постановлений Администрации г. Усть-Илимска, в том числе при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Из удостоверения № ** от **.**.**** года Жубрина Г.М. является лицом, перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Из договора передачи квартир в г. Усть-Илимске в собственность граждан от **.**.**** года следует, что Жубрина Г.М. является собственником двухкомнатной квартиры по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. ***, **, площадью 43,8 кв.м.

Из справки Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска № 744 от 01 марта 2010 года Жубрина Г.М., Азовцева А.П. с 07.04.2009, Азовцева М.А. с 22.07.2003 зарегистрированы в квартире по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. ***, **.

В соответствии со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Решением Усть-Илимского городского суда от 09 апреля 2010 года, вступившим в законную силу, Азовцева М.А. признана членом семьи Жубриной Г.М. по адресу проживания Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. **.**.****, **.

Из свидетельства о рождении II-СМ № ** от 06 мая 1969 года, свидетельства о заключении брака I-СТ № ** от 14 июля 1998 года свидетельства о расторжении брака I-СТ № ** от 13 мая 2008 года следует, что Азовцева А.П. является дочерью Жубриной Г.М.

Из представленного заявления Жубриной Г.М. от 30 ноября 2010 года в адрес мэра г. Усть-Илимска, она просит принять ее (и членов ее семьи) на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О социальной защите граждан, подвергнувшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», состав семьи 3 человека, в том числе дочь Азовцева А.П., внучка Азовцева М.А., приложив необходимые документы.

Суд находит необоснованными доводы представителя Администрации г. Усть-Илимска о том, что Жубрина Г.М. не представила документов, подтверждающих наличие-отсутствие у нее и членов ее семьи в собственности иных жилых помещений.

Из представленных уведомлений Управления Росреестра по Иркутской области, справок МП «БТИ» г. Усть-Илимска следует, что сведения о правах Азовцевой А.П., Азовцевой М.А. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества отсутствуют, Жубриной Г.М. принадлежит квартира по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. ***, **.

Суд находит необоснованными доводы представителя Администрации г. Усть-Илимска о том, что заявители не представили документов позволяющих отнести их к малоимущим. Из содержания заявления Жубриной Г.М. от 30 ноября 2010 года, пояснений, данных в судебном заседании, следует, что она не заявляла о постановке ее на учет как малоимущего гражданина, положения Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" такого условия для постановки на учет не содержат, таким образом, оснований для подтверждения указанного статуса не имеется.

Суд находит необоснованной ссылку представителя Администрации г. Усть-Илимска на то, что Жубрина Г.М. не может быть принята на учет на основании п. 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ, суду не представлено доказательств того, что Жубрина Г.М. вселила Азовцеву А.П. в принадлежащую ей квартиру именно с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, что в соответствии со статьей 249 ГПК РФ является обязанностью заинтересованного лица.

Из пояснения истца, заинтересованного лица Азовцевой А.П. следует, что намерений состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении при вселении в жилое помещение они не имели.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Из представленного расчета размера общей площади при улучшении жилищных условий на момент подачи заявления Жубриной Г.М., представленному представителем Администрации г. Усть-Илимска, необходимая потребность общей площади при улучшении жилищных условий составляет не менее 10,2 кв.м.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Администрация г. Усть-Илимска обязана была поставить Жубрину Г.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Суд учитывая, что в нарушение требований статей 52, 54 ЖК РФ статьи 4 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 127-оз Администрация г. Усть-Илимска в установленный срок не приняла решения об отказе Жубриной Г.М. находит указанное бездействие незаконным, Администрация г. Усть-Илимска обязана принять Жубрину Г.М. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать бездействие Администрации города Усть-Илимска при решении вопроса о принятии Жубриной Г.М. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях незаконным.

Обязать Администрацию г. Усть-Илимска принять Жубрину Г.М., состав семьи 3 человека, в том числе: дочь Азовцева А.П., внучка Азовцева М.А., на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья О.Ю. Высочин

Решение вступило в законную силу: 01.04.2011 года