Решение об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

10 февраля 2011 года г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Курахтановой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Клиновской Е.В.,

с участием старшего помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Крытцовой М.Ю.,

в присутствии:

заявителя Садовникова А.В., его представителя- адвоката Коротаева В.А., действующего по ордеру №42 от 09.02.2011г. с ограниченным объемом процессуальных прав,

представителя заинтересованного лица Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Кочеткова А.П. действующего на основании Постановления Избирательной комиссии Иркутской области №106/1167 от 05.12.2006г. с полным объемом процессуальных прав по должности председателя ТИК,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-532/2011 по заявлению Садовникова А.В. об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы года Усть-Илимска,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявления Садовников А.В. указал, что решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии (далее по тексту УИ ТИК, Комиссия) от 04.02.2011г. за № 118/901 ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы года Усть-Илимска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1. По мнению комиссии он не набрал минимального количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы. С принятым решением не согласен. К проверке подписей избирателей были привлечены специалисты Отдела УФМС России по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе и Отдела №7 Экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Иркутской области. По справке специалиста Отдела УФМС Кормелицыной Г.А. 2 подписи избирателей комиссией были признаны недостоверными из-за ошибок в написании фамилии и отчества избирателей. По справке специалиста Отдела ЭКЦ ГУВД по Иркутской области З.. 3 подписи избирателей комиссией были признаны недостоверными и (или) недействительными. По мнению специалиста в подписном листе №7 в строках 1 и 2 даты занесения подписи и подписи избирателей выполнены одним и тем же лицом. С таким заключением он категорически не согласен, поскольку даты и подписи были проставлены различными избирателями собственноручно в его присутствии, поэтому заключение З.П.Е. ошибочное. С учетом ошибочного заключения специалиста З.Е.П. комиссия приняла решение отказать ему в регистрации кандидатом в депутаты, чем нарушила его права. Просил отменить решение Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от * за *** и обязать Усть-Илимскую территориальную городскую комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Городской Думы года Усть-Илимска пятого созыва по одномандатному избирательному округу ***.

В судебном заседании заявитель Садовников А.В. свои требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что заключение специалиста Отдела УФМС России по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе не оспаривает. С заключением специалиста Отдела N 7 Экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Иркутской области З.Е.П. не согласен в части признания недействительными подписей избирателей в строках 1 и 2 в подписном листе ***, поскольку эти подписи и даты их внесения проставлены собственноручно избирателями П.В.И. и Д.Н.Н.

Представитель заявителя адвокат Коротаев В.А. поддержал доводы Садовникова А.В., просил удовлетворить заявленные им требования.

Председатель Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Кочетков А.П. в судебном заседании пояснил, что Комиссия, проверив соответствие порядка выдвижения гражданина Российской Федерации Садовникова А.В. кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска пятого созыва по одномандатному избирательному округу №1 при проведении дополнительных выборов требованиям Закона, представленные для выдвижения и регистрации кандидата документы, в соответствии с пунктом 3 статьи 60 Закона, приняла решение от 4 февраля 2011года №118/901 об отказе в регистрации Садовникова А.В. кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска пятого созыва по одномандатному избирательному округу №1. Рабочей группой, в состав которой был включен специалист З.Е.П.., было установлено наличие пяти недостоверных (недействительных) подписей избирателей из тридцати представленных в поддержку кандидата, при том, что необходимое количество для регистрации кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутатов Городской Думы города Усть-Илимска пятого созыва по одномандатному избирательному округу №1 установлено в количестве 26-ти. Считает, что УИ ТИК не были допущены нарушения избирательного законодательства при вынесении решения об отказе в регистрации Садовникова А.В. кандидатом в депутаты Городской Думы года Усть-Илимска, поскольку Комиссия принимала решения на основании заключений специалистов и не могла самостоятельно перепроверять их выводы, в частности заключение специалиста З.Е.П., так как не наделена такими полномочиями.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление Садовникова А.В. подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с частью 1 статьи 259 ГПК РФ кандидаты и их доверенные лица считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии, нарушаются избирательные права вправе обратиться с заявлением в суд.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 05 декабря 2006 года № 106/1193 на Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Усть-Илимск.

Решением Комиссии от 20 декабря 2010 года № 112/823 в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон №67-ФЗ), пунктами 5, 6 статьи 19, пунктом 1 статьи 41 Закона Иркутской области от 11 декабря 2003 года № 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее Закон № 72-ОЗ) были назначены дополнительные выборы депутатов Городской Думы города Усть-Илимска пятого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 1,2,3,5,17 на 13 марта 2011 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона №72-ОЗ окружная комиссия регистрирует (или отказывает в регистрации) кандидатов по соответствующему избирательному округу, их доверенных лиц и уполномоченных представителей по финансовым вопросам, выдает указанным лицам удостоверения установленного образца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона №67-ФЗ, пунктом 8 статьи 30 Закона № 72-ОЗ полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 1,2,3,5,17 по дополнительным выборам депутатов Городской Думы города Усть-Илимска пятого созыва решением Комиссии от 20 декабря № 112/824возложены на Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области № 106/1167 от 05.12.2006г. председателем Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии назначен Кочетков А.П.

Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии № 112/828 от 20.12.2010г. утверждена рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений, кандидатами в Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию.

В соответствии с пунктом 3 статьи 59 Закона № 72-ОЗ в рабочую группу по проверке подписей избирателей в подписных листах, представляемых кандидатами в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска по одномандатным избирательным округам №1,2,3,5,17 были привлечены специалист Отдела УФМС России по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе К. и специалист Отдела N 7 Экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Иркутской области З.Е.П.

Согласно заявлению от *. Садовников А.В. дал согласие баллотироваться в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

В связи с подачей соответствующего заявления для регистрации кандидатом Садовниковым А.В. были представлены подписные листы с 30 подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.

* решением УИ ТИК за *** Садовникову А.В. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1. Основанием к отказу в регистрации послужило недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Согласно ч. 2 ст. 56 Закона №72-ОЗ количество подписей в поддержку кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, при проведении муниципальных выборов депутатов должно составлять 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее десяти подписей.

В соответствии с ч. 15 ст. 59 Закона №72-ОЗ регистрация кандидата не производится в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом подписей избирателей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.

Решением Комиссии от 20 декабря 2010 года №112/829 установлено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутатов Городской Думы города Усть-Илимска пятого созыва по одномандатному избирательному округу №1 - 26, максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию - 30. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им данные об избирателях, содержащиеся в подписных листах, представленных для регистрации кандидатов в депутаты.

Из представленной ведомости проверки достоверности подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных в поддержку выдвижения кандидата Садовникова А.В. от 02.02.2011 года, следует, что рабочей группой проверены 30 подписей избирателей. В ходе проверки на основании письма УФМС по Иркутской области от 01.02.2011г. № 11/36-638, справки специалиста ЭКО №7 Экспертно-крирминалистического центра ГУВД по Иркутской области З.Е.П. от 02.02.2011г. № 13 установлены нарушения. Итоговым протоколом проверки подписных листов от 2.02.2011г. из тридцати проверенных подписей избирателей признано недостоверными (п.9 ст. 59 Закона №72-ОЗ) и недействительными (подп. 3 п. 10 ст. 59 Закона № 72-ОЗ) 5 подписей.

В соответствии с п. 9 ст. 59 Закона № 72-ОЗ недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом (за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 статьи 56 настоящего Закона). Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, либо письменного заявления соответствующего избирателя, лично представленного им в избирательную комиссию, осуществляющую проверку подписей.

Согласно подп. 3 п. 10 ст. 59 указанного Закона недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

По справке Отдела УФМС России по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе (специалист Г.А. Кормелицына) комиссией 2 (две) подписи избирателей были признаны недействительными из-за ошибок в написании фамилии и отчества избирателей.

По справке специалиста ЭКО №7 Экспертно-криминалистического центра ГУВД по Иркутской области З.Е.П. установлено, что в подписных листах в пользу кандидата Садовникова А.В. даты занесения подписи и подписи избирателей в строках *** и *** в подписном листе *** выполнены одним и тем же лицом, даты занесения подписи и подписи избирателей в строках *** и *** в подписном листе *** выполнены одним и тем же лицом, даты занесения подписи и подписи избирателей в строках *** и *** в подписном листе *** выполнены одним и тем же лицом.

Заявитель Садовников А.В. не согласен с заключением специалиста в части выводов, касающихся даты занесения подписи и подписи избирателей в строках *** и *** в подписном листе ***, поскольку они были совершены разными лицами собственноручно, а не одним и тем же лицом.

Опрошенный в ходе судебного заседания специалист З.Е.П. согласился с возражениями Садовникова А.В. и пояснил, что к моменту исследования подписных листов с подписями избирателей в поддержку указанного кандидата просмотрел и изучил более 6000 подписей избирателей. Поскольку почерк, которым были совершены дата внесения подписи и подпись в строке *** и почерк, которым были проставлены дата занесения подписи и подпись в строке *** в подписном листе *** относятся к одной группе почерков, он не заметил элементы отличия между ними. В данный момент ему очевидно, что для однозначного вывода о достоверности или недостоверности по данной паре подписей избирателей ему необходимо было изучить дополнительные цифровые образцы и образцы почерка лиц, указанных в строках *** и *** в подписном листе ***. При отсутствии дополнительных образцов нельзя было сделать однозначный вывод, поэтому в своей справке, которую он направил в ТИК, он не должен был указывать вывод, что даты занесения подписи и подписи избирателей в строках *** и *** в подписном листе *** в пользу кандидата Садовникова А.В. выполнены одним и тем же лицом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

Согласно пункту 6 статьи 76 указанного выше Закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 109 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-ОЗ от 11.12.2003г. Федеральным законом решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием к отказу в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичная норма содержится в подпункте 5 пункта 3 статьи 60 Закона Иркутской области от 11.12.2003 N 72-ОЗ, согласно которой основанием к отказу в регистрации является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

В силу Закона на избирательную комиссию возлагается обязанность по проведению проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, которая в силу своих полномочий может своим решением создавать для выполнения возложенных на нее задач рабочие группы.

Функции избирательной комиссии по проверке достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, вытекают из положений ст. 58 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области", согласно которой кандидат после представления документов вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, за исключением подписных листов с подписями избирателей, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Федерального закона, настоящего Закона, в том числе к их оформлению.

Следовательно, в случае выявления избирательной комиссией оснований, подвергающих сомнению действительность подписи избирателя, как и дату собственноручного внесения избирателем подписи, избирательная комиссия должна провести проверку, результатом которой будет заключение с достоверностью подтверждающее выводы о недействительности (недостоверности) подписей.

Согласно письму № 211 от 16.12.2010г. председатель ТИК обратился в УВД по г. Усть-Илимску о предоставлении кандидатуры эксперта для включения в Рабочую группу по проверке подписей избирателей в подписных листах, представляемых кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области по одномандатному избирательному округу №20 и кандидатами в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска по одномандатным избирательным округам № 1,2,3,5,17.

Действия Усть-Илимской ГТИК соответствуют положениям ст. 59 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области.

Право оценки обстоятельств, являющихся основанием для признания подписи недействительной или недостоверной, принадлежит в силу закона органу, проводящему проверку подписных листов кандидата, - избирательной комиссии, которая должна располагать для этого бесспорными, полными и конкретными данными о характере и количестве имеющихся расхождений действительных данных избирателя с указанными в подписных листах.

Из пояснений председателя УИ ГТИК Кочеткова А.П. следует, что именно с учетом заключения специалистов Отдела УФМС и ЭКО ГУВД по Иркутской области был установлен факт недостоверности (недействительности) пяти подписей избирателей в подписных листах, представленных Садовниковым А.В.

В соответствии с пунктом 8 статьи 56 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области", подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель не может самостоятельно расписаться в подписном листе в связи с физическим недостатком, существующим после его возникновения постоянно и независимо от воли избирателя (слепота, отсутствие пальцев рук, иные недостатки), он вправе воспользоваться помощью другого избирателя. Лицо, оказавшее помощь избирателю, делает соответствующую оговорку в подписном листе и расписывается с указанием своей фамилии, имени и отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии, номера, даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Принимая во внимание доводы специалиста З.Е.П., признавшего ошибочность своего заключения в части выводов о выполнении подписей и даты внесения подписей избирателями в строках *** и *** в подписном листе *** одним и тем же лицом, заключение данного специалиста в этой части в справке об исследовании *** от * не может быть признано правильным. При отсутствии иных достоверных доказательств, свидетельствующих о недостоверности подписей избирателей, указанных в строках *** и *** в подписном листе ***, эти подписи должны быть учтены в составе достоверных подписей избирателей, представленных в поддержку Садовникова А.В.

С учетом установленных в ходе судебного заседания обстоятельств, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к твердому убеждению, что Садовниковым А.В. было представлено в УИ ГТИК достаточное количество подписей избирателей (27). В связи с этим его требование о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации Садовникова А.В. кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска в виду недостаточного количества достоверных подписей избирателей подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Садовникова А.В. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии №118/901 от 04 февраля 2011 года «Об отказе в регистрации Садовникова А.В. кандидатом в депутаты Городской Думы ** пятого созыва по одномандатному избирательному округу ***».

Обязать Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Садовникова А.В. кандидатом в депутаты Городской Думы ** пятого созыва по одномандатному избирательному округу ***.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 5 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Усть-Илимский городской суд.

Судья Е.М. Курахтанова

Решение вступило в законную силу 16.02.2011

*

*

*

*

*