РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2011 г. город Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Ларионовой В.В.,
при секретаре Корнеевой Л.И.,
в присутствии истца Колмычковой Л.И.,
представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Казанцевой Н.Н., действующей на основании доверенности № СМ-09\8 от **.**.**** сроком действия по **.**.****,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-138/2011 по иску Колмычковой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области» о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, понуждении к назначению трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Колмычкова Л.И. просит суд включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с **.**.**** по **.**.**** в должности воспитателя в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Управления социальной защиты населения администрации города Усть-Илимска; признать решение ответчика от **.**.**** ****** об отказе ей в назначении пенсии незаконным, обязать ответчика назначить ей пенсию с **.**.****
В обоснование заявленных требований Колмычкова Л.И. указала, с **.**.**** работает в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних по настоящее время. **.**.**** она обратилась в УПФ РФ г. Усть-Илимска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работник, осуществляющий педагогическую деятельность. Решением от **.**.**** ****** ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях. Ответчик не засчитал ей в стаж педагогической деятельности период работы в должности воспитателя в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Управления социальной защиты населения администрации г. Усть-Илимска с **.**.**** по **.**.****
Истец считает отказ в назначении пенсии необоснованным, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусмотрено, что работа в должности воспитателя в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Учреждение реорганизовывалось несколько раз: с 01.05.2004 г. МУ социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Усть-Илимска, с 14.12.2005г. ОГУ СО «СРЦ для несовершеннолетних г. Усть-Илимска», но должностные обязанности, в которых входило воспитание несовершеннолетних, не менялось (л.д.4-5, 70).
В судебном заседании истица поддержала требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнении к исковому заявлению.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования Колмычковой Л.И. не признала полностью по доводам, изложенным в письменных возражениях. В обоснование Правом на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19.1 п. 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ пользуются лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом следует учитывать, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют не все работники, занимающиеся педагогической деятельностью. Одним из основных условий при зачете педагогической деятельности в специальный трудовой стаж является точное совпадение соответствие характера выполняемой работы, т.е. наименование должности, учреждения, той, которая предусмотрена Списками № 781 от 29.10.2002г., № 463 от 06.09.1991г. и № 1067 от 22.09.1999г. Колмычкова Л.И. в период с 01.01.2002г. по 30.04.2004г. работала воспитателем социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Управления социальной защиты населения администрации г. Усть-Илимска. Наименование учреждения - социально-реабилитационный центр не предусмотрено Списком № 781 и ранее действовавшими списками. Кроме того не подтверждена документами работа на полную ставку, индивидуальные сведения и перечисление страховых взносов осуществлялось страхователем «Управление социальной защиты населения администрации города Усть-Илимска». В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица данный период работодателем квалифицирован как работа на общих основаниях. Работодателем дополнительно были даны сведения по стажу работы Колмычковой Л.И. за период работы июль, август и сентябрь 2010 года, если учесть этот стаж работы то возможно у истицы и наступит право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Но УПФ РФ (ГУ) в г. Усть-Илимске не находит оснований для зачета Колмычковой Л.И. спорных периодов работы в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Суд, исследовав доводы сторон, свидетелей М., Л. в совокупности с письменными материалами дела, находит исковые требования Колмычковой Л.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона (для мужчин 60 лет, женщин - 55 лет). Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящей нормой, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применяются в части, не противоречащей указанным нормам (постановление Правительства РФ от 21.01.2002г. № 30).
Для реализации права на указанный вид пенсии необходимо одновременное выполнение следующих основных условий: наличие не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ; работа в должностях и учреждениях, структурных подразделениях, предусмотренных соответствующими Списками и Правилами; работа в государственных муниципальных учреждениях для детей.
С 14 ноября 2002 года для педагогов применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. Ранее применялись Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ 06.09.1991г. № 463 и от 22.09.1999г. № 1067.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком № 463 от 06.09.1991г., а периоды работы после 1 ноября 1999 года, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067. Все Списки, указанные выше, содержат наименование должности «воспитатель».
Как следует из пенсионного дела истца, решения об отказе в установлении пенсии от **.**.**** ******, изменения к решению ****** от **.**.**** об отказе в установлении пенсии ****** от **.**.****, Колмычкова Л.И. обратилась с заявлением о назначении пенсии **.**.**** Из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по ст. 27 п. 1 п.п.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-фз от 17.12.2001г. Период работы истца с **.**.**** по **.**.**** воспитателем социально-реабилитационной группы для несовершеннолетних Управления социальной защиты населения администрации города Усть-Илимска по мнению ответчика не подлежит включению в стаж педагогической деятельности, т.к. такое наименования учреждения не предусмотрено Списком № 781от 29.10.2002 г. и ранее действовавшими Списками № 463 от 06.09.1991г. и № 1067 от 22.09.1999г. (10-15, 75-79).
Из трудовой книжки АТ-II ****** от **.**.**** Колмычковой Л.И. следует, что она с **.**.**** была принята на работу воспитателем 13 разряда в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Управление социальной защиты населения администрации города Усть-Илимска (запись ******) на основании приказа ******-к от **.**.****. **.**.**** Управление социальной защиты населения Администрации города Усть-Илимска реорганизовано путем выделения из его состава структурных подразделений со статусом юридического лица Муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (запись ******). **.**.**** уволена в связи с переводом с её согласия на работу в МО «СРЦ для несовершеннолетних» (запись ****** В соответствии с приказом ****** от **.**.**** принята с **.**.**** по переводу на должность воспитателя первой квалификационной категории 13 разряда оплаты труда по ЕТС, в отделение по реализации программ социальной реабилитации (л.д. 6,8,9).
В личной карточке Колмычковой Л.И. подтверждается период её работы в должности воспитателя в ОГУ СО «СРЦ для несовершеннолетних» с 30.04.2004г. по ст. 77 п. 5 ТК РФ по переводу (л.д.54).
Доводы ответчика о том, что учреждения «Социально-реабилитационный центр Управления социальной защиты населения администрации г. Усть-Илимска» не поименована в разделе «Наименование учреждений» Списка № 781, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. и ранее утвержденных Списках № 463 от 06.09.1991 г. и № 1067 от 22.09.1999 г., а потому данный период не подлежит зачету в стаж педагогической деятельности, суд считает несостоятельными.
На основании постановления главы администрации города Усть-Илимска от 19.09.1997 года № 984 в г. Усть-Илимске создан социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних на 100 мест с 01.11.1997 года на базе социального приюта «Милосердие» для детей и подростков Управления социальной защиты населения администрации города Усть-Илимска (л.д.75).
В соответствии с пунктом 3 Положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Управления социальной защиты населения, основными задачами Центра являются: профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних; оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье; содержание и дальнейшее жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение несовершеннолетних квалифицированной медико-психологической и социально-правовой помощью (л.д.77). На работников Центра распространяются условия оплаты труда в специализированных учреждениях, продолжительность рабочего времени, ежегодных отпусков, а также льготы, установленные для аналогичных категорий работников образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В пункте 7 раздела 2 Положения указано, что Центр осуществляет свою деятельность под руководством Управления социальной защиты населения администрации города Усть-Илимска, которое координирует деятельность Центра и оказывает организационно-методическую и практическую помощь.
На основании постановления главы администрации города Усть-Илимска от 26.06.2000г. за № 840 утверждено новое положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Управления социальной защиты населения города Усть-Илимска (л.д.82).
В соответствии с пунктом 2.2. Устава муниципального учреждения «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» от 24.03.2004г., учредителем Центра является Управление социальной защиты населения Администрации города Усть-Илимска, действующее на основании Положения об Управлении, утвержденное постановлением главы Администрации г. Усть-Илимска от 12.07.2002г. № 984. Учредитель осуществляет координацию деятельности Центра, оказывает ему организационную, методическую и практическую помощь, а также осуществляет контроль за его деятельностью на договорной основе (л.д.39-40).
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей от 29.10.2002г. № 781 содержит наименование учреждений - Учреждения социального обслуживания: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (пункт 1.13), в перечне должностей в т.ч. перечислена должность воспитателя.
Ответчик не оспаривает факта работы истца в должности воспитателя в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Суд также учитывает, что в Списке профессий и должностей работников народного образования № 781 от 29.10.2002г. наименование учреждения значится, как социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Следовательно, такое наименование Центра, как Социально-реабилитационный центр Управления социальной защиты населения администрации города Усть-Илимска не должно ущемлять права истца на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. «СРЦ для несовершеннолетних Управления социальной защиты администрации г. Усть-Илимска» являлись муниципальными образовательными учреждениями, в наименовании которых содержится словосочетание «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Несоответствие в буквальном смысле наименования Центра, являющегося в спорный период общеобразовательным учреждением для детей, не должно приводить к нарушению конституционного права истца на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в этом учреждении.
Факт того, что работа истицы воспитателем в спорный период времени была напрямую связана с воспитанием и образованием детей, представителем ответчика не оспаривается. В соответствии с общими принципами пенсионного обеспечения, закрепленными в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсии за выслугу лет предоставляются в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях во вредных или тяжелых условиях труда.
При оценке пенсионных прав истицы суд пришел к выводу о том, что представленные доказательства в их совокупности с достоверностью свидетельствуют о том, что Колмычкова Л.И. в спорный период времени осуществляла педагогическую деятельность в учреждении, тип и вид которого соответствуют наименованиям общеобразовательного учреждения, включенным в раздел «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002г. (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних), и указанный период подлежит включению в стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии со ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. № 340-1 (с последующими изменениями и дополнениями) пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге лет не менее 25 лет.
В соответствии с п/п 10 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Обсуждая требования истца о понуждении к назначению досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с **.**.****, суд учитывает, что ответчиком добровольно зачтен в стаж педагогической деятельности истца период работы на протяжении 22 года 04 месяца и 11 дней (л.д.12-16, 55-61), поэтому с учетом включения в стаж спорного периода (с **.**.**** по **.**.**** - 2 года 4 мес.), педагогический стаж составит на **.**.**** 24 года 08 мес. 11 дней, кроме того работодателем дополнительно представлены сведения по стажу работы истицы в июле, августе и сентябре 2010 года, таким образом с учетом дополнительных сведений о стаже работы истицы, стаж педагогической деятельности у истицы составляет 25 лет 11 дней.
Согласно ст.19 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
На день обращения истца с заявлением о назначении пенсии истец Колмычкова Л.И. не выработала стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью 25 лет. Учитывая, что истец продолжает работать в СРЦ для несовершеннолетних, и до **.**.**** работала в должности воспитателя, суд считает, что пенсия должна быть назначена с **.**.****
Учитывая изложенное, квалификация спорного периода работы Колмычковой Л.И. как работы на общих (не льготных) условиях, содержащаяся в решении ответчика от **.**.****, является необоснованной. Отказ органа Пенсионного фонда в назначении истцу трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии со Списком № 781 от 29.10.2002г. является незаконным. Поэтому требование о понуждении ответчика к назначению пенсии с **.**.**** также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Колмычковой Л.И. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области включить в трудовой стаж Колмычковой Л.И.. необходимый для назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с **.**.**** по **.**.**** в должности воспитателя социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Управления социальной защиты населения администрации г. Усть-Илимска.
Признать незаконным решение ****** от **.**.**** Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области об отказе в назначении Колмычковой Л.И. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области назначить и выплачивать Колмычковой Л.И. пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с **.**.****.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.
Судья: подпись В.В. Ларионова
Решение вступило в законную силу: 01.04.2011г.