РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
07 апреля 2011 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующий судья Высочин О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Кудряшовой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1054/2011 по иску Меньшиковой Е.В. к Муниципальному учреждению «Городская больница № 1» о взыскании недополученной заработной платы,
Установил:
В обоснование иска Меньшикова Е.В. указала, что работает в МУ «ГБ № 1» с **.**.**** года сторожем. Приказом установлен 1 разряд оплаты труда. Считает, что тарифная ставка первого разряда не может быть ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, с 01.01.2009 года МРОТ составляет 4330 рублей, должны установить оклад с применением на МРОТ межразрядного коэффициента, размер ее заработной платы должен составлять * рублей в месяц, за период с декабря 2010 года по февраль 2011 года заработная плата должна быть * рубля. Работодатель неправильно производил начисление заработной платы, по ее расчетам недополученная заработная плата составила * рублей. Просит взыскать с ответчика недополученную заработную плату за период с 01 декабря 2010 года по 01 марта 2011 года в размере * рублей. Обязать ответчика обеспечить начисление заработной платы в соответствии с действующим законодательством.
В представленных возражениях представитель ответчика исковые требования не признала, указала, что исковые требования истца не обоснованны. Ежемесячная сумма заработной платы истца не противоречит действующему законодательству РФ, следовательно не могла возникнуть и задолженность перед истцом по выплате заработной плате за рассматриваемый период. Понятия минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка различны и повышение минимального размера оплаты труда не является основанием для одновременного повышения тарифных ставок работников. Просит в иске истцу отказать в полном объеме.
В судебное заседание истец не явился, извещен, в представленном заявлении просил дело рассмотреть ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены, причины неявки суду не сообщили.
Исследовав доказательства, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Как установлено статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификация) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
До вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007г. № 54-ФЗ (т.е. до 01 сентября 2007г.), статья 133 ТК РФ предусматривала, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, в норме закона присутствовала привязка оклада (ставки) к минимальному размеру оплаты труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 1 сентября 2007 года часть четвертая статьей 133 ТК РФ утратила силу (Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ).
Следовательно, с 1 сентября 2007г. организации, финансируемые из местных бюджетов, освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
Согласно карточке-справке Меньшикова Е.В. принята на работу в МУ «ГБ № 1» с **.**.**** сторожем.
Согласно Уставу Муниципального учреждения «Городская больница № 1»» учреждение является муниципальным, созданным в целях охраны здоровья граждан и полное удовлетворение потребностей прикрепленного населения в квалифицированной специализированной медицинской помощи, профилактика заболеваний, эффективное использование кадров, материальных и финансовых ресурсов, направленное на укрепление здоровья населения города Усть-Илимска, финансируется из бюджета города.
Как следует из Положение о новых системах оплаты труда работников муниципальных учреждений города Усть-Илимска, отличных от Единой тарифной сетки, система оплаты труда работников муниципальных учреждений города Усть-Илимска включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Получение истцом заработной платы из тарифной ставки (оклада) в установленных размерах не оспаривался, подтвержден расчетными листами. Из представленных расчетных листков следует, что заработная плата истца состоит из должностного оклада (тарифной ставки), северной надбавки, районного коэффициента, кроме того, включает соответствующие доплаты.
Из содержания искового заявления следует, что требования истца сводятся к приведению тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, и действовавшего в период начислений.
В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Приведение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, суд считает незаконным, поскольку этот вопрос относится трудовым законодательством к ведению работодателя, устанавливающего систему оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Иное толкование закона не только нарушит публичные интересы, но и допустит нарушение единства судебной практики.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева, Хисаевой и Юмагулова на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Федеральный закон от 20.04.2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» наряду с повышением минимальной оплаты труда исключил из статьей 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 статьей 133 ТК РФ.
Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда, и признав утратившей силу норму ч. 4 статьей 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Вопрос о приведении тарифной ставки (оклада) ETC к минимальному размеру оплаты труда относится к ведению работодателя, устанавливающего систему оплаты труда на основании коллективного договора и в соответствии с нормами трудового законодательства, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд находит, что исковые требования основаны на неправильном понимании и толковании истцом действующих норм трудового законодательства, требования об обязывании ответчика обеспечить начисление заработной платы в соответствии с действующим законодательством основаны на том, что работодатель обязан производить расчет исходя из оклада, установленного в размере минимального размера оплаты труда увеличенного на межразрядный коэффициент, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Меньшиковой Е.В. к Муниципальному учреждению «Городская больница № 1» о взыскании недополученной заработной платы за период с 01 декабря 2010 года по 01 марта 2011 года в размере * рублей, об обязывании ответчика обеспечить начисление заработной платы в соответствии с действующим законодательством отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия, путем подачи жалобы через Усть-Илимский городской суд.
Судья О.Ю. Высочин
Решение вступило в законную силу: 19.04.2011 года