РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
11 февраля 2011 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующий судья Высочин О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Кудряшовой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-232/2011 по заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании действий Администрации г. Усть-Илимска незаконными,
Установил:
В обоснование заявления прокурор указал, что 11 февраля 2010 года Администрацией г. Усть-Илимска издано распоряжение № 21-р, которым выделены денежные средства в сумме 442185,73 рублей для оплаты арендной платы за земельный участок за Усть-Илимскую городскую общественную организацию ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Источником финансирования определена смета расходов Администрации города на 2010 год на проведение мероприятий в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации (расходы на проведение общегородских мероприятий). Считает, что Администрацией были нарушены требования бюджетного законодательства, законодательства о местном самоуправлении. 07 мая 2010 года прокурором был принесен протест, содержащий требование об отмене незаконного распоряжения, распоряжение Администрации г. Усть-Илимска от 11.02.2010 года № 21-р отменено распоряжением № 146-р 24 мая 2010 года. 14 сентября 2010 года Администрацией г. Усть-Илимска издано распоряжение № 314-р «Об отмене распоряжения Администрации г. Усть-Илимска от 24.05.2010 года № 146-р». 14 сентября 2010 года распоряжением № 315-р в распоряжение № 21-р от 11.02.2010 года внесены изменения, источником финансирования для оплаты аренды за земельный участок определен резервный фонд Администрации г. Усть-Илимска. Указывает, что незаконным и необоснованным расходованием средств местного бюджета на цели, не связанные с решением вопросов местного значения, не предусмотренные законом, при наличии дефицита бюджета нарушены права и законные интересы жителей города. Просит признать незаконным Распоряжение Администрации г. Усть-Илимска от 11.02.2010 года № 21-р «О выделении денежных средств Администрации города Усть-Илимска для оплаты аренды за пользование земельным участком Усть-Илимской городской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов». Обязать Администрацию г. Усть-Илимска устранить допущенные нарушения закона путем отмены Распоряжения от 11.02.2010 года № 21-р «О выделении денежных средств Администрации города Усть-Илимска для оплаты аренды за пользование земельным участком Усть-Илимской городской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов». В дополнение прокурор указал, что денежные средства в размере 442185,73 рублей проведены Финансовым управлением Администрации г. Усть-Илимска по статье 226 «Прочие работы, услуги», при этом порядок их отражения определен распоряжением № 21-р от 11.02.2010 года и не соответствует методологии ее применения. Администрация г. Усть-Илимска не представила документов, свидетельствующих о том, что Усть-Илимская городская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов включена в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Считает, что финансовая поддержка, которая может быть предоставлена некоммерческой организации в форме субсидии, должна быть изначально заложена в бюджет на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации. Администрация г. Усть-Илимска незаконно и необоснованно израсходовала средства местного бюджета на цели, не связанные с решением вопросов местного значения, нарушив требования бюджетного законодательства.
В представленных возражениях представитель Администрации г. Усть-Илимска указал, что 04 января 2010 года обратилась Усть-Илимская городская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов с просьбой об оказании финансовой помощи для погашения задолженности по договору аренды земельного участка. Администрация г. Усть-Илимска приняла решение оказать финансовую поддержку, поскольку в связи с приближением 65-летней годовщины Великой Победы над немецко-фашистской Германией Усть-Илимская городская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов должна была провести целый ряд мероприятий в сфере культуры. 11 февраля 2010 года Администрацией города Усть-Илимска издано распоряжение, которым выделено 442185,73 рублей для оплаты арендной платы за пользование земельным участком Усть-Илимской городской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, источником финансирования определена смета расходов Администрации г. Усть-Илимска на 2010 год «Расходы на проведение мероприятий в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации» (Расходы на проведение общегородских мероприятий). На основании данного распоряжения кассовые расходы в сумме 442185,73 рублей были профинансированы. Решением Городской Думы от 23.12.2009 года № 8/26 был утвержден бюджет города на 2010 год, по направлению расходов «Государственная поддержка в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации» были утверждены расходы в сумме 1027 тысяч рублей. Расходы были отражены в бюджете по соответствующему коду, разделу, подразделу, целевой статье и виду расходов. 07 мая 2010 года Усть-Илимский межрайонный прокурор принес протест, содержащий требование об отмене распоряжения № 21-р от 11.02.2010 года, в связи с чем Администрацией г. Усть-Илимска 24 мая 2010 года отменено распоряжение от 11.02.2010 года. Впоследствии посчитав, что распоряжение от 11.02.2010 соответствует закону, учитывая изменения в действующее законодательство, Администрация г. Усть-Илимска 14 сентября 2010 года отменила распоряжение от 24.05.2010 года, привела его в соответствие с порядком отражения кассовых расходов по статьям классификации соответственно методологии ее применения, определив источником финансирования резервный фонд Администрации г. Усть-Илимска. Считает, что прокурор не мог обратиться в суд повторно с теми же требованиями, пропустил срок для обжалования. Просит в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования, заявила ходатайство о восстановлении сроков, поскольку до сентября 2010 года распоряжение Администрации г. Усть-Илимска не действовало, прокурор обратился в суд в течение трех месяцев со дня издания постановления от 14 сентября 2010 года. Указала, что при издании распоряжения Администрацией г. Усть-Илимска не соблюден порядок и процедура принятия решения о расходовании бюджетных средств, установленные бюджетным кодексом.
Представитель Администрации г. Усть-Илимска в судебном заседании возражал против заявленных требований, по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Усть-Илимской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, поддержал позицию Администрации г. Усть-Илимска.
Выслушав пояснения, исследовав доказательства, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 37 Устава муниципального образования город Усть-Илимск администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области.
В соответствии со статьей 39 Устава к компетенции администрации города относится обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципального образования по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, решениями городской Думы, постановлениями и распоряжениями администрации города; разработка бюджета города, обеспечение его исполнения и подготовка отчета о его исполнении; Администрация города реализует иные полномочия, отнесенные к компетенции местной администрации федеральными законами, законами Иркутской области, настоящим Уставом и иными муниципальными правовыми актами.
Распоряжением от 11 февраля 2010 года № 21-р «О выделении денежных средств Администрации города Усть-Илимска для оплаты аренды за пользование земельным участком Усть-Илимской городской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов» Администрация г. Усть-Илимска выделила Администрации г. Усть-Илимска денежные средства в сумме 442185,73 рублей для оплаты арендной платы за пользование земельным участком Усть-Илимской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, источником финансирования определена смета расходов Администрации г. Усть-Илимска на 2010 год «расходы на проведение мероприятий в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации (Расходы на проведение общегородских мероприятий)».
Основанием для принятия распоряжения явилось письмо Усть-Илимской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов от 04 января 2010 года в адрес Администрации г. Усть-Илимска с просьбой об оказании финансовой помощи.
Распоряжением от 24 мая 2010 года № 146-р Администрации г. Усть-Илимска распоряжение от 11 февраля 2010 года № 21-р отменено.
Распоряжением от 14 сентября 2010 года № 314-р Администрации г. Усть-Илимска отменено со дня издания распоряжение Администрации г. Усть-Илимска от 24 мая 2010 года № 146-р.
Распоряжением от 14 сентября 2010 года № 315-р Администрации г. Усть-Илимска в распоряжение от 11.02.2010 года № 21-р внесены изменения, источником финансирования определен резервный фонд Администрации г. Усть-Илимска.
В судебном заседании установлено, что Усть-Илимский межрайонный прокурор ранее уже обращался в суд с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения Администрации г. Усть-Илимска от 11 февраля 2010 года № 21-р «О выделении денежных средств Администрации города Усть-Илимска для оплаты аренды за пользование земельным участком Усть-Илимской городской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов». Определением суда от 27 мая 2010 года производство по делу было прекращено.
Суд не находит оснований для прекращения производства по делу, поскольку ранее суд принял отказ от заявленных требований и прекратил производство по делу в связи с принятием Администрацией г. Усть-Илимска распоряжения от 24 мая 2010 года № 146-р об отмене распоряжения от 11.02.2010 года № 21-р.
Суд находит трехмесячный срок, установленный статьей 256 ГПК РФ, подлежащим восстановлению, в судебном заседании установлено, что распоряжение от 11.02.2010 года № 21-р отменялось в мае 2010 года, вновь начало действовать 14 сентября 2010 года, прокурор обратился в суд 14 декабря 2010 года.
В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса РФ принцип самостоятельности бюджетов означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения от 11.02.2010 года) в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из местного бюджета устанавливается местной администрацией.
В соответствии со статьей 16.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского округа вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции от 17.07.2009, действовавшей на момент издания распоряжения от 11.02.2010 года) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах.
В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса РФ В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервных фондов местных администраций. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов.
Из распоряжения № 21-р от 11.02.2010, с учетом распоряжения 14.092010 № 315-р, Администрации г. Усть-Илимска, следует, что источником финансирования расходов определен резервный фонд Администрации г. Усть-Илимска.
Из представленного Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации г. Усть-Илимска установлено, что средства резервного фонда могут направляться на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, не предусмотренных решением Городской Думы города Усть-Илимска о бюджете города на текущий финансовый год, носящий нерегулярный характер.
Прокурор ссылается на несоблюдение процедуры и порядка принятия решения о расходовании бюджетных средств, которые установлены Бюджетным кодексом РФ.
Перечень возможных нарушений бюджетного законодательства приведен в главе 28 Бюджетного кодекса РФ. При этом не соблюдение процедуры и порядка принятия решения о расходовании бюджетных средств к нарушениям бюджетного законодательства не относятся, каких-либо санкций за это не предусмотрено.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Суд находит необоснованными доводы прокурора в части невозможности изменения кода статьи расходов по ранее исполненному платежному поручению.
Согласно п. 2 Письма Минфина РФ от 05.02.2010 N 02-05-10/383 «О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления» если кассовые расходы проведены по статьям (подстатьям) Классификации в соответствии с Документами или при отсутствии порядка их проведения по кодам Классификации в Документах и Указаниях, но при этом, по оценке отдельных участников бюджетного процесса, порядок их отражения по статьям (подстатьям) Классификации не соответствует методологии ее применения, установленной Указаниями, осуществление кассовых расходов не может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств. При возникновении вышеизложенной ситуации данный вопрос должен быть урегулирован главным распорядителем средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в ведении которого находится соответствующий получатель бюджетных средств) путем внесения в Документы необходимых уточнений (дополнений) по согласованию с соответствующим финансовым органом.
Распоряжение № 21-р от 11.02.2010 не содержит указаний на применение конкретного кода бюджетной классификации соответствующим финансовым органом, Уставом муниципального образования г. Усть-Илимск прямо предусмотрена возможность внесения изменений в муниципальные правовые акты, законодательством, регулирующим бюджетные взаимоотношения, ограничения по изменению статей бюджетной классификации главным распорядителем бюджетных средств не предусмотрены.
Из представленной формы 0531809 следует, что код по бюджетной классификации при перечислении денежных средств в сумме 442185,73 рублей, согласно распоряжению 21-р от 11.02.2010 года, изменен на 90710060700500013242.
В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н утверждены «Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"
Указанными нормативными актами соответствующего раздела бюджетной классификации (субсидии некоммерческим организациям) не предусмотрено, в связи с чем доводы прокурора в этой части необоснованны.
Анализ законодательства действовавшего на момент принятия распоряжения № 21-р от 11.02.2010 года позволяет суду сделать вывод, что Администрацией г. Усть-Илимска не допускалось нарушений бюджетного законодательства при выделении денежных средств Усть-Илимской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Администрация г. Усть-Илимска, как орган местного самоуправления, была вправе оказать финансовую поддержку некоммерческой организации, в пределах средств резервного фонда.
Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" внесены изменения, которые прямо предусматривают порядок оказания поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления, прямо относит поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций к вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 31.1. Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: социальная поддержка и защита граждан, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Из Устава Усть-Илимской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, зарегистрированного 17 марта 1995 года, следует, что к целям организации относятся защита социально-экономических, трудовых, личных прав и свободы лиц старшего поколения, ведение благотворительной работы.
Суд учитывает, что на момент принятия распоряжения 11 февраля 2010 года соответствующие изменения в законодательство по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций приняты еще не были, порядок оказания соответствующей поддержки прямо регламентирован не был, вместе с тем возможность оказания экономической поддержки некоммерческим организациям органами государственной власти и местного самоуправления была прямо предусмотрена Федеральным законом «О некоммерческих организациях». С учетом изложенного доводы прокурора об отсутствии реестра социально ориентированных организаций необоснованны.
Оценивая в совокупности представленные доказательства суд приходит к выводу, что Администрация г. Усть-Илимска имела полномочия на принятие распоряжения № 21-р от 11.02.2010 года, нарушений порядка принятия распоряжения не допущено, распоряжение Администрации г. Усть-Илимска № 21-р от 11.02.2010 года, с учетом изменений внесенных распоряжением № 314-р от 14.09.2010 года, соответствует бюджетному законодательству, связано с решением вопросов местного значения, не нарушает требований действующего законодательства, прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Таким образом требования прокурора о признании незаконным Распоряжения Администрации г. Усть-Илимска от 11.02.2010 года № 21-р «О выделении денежных средств Администрации города Усть-Илимска для оплаты аренды за пользование земельным участком Усть-Илимской городской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов», обязать Администрацию г. Усть-Илимска устранить допущенные нарушения закона путем отмены Распоряжения от 11.02.2010 года № 21-р «О выделении денежных средств Администрации города Усть-Илимска для оплаты аренды за пользование земельным участком Усть-Илимской городской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов» заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении требований Усть-Илимского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным Распоряжения Администрации г. Усть-Илимска от 11.02.2010 года № 21-р «О выделении денежных средств Администрации города Усть-Илимска для оплаты аренды за пользование земельным участком Усть-Илимской городской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов», обязать Администрацию г. Усть-Илимска устранить допущенные нарушения закона путем отмены Распоряжения от 11.02.2010 года № 21-р «О выделении денежных средств Администрации города Усть-Илимска для оплаты аренды за пользование земельным участком Усть-Илимской городской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов» отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения.
Судья О.Ю. Высочин
Решение вступило в законную силу: 08.04.2011 года