Решение о включении периода работы в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Ларионовой В.В.

при секретаре Корнеевой Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 62/2011 по иску Неизвестных С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании решения УПФ РФ не законным, о включении периода работы в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска истица указала, что **.**.**** заседанием комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по подпункту 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г., в связи с чем право на досрочное назначение пенсии имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста. С решением ПФ она не согласна.

Согласно её трудовой книжки она работала медицинской сестрой палатной детского реанимационного отделения Железногорск-Илимской центральной районной больницы с **.**.**** по **.**.****, т.е. 2 года 4 месяца. Фактически выше указанное детское реанимационное отделение не было открыто, а отделение анестезиологии-реанимации расширилось с трех коек до шести, т.е. фактически у неё увеличился объем работы. В указанный период работала палатной медсестрой, ухаживала за больными, которые находились на аппаратах искусственной вентиляции, проводила мелкие наркозы и другое.

Поводом для обращения в пенсионный фонд послужило достижение нею соответствующего возраста. С заявлением она обратилась в пенсионный фонд **.**.****.

Считает, что в трудовой стаж для назначения досрочной пенсии необходимо включить период работы с **.**.**** по **.**.**** и соответственно считать последний исходя из года и шести месяцев.

Просит суд признать решение комиссии ПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе **** от **.**.**** об отказе в назначении пенсии незаконным.

Включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы с **.**.**** по **.**.****

Обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию досрочно с **.**.****

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика, действующие на основании доверенностей с полным объемом прав Казанцева Н.Н. и Р.исковые требования истицы не признали, поддержали свои письменные возражения на исковое заявление.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании истица в период с **.**.**** по **.**.**** работала палатной медсестрой детского реанимационного отделения Железногорской ЦРБ.

В соответствии с приказом **** от **.**.**** по Железногорской центральной районной больнице был издан приказ об организации на базе Железногорской центральной районной больницы реанимационно-анестезиологического отделения на базе терапевтического отделения на шесть коек. Работа отделения организована с **.**.****.

В период работы истицы было утверждено на 1992 г., 1993 и 1994 г. штатное расписание анестезиолого-реанимационного отделения, в котором предусмотрена должность истицы.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28) Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 утверждены «Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ранее действовали Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066, до 01.11.1999г. применяется Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464.

Суд также учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г. (постановление № 25) о том, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

При определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Согласно п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 врачам-анестезиологам- реаниматорам, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

При определении права гр. Неизвестных С.В. на досрочное назначение трудовой пенсии Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан было установлено следующее: согласно записям в трудовой книжке истица работала: с **.**.**** по **.**.**** палатной медсестрой детского реанимационного отделения Железногорской ЦРБ;

Согласно справки **** от **.**.****, выданной Железногорск-Илимской районной больницей Неизвестных С.В. с **.**.**** по **.**.**** работала в качестве медицинской сестры палатной реанимационного отделения.

Согласно представленных штатных расписаний 1992,1993,1994 г. на **.**.****, **.**.**** Неизвестных С.В. работала в качестве медсестры палатной реанимационного отделения Железногорской центральной районной больницы.

Кроме того, не все работники, осуществляющие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения имеют право на исчисления стажа работы в течениегода как год и шесть месяцев, а только средний медицинский персонал отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии (пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464) и медицинские сестры палатные отделения анестезиологии-реанимации (Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781). Факт работы гр. Неизвестных С.В. в вышеуказанный оспариваемый период в отделении анестезиологии-реанимации подтвержден документально.

Допрошенные Нижнеилимским районным судом Иркутской области 29 декабря 2010 г. по отдельному судебному поручению Усть-Илимского городского суда свидетели К. Г. суду показали, что Неизвестных С.В. в период с **.**.**** по **.**.**** работала медсестрой-анестезисткой в отделении анестезиологии -реанимации МУЗ «Железногорская центральная больница». Правильно их отделение называлось отделение анестезиологии-реанимации, но иногда отделение указывали как анестезиология, реаниматология, реанимация, реанимационное отделение. Точной формулировки названия отделения тогда не было.

В должностные обязанности Неизвестных С.В. входило реанимационное пособие, лечение больных по назначению врача, уход за больными, но в основном реанимация. Она давала наркозы по назначению и под контролем врача, работала с кислородными баллонами, обрабатывала аппаратуру, оказывала первую помощь при реанимации.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку они последовательны, согласуются между собой и не противоречат письменным материалам дела. Личной заинтересованности свидетелей в исходе дела суд не установил.

Конституционный суд РФ в постановлении от 03.06.2004г. № 11-П отметил, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда ( в данном случае - лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, осуществляемой на протяжении длительного периода времени).

Из текста решения **** от **.**.**** об отказе в установлении пенсии Неизвестных С.В. следует, что ответчиком принят к зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы продолжительностью 28 лет 9 месяцев 29 дней. К этому следует добавить 2 года 4 месяца и 6 дней за работу в отделении анестезиологии -реанимации Железногорская центральная районная больница». всего спорный период времени в календарном исчислении составил 31 год 4 мес. 05 дней. по состоянию на **.**.**** Учитывая установленные судом обстоятельства в совокупности с вышеуказанными нормативными актами, суд считает необходимым обязать ответчика включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы Неизвестных С.В. с **.**.**** по **.**.**** медсестрой палатной реанимационно-анестезиологического отделения Железногорской центральной районной больницы.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку настоящим решением установлен факт наличия у Неизвестных С.В. достаточного стажа работы на дату обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии, решение ответчика об отказе в установлении Неизвестных С.В. трудовой пенсии с **.**.****. является незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Неизвестных С.В. удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от **.**.**** **** незаконным в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы Неизвестных С.В. с **.**.**** по **.**.**** медсестрой палатной в реанимационно-анестезиологическом отделении Железногорской центральной районной больницы.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области включить в стаж Неизвестных С.В. период работы на соответствующих видах работ с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры палатной в реанимационно-анестезиологическом отделении Железногорской центральной районной больницы.

Обязать Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области назначить и выплачивать Неизвестных С.В. трудовую пенсию по старости с **.**.****.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней

Председательствующий судья:

Решение вступило в законную силу: 08.04.2011г.