Решение об отказе взыскания задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2011 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Иконниковой И.С.,

с участием:

истца Зверевой Т.Г.,

представителя ответчика Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району Мореход А.И., действующей на основании доверенности ... от .. .. .... , с полным объемом процессуальных прав, сроком действия доверенности до .. .. .... ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-995/2011

по иску Зверевой Т.Г. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление, установлении ежемесячной компенсации на продовольственные товары, ежегодной компенсации на оздоровление,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований истица указала, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986 года. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ей гарантирована ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере двукратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Кроме того, в силу указанного Закона ей гарантирована ежегодная компенсация на оздоровление в размере трехкратной суммы установленного законом размера минимальной заработной платы. Указанные законом суммы не индексируются ответчиком, хотя в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, а также в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, данные выплаты входят в общий объем возмещения вреда. Просит суд обязать ответчика производить ей выплату с .. .. .... ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере ... . и ежегодной компенсации на оздоровление в размере ... ., а также взыскать индексацию с .. .. .... по .. .. .... по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере ... . и по ежегодной компенсации на оздоровление в размере ... .

В судебном заседании истец Зверева Т.Г. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно в судебном заседании пояснила, что ежемесячно получает денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодно компенсацию на оздоровление. Выплачиваемые ей суммы индексируются в нарушение установленного законодательством порядка. Просит суд проиндексировать ей суммы за период с .. .. .... с учетом увеличения МРОТ, с .. .. .... по .. .. .... с учетом роста величины прожиточного минимума, с .. .. .... с учетом роста инфляции. Обязать ответчика производить ей выплату с .. .. .... ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере ... . и ежегодной компенсации на оздоровление в размере ... ., а также взыскать индексацию с .. .. .... по .. .. .... по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере ... . и по ежегодной компенсации на оздоровление в размере ... .

Представитель ответчика Мореход А.И. в судебном заседании требования Зверевой Т.Г. не признала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве-возражении от .. .. .... за ... . Дополнительно суду пояснила, что в соответствии с п. 10 ст. 15 Закона РФ от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС предусмотрена ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере двукратного минимального размера оплаты труда. Денежная компенсация за вред здоровью, предусмотренная ч. 1 ст. 40 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установлена в размере трехкратного минимального размера оплаты труда. С 01.01.2001 года Федеральным законом № 122-ФЗ от 07.08.2000 года «О порядке установления размеров стипендий и выплат в РФ» было внесено изменение в статьи 15 и 40 базового закона, согласно которого размер выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров был установлен в виде фиксированной суммы и составил 200 руб., размер ежегодной выплаты за вред здоровью составил 300 руб. Таким образом, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. В редакции ФЗ № 5-ФЗ от 12.02.2001 года размеры выплат, предусмотренные ч. 1 и 2 статьи 2 Закона от 12.02.2001 года, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Однако повышение указанной выплаты пропорционально росту величины прожиточного минимума относится только к пункту 25 части первой статьи 14 и пункту 11 статьи 15 ФЗ № 179-ФЗ и не касается статьи 15 и 40 этого закона. Таким образом, законодательством не предусмотрена индексация на иные выплаты, к которым и относятся денежные суммы на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью. Начиная с мая 2004 года механизм повышения ежегодной компенсации за вред здоровью и выплат на приобретение продовольственных товаров определен с применением соответствующего коэффициента исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Верховным Судом РФ в Определении № 25-В07-24 от 11.01.2008 года подтверждается, что денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью хотя и входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, и подлежат индексации, однако порядок индексации ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью и выплат на приобретение продовольственных товаров и оздоровление может быть различен. По мнению Верховного Суда РФ, выплаты на приобретение продовольственных товаров и за вред здоровью должны индексироваться путем повышения фиксированного размера исходя из базовой суммы. Индексация указанных сумм производилась на основании постановления Правительства РФ. Истице индексировались и выплачивались указанные выплаты. Таким образом, ежегодная компенсация и выплаты на приобретение продовольственных товаров выплачивались истице в установленном законом размере с учетом индексации, установленной Правительством РФ, задолженности не имеется. Просит в иске Зверевой Т.Г. отказать в полном объеме.

Исследовав и оценив пояснения сторон, представленные ими письменные доказательства, суд считает, что исковые требования Зверевой Т.Г. не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Из содержания ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения в 1986-1987 годах, предусмотрена пунктом 10 статьи 15 Закона РФ от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (далее - базовый Закон).

Выплата ежегодной денежной компенсации за вред здоровью участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предусмотрена частью 1 статьи 40 базового Закона.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Истица Зверева Т.Г. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 года, что подтверждается представленным ею удостоверением ... .

Право Зверевой Т.Г. на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной выплаты за вред здоровью в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ответчиком не оспаривается.

В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, была предусмотрена ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда, т.е. 83,49 руб. х 2 = 166,98 руб. (до 01.01.2001г.).

В соответствии с частью 1 статьи 40 базового Закона РФ указанной категории граждан устанавливалась ежегодно выплата единовременной материальной помощи на оздоровление в размере трехкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, т.е. 83,49 руб. х 3 = 250,47 руб. (до 01.01.2001г.).

Федеральным законом РФ от 07.08.2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» были внесены изменения в пункт 10 статьи 15 и часть 1 статьи 40 базового Закона, согласно которого с 1 января 2001 года размер выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров был установлен в виде фиксированной суммы и составил 200 рублей, а размер ежегодной компенсации за вред здоровью составил 300 рублей.

Таким образом, Федеральным законом № 122-ФЗ от 07.08.2000 года был определен новый порядок ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 рублей.

При этом статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 года № 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (то есть исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей.

В редакции Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» размеры выплат, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 2 Закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленный настоящей статьей, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, что относится только к пункту 25 части первой статьи 14 и пункту 11 статьи 15 Федерального закона № 179-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и не касается пункта 10 статьи 15 и статьи 40 указанного закона.

Законодателем определено, что индексации подлежат суммы возмещения вреда, указанные в частях 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ.

Таким образом, ни ранее действовавшим законодательством (ФЗ № 3061-1 от 18.06.1992г.), ни Федеральным законом № 31-ФЗ от 26.04.2004 года (с изменениями и дополнениями) не предусмотрена индексация на иные выплаты, к которым и относятся денежные суммы на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральных Законов от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 07.08.2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда РФ и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов выплат денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежегодной компенсации за вред здоровью, выплатах на приобретение продовольственных товаров в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

В соответствии с пунктом 5.4 постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П судам общей юрисдикции предоставлено право принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ. Предусмотренная данным пунктом индексация в зависимости от роста величины прожиточного минимума распространяется лишь на суммы возмещения вреда, установленные частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, не включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью, которые подлежат повышению в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 ст. 5 указанного ФЗ от 12.02.2001 года № 5-ФЗ в редакции от 26.04.2004 года № 31-ФЗ).

Механизм повышения денежных сумм на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью определен, начиная с мая 2004 года с применением соответствующего коэффициента исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Так, постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 года № 847, от 07.05.2005 года № 292 (с изменениями от 24.03.2006 года и 03.03.2007 года), от 25.04.2006 года № 246 (с изменениями от 03.03.2007 года), от 21 марта 2007 года № 171 и от 21.12.2007 года № 914, от 16.12.2009г. № 1024,, от 21.12.2010г. № 1079 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Этими постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что выплаты на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

Таким образом, установление и пересмотр видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а выплаты на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.

Доводы истца о том, что в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 года № 35 (в редакции от 05.04.2005 года № 7) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, а потому суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью с учетом величины минимального размера оплаты труда (МРОТ), указанной в статье 1 ФЗ от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной статьей 4 этого ФЗ, суд считает несостоятельными, т.к., по мнению суда, это разъяснение касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной пунктом 15 статьи 14 базового Закона, а индексация ежегодной компенсации за вред здоровью и выплат на приобретение продовольственных товаров, исходя из базовой суммы, постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П не была признана неконституционной.

Как указывалось выше, после введения нового порядка регулирования сумм возмещения вреда здоровью впервые индексация ежегодных денежных компенсаций за вред здоровью и выплат на приобретение продовольственных товаров установлена постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 847 на 2004 год, и соответствующими постановлениями Правительства РФ на последующие годы.

Согласно представленной справке Отделения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району Управления Федерального казначейства по Иркутской области за ... от .. .. .... , справке УМСР ОиП Ио истице ежегодно индексировались суммы денежной компенсации за вред здоровью и ежемесячные выплаты на приобретение продовольственных товаров, что подтверждает доводы ответчика о том, что выплата ежегодной денежной компенсации за вред здоровью и ежемесячным выплатам на приобретение продовольственных товаров производилась в установленных законом размерах и с учетом индексации в соответствии с утвержденными ежегодными постановлениями Правительства РФ.

Иные доводы сторон, изложенные в иске и возражениях по нему, юридического значения для рассматриваемого дела не имеют.

Принимая решение в пределах заявленных истцом требований, суд приходит к выводу о необоснованности иска и отказе истцу в заявленных исковых требованиях в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Зверевой Т.Г. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление, установлении ежемесячной компенсации на продовольственные товары, ежегодной компенсации на оздоровление отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней с момента составления решения в окончательной форме.

Судья: Н.С. Банщикова

Решение вступило в законную силу: 11.05.2011г.